• Наставничество как перспективная образовательная технология передачи опыта в системе образования

    19 Окт 2021
     
    11:10
     

    Текст: Елена Васильевна Коваленкова,
    старший методист центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО

    Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве. Наставничество в системе образования не является чем-то новым. Однако сегодня этот институт получил мощный импульс к развитию благодаря национальному проекту «Образование» в федеральных проектах «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».
    Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей является непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на её образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путём передачи опыта от наставника к наставляемому.
    Современная сущность педагогического наставничества во многом сохраняет своё традиционное значение и состоит в передаче опыта от педагога-мастера к ребёнку, осваивающему тот или иной вид деятельности. С другой стороны, имеется видимое обогащение категории «наставничество» новым содержанием, например тьюторство как педагогическая деятельность по организации помощи и поддержки обучающимся.
    В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» в Иркутской области разработана «Целевая региональная модель наставничества», в которую в качестве компонента вошла «Региональная модель тьюторского сопровождения обучающихся (как вида наставничества) в системе дополнительного образования детей».
    Особенностью региональной модели тьюторского сопровождения (как вида наставничества) обучающихся организаций дополнительного образования детей Иркутской области является вариативность и непрерывное обогащение содержательного и технологического компонентов. Формы и методы работы с наставниками, наставляемыми, алгоритмы действий в наставнических парах и взаимодействие с социумом, технологии тьюторского сопровождения будут наполняться в ходе апробации технологии наставничества и коррекции «Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» в соответствии с особенностями организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей и конкретной образовательной организации.
    Апробация технологии наставничества в системе дополнительного образования планируется на базе инновационных педагогических площадок и в образовательных организациях, принявших решение о внедрении данной технологии в образовательную деятельность:

    ❶ МБУДО г. Иркутска «Дом детского творчества № 3» по теме «Организация разных форм наставничества и тьюторского сопровождения (ученик – ученик, педагог – педагог) в доме детского творчества».


    Основная идея проекта «Наставничество» заключается не только в улучшении образовательных результатов, но и в создании уникальной среды передачи опыта среди детей, родителей и педагогов (вовлечь всех участников образовательных отношений).

    ❷ МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи»
    г. Ангарска по теме «Разработка и внедрение модели наставничества для педагогов и обучающихся в системе дополнительного образования детей».


    Основная идея проекта «Наставничество» – создание современной системы, где каждый получает личностное развитие.

    ❸ МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества “Гармония”» г. Ангарска по теме «Детские общественные организации и профориентационные центры как условие реализации наставничества и шефства в дополнительном образовании».


    Инновационный проект «Детские общественные организации и профориентационные центры как условие реализации наставничества и шефства в дополнительном образовании» направлен на создание системы наставничества в различных формах («педагог – педагогу», «педагог – учащемуся», «учащийся – учащемуся») с целью максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости. Целью также является создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Ангарского городского округа.

    ❹ МБОУ ДО города Иркутска «Детско-юношеская спортивная школа № 5» по теме «Раскрытие потенциала взрослеющей личности на основе наставничества (ученик – ученик) в условиях ДЮСШ».


    Наставничество содействует развитию взрослеющей личности и раскрытию её потенциала. Внедрение технологии наставничества в МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5 вносит вклад в реализацию национального проекта «Образование». Наставничество – универсальная и перспективная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций. Скорость и продуктивность усвоения новых знаний и умений, которую обеспечивает наставничество между обучающимися разного возраста, делают его неотъемлемой частью современной системы образования. Создаётся плодотворная среда развития педагогов. Авторитарный стиль в педагогической деятельности изжил себя, а авторитет старшего товарища в спорте бывает не меньшим, чем авторитет педагога. Раскрывается потенциал взрослеющей личности наставника. Растёт число обучающихся, способных самостоятельно строить образовательные траектории. Улучшается психологический климат в детских коллективах. Передача опыта
    обучающихся ДЮСШ, имеющих высокие достижения и обладающих лидерскими качествами, другим обучающимся с целью повышения мотивации к занятиям спортом и улучшения образовательных результатов позволяет повысить интерес к культивируемым видам спорта.
    В 2021 году к методическому сопровождению деятельности инновационных педагогических площадок, создающих и реализующих условия для проведения различных форм сопровождения, наставничества и шефства, присоединились:

    ❶ МБУДО «Дом детского творчества» г. Усолье-Сибирское по теме «Дом детского творчества как школа инициативы, творчества и игры».


    Цель – воспитание социально активной личности обучающихся, способной к осуществлению продуктивной работы в качестве организатора (помощника организатора) детского досуга в клубах по месту жительства, дворах, летних оздоровительных лагерях и образовательных организациях.

    Данный проект предполагает создание условий для развития и реализации творческих, лидерских и организаторских способностей обучающихся через осуществление межведомственного взаимодействия, наставничества и шефства в решении вопросов сопровождения отдыха, досуга и оздоровления детей.

    • «Дворовые университеты» в рамках реализации городского проекта «Ребята нашего двора».
    • «Двор моего детства» (на базе 8 клубов по месту жительства).
    • «Летний экспресс» (на базе детского загородного лагеря «Юность»).
    • «Я лидер. Я активист» в рамках работы общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации РДШ.

    Наставничество содействует развитию взрослеющей личности
    и раскрытию её потенциала.

    Кроме этого, идея проекта заключается ещё и в том, чтобы нам, педагогам дополнительного образования «Дома детского творчества», самим измениться, быть современными и востребованными.

    ❷ МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» по теме «Образовательные модули “Курс на будущее”».


    Инновационный социальный проект «Курс на будущее» – это развитие компетенций у подростков школьного возраста, способствующих определению направления будущей профессиональной деятельности через проведение образовательных модулей на территории города Иркутска в формате сессий.
    В течение 2 лет апробации и внедрения региональной модели тьюторского сопровождения (как вида наставничества) обучающихся организаций дополнительного образования детей:
    ■ сформировались ролевые модели формы наставничества «Ученик –
    ученик»: «Ученик старшей группы – ученик младшей группы», «Старший – младшему», «Успевающий ученик – вновь прибывший обучающийся в творческое объединение», «Старичок – новичок», «Лидер – скромник/слабый/равнодушный/безынициативный», «Лидер – лидеру», «Танцор – вокалист», «Победитель конкурсов – участник конкурсов», «Ученик – мастер – подмастерье», «Волонтёр – подопечный» (могут быть дети с особыми потребностями), «Выпускник творческого объединения – обучающийся 1-го года обучения», «Выпускник творческого объединения – обучающийся творческого объединения», «Выпускник творческого объединения – активный наставляемый»;
    ■ разработаны правила работы в наставнических парах для наставника и наставляемого;
    ■ алгоритмы работы в наставнической паре;
    ■ программы летнего отдыха детей на основе наставничества;
    ■ сценарии праздника для Наставников и Наставляемых (завершающие мероприятие для участников проекта);
    ■ ресурс для детско-взрослого сообщества с целью обмена опытом обучающихся, информационно-методического сопровождения педагогов дополнительного образования по вопросам сопровождения, наставничества и шефства, на котором расположены информационная и коммуникационная площадки.
    Наставник – это:
    Н – надежда
    А – альтернатива
    С – совет
    Т – терпение
    А – аттестация
    В – воля
    Н – новаторство
    И – идеал
    К – качество

    Мы в социальных сетях: