Текст: Мария Афанасьевна Тапхасова,
старший методист центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО
Инновационную стратегию деятельности педагогических площадок центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО определяют основные направления и целевые ориентиры регионального проекта «Успех каждого ребёнка».
Проекты инновационной деятельности, разработанные в учреждениях дополнительного образования детей, отражают общие направления развития региональной системы дополнительного образования и направлены на повышение доступности и качества дополнительного образования, а также на обновление содержания и технологий образовательной деятельности. Участие педагогических коллективов в инновационной, проектной деятельности создает условия непрерывного повышения квалификации педагогических работников и обеспечивает связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Каждая инновационная площадка уникальна, каждая реализует свою педагогическую идею, решая общие задачи развития образования. Инновационный комплекс педагогических площадок центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО в этом году представлен 17 образовательными организациями дополнительного образования и 1 образовательной организацией общего образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. В этих учреждениях разработано 23 инновационных педагогических проекта по следующим направлениям:
■ развитие методической компетентности педагогов дополнительного образования детей;
■ разработка и внедрение программ наставничества и шефства в образовательную деятельность организации;
■ организация методических и педагогических условий обучения детей с ОВЗ и инвалидов;
■ развитие гибких компетенций у обучающихся и создание условий для обучения талантливых детей, детей, проявляющих особые способности.
ЦРДО осуществляет информационно-методическую поддержку определения новых путей развития, обновления содержания, разработки эффективных механизмов управления качеством образования, формирования новых подходов к развитию профессиональных компетенций педагогических работников, педагогические коллективы становятся партнёрами ЦРДО в развитии кадрового потенциала региональной системы дополнительного образования детей.
Ниже приведены мнения представителей инновационных педагогических площадок РТИК о сути, цели и практической стороне их работы.
❶ Инновационный проект в образовании: как рождаются идеи?
МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» МО г. Братска.
Сегодня все больше российских образовательных организаций рассматривают инновации, необходимые для повышения операционной эффективности и поиска точек развития образования. Мы хотим рассказать о том, как у нас появилась идея, которая позволила нашему учреждению образования и воспитания выстроить работу с инновациями. В городе Братске и Братском районе нет единой базовой (опорной) площадки по распространению опыта в художественном направлении. Созданные узкие профильные (по направлениям деятельности) стажировочные площадки и проведение разовых мастер-классов в полной мере не удовлетворяют потребность профессионального сообщества в развитии компетенций художественной направленности. Поэтому мы разработали инновационный, на наш взгляд, проект: «Дворец как образовательный кластер, способствующий формированию профессиональной компетенции педагогов в художественной направленности». В связи с этим во Дворце ежегодно проводятся городские мероприятия: хореографические фестивали, творческие конкурсы, выставки, мастер-классы. Во время подготовки к мероприятиям педагоги города, которые принимают в них участие, обращаются за консультациями, у них возникает потребность в приобретении необходимых знаний по хореографии, театральному и вокальному искусству, декоративно-прикладному и изобразительному творчеству.
МБУДО «Дом детского творчества» г. Усолье-Сибирское.
Что такое инновационная деятельность? Нужна ли она в дополнительном образовании? И если да, то как и с чего начать работу?
Необходимо понять, что сегодня востребовано (обучающимися, родителями, педагогами), каковы их запросы и мечты. Каковы современные вызовы в образовании и сможет ли учреждение дополнительного образования ответить на эти вызовы.
Как родилась идея проекта? Мы провели социологический опрос, предложив обучающимся и их родителям заполнить анкету «Дополнительное образование глазами детей (родителей)».
Далее творческая группа педагогов учреждения, обобщив результаты анкет, учитывая социальный заказ со стороны родителей и детей, администрации муниципалитета города Усолье-Сибирское, пришла к выводу, что обучающимся нужен социальный опыт; подростки не только хотят, но и могут стать организаторами различных интересных событий, а мы, «Дом детского творчества», можем дать им возможность «примерить на себя» разные социальные роли – от исполнителя до руководителя проекта. Таким образом появилась идея инновационного проекта «Дом детского творчества – территория инициативы, творчества и игры». МБУДО г. Иркутска «Центр детского технического творчества».
Идеи рождаются внезапно. Достаточно случайно услышанной фразы, промелькнувшего образа, чтобы процесс запустился. И вот быстрые наброски, обсуждение идеи с единомышленниками, чтобы идея не улетучилась и не превратилась в ничто. Да, идея уже жила, крутилась в голове, нужен был только небольшой толчок, чтобы разрозненные мысли выстроились в систему, объединились. Идея – это нечто невесомое, нужно удержать её любой ценой и воплотить в жизнь.
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества имени Г. И. Замаратского», г. Железногорск-Илимский.
Рождение идеи – это всегда требование времени и решение проблем, актуальных для общества. В первую очередь это обновление образовательного процесса на основе следующих идей:
■ идея развивающегося педагога и обучающегося;
■ содружество и сотворчество;
■ сотрудничество педагога и родителей;
■ сохранение и защита психофизического потенциала;
■ активное и созидательное участие личности в жизни общества.
❷ Бесспорно, в образовательных организациях сегодня приветствуются инновационные проекты.
Какова же практическая значимость инновационных преобразований?
МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» МО г. Братска.
Наш проект имеет огромную практическую значимость для педагогов города. Во-первых, на базе Дворца организована муниципальная стажировочная площадка «Развитие профессиональных компетенций педагогов в предметной области “Хореография”».
Во-вторых, опыт работы стажировочной площадки представлен на Региональной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2019 году и был признан лучшим.
В-третьих, проводится традиционный семинар-практикум «Школа сценического мастерства».
В-четвертых, начала свою работу городская Мастерская по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству.
МБУДО «Дом детского творчества», г. Вихоревка.
Инновационные преобразования в нашем учреждении позволили эффективно формировать на каждом возрастном этапе развития ребёнка необходимые определенные (специфичные только для конкретного возраста) социальные знания, умения и навыки. Образовательная деятельность в рамках инновационных проектов решает проблему приращения социального опыта и раскрывает потенциальные возможности детей и подростков с разными образовательными потребностями. Инновационные программы, разработанные педагогами Дома детского творчества, ориентированы на развитие личности детей и подростков, их профессиональное самоопределение, повышение качества образования, улучшение материальной базы. Внедрение инновационных проектов оказало положительное влияние на развитие дополнительного образования Братского района, обогатило педагогов новым опытом, позволило внедрить новые виды деятельности.
МБУДО «Дом детского творчества» г. Усолье-Сибирское.
Мы даём возможность детям и подросткам самореализоваться, учим их быть инициаторами, организаторами детского досуга и творчества. Главная задача – включение обучающихся в социально активную деятельность.
Почему это важно? Очень часто ошибкой современной системы образования является принцип «делать всё за ребенка». Мы исключаем такую практику. Наши обучающиеся проходят все этапы рождения проекта: создают, готовят, берут
на себя ответственность за его реализацию и «выводят в свет», «проживают» его. Все дети – активные участники события. Только так можно воспитать лидера.
ГБУ ДО «Центр дополнительного образования детей».
Инновационные преобразования в образовательных организациях и, в частности, в нашем «Центре дополнительного образования детей» имеют большую практическую и теоретическую значимость. Наш центр в первую очередь расширил свои возможности и стал доступным большему числу обучающихся.
Практическая значимость инновационного проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов дополнительного образования. К практическим результатам инновационных преобразований можно отнести:
- Подготовку специалистов, курсовую подготовку, повышение квалификации педагогов во время реализации инновационного проекта.
- Разработку и реализацию педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
- Разработку УМК к ДООП и АДООП.
- Методическое сопровождение, коррекцию предложений и методического сопровождения инноваций.
- Апробацию и оценку эффективности апробации.
- Методические рекомендации по использованию инноваций в образовании по завершении инновационного проекта. Возможно создание методического пособия в результате реализации проекта.
- Формируется система работы по теме инновационного проекта.
❸ Педагог-новатор: каковы его отличительные черты?
МБОУ ДО г. Иркутска ДЮСШ № 5. Безусловно, это методическая активность (участие в работе методического объединения, выступление на тренерских и педагогических советах, публикации статей, участие в методических семинарах и вебинарах);
■ использование в работе цифровых и дистанционных технологий;
■ постоянное повышение квалификации
■ гибкость в методах обучения и открытость для новой информации;
■ официальное и неформальное общение с коллегами для обобщения педагогического опыта;
■ здоровый образ жизни;
■ харизма;
■ наличие хобби.
МБУДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования».
Сейчас сложно представить учителя, работающего строго в рамках методических рекомендаций, систем, приёмов. Каждый стремится внести что-то новое, интересное, захватывающее. Но не всех педагогов можно отнести к новаторам. Какими компетентностями должен обладать настоящий педагог-новатор, чем владеть и к чему стремиться? Бесспорно, такой педагог владеет навыками анализа и обобщения материалов по проблемам в образовании, способен к разработке актуальной проблемы, к проектированию и реализации на практике содержания учебного предмета, использует инновационные технологии, в том числе воспитательные, для развития и совершенствования личности обучающегося, формирования позитивного отношения к окружающей его действительности.
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Гармония», г. Ангарск.
По мнению В. И. Андреева, личность педагога-новатора характеризуется «одержимостью, неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей». Педагог-новатор должен быть одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с воспитанниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он должен постоянно повышать профессиональный уровень, вести творческий поиск нового. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, педагог растёт, развивая свои личностные и профессиональные качества. Активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а образовательное учреждение – полноценным социально-педагогическим институтом социума.