• Взгляд на дополнительное образование детей: вызовы и перспективы

    19 Окт 2021
     
    10:21
     

    Текст: Татьяна Владимировна Глазкова,
    руководитель центра развития
    дополнительного образования детей ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Системе дополнительного образования детей более 100 лет. Много это или мало? Достаточно для того, чтобы накопить опыт и ресурсы для развития, трансформации в соответствии с требованиями времени. Система внешкольного воспитания, созданная в 1918 году, воспитала и обучила не одно поколение, помогла проявить творческие способности и развить таланты миллионам детей.


    Региональное
    сообщество методистов системы дополнительного образования Иркутской области является профессиональным педагогическим сообществом, формой организации практической и научно-методической деятельности в системе дополнительного образования детей Иркутской области.
    Основной состав, 52 педагога и методиста, организует свою работу по следующим направлениям:


    анализ условий, созданных в образовательных организациях общего и дополнительного образования, направленных на развитие и обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей, в соответствии с задачами регионального проекта «Успех каждого ребенка»;

    мотивация и сопровождение педагогических работников, включенных в организационно-методические, конкурсные мероприятия, разработка методических рекомендаций в помощь педагогам и организация их освоения;

    экспертиза конкурсных и методических материалов, полученных в рамках фестивального и конкурсного движения в системе дополнительного образования Иркутской области;

    повышение профессионального мастерства: расширение возможностей для самообразования и повышения квалификации участников сообщества на основе выбора индивидуального маршрута профессионального развития, участия в организационно-методических, конкурсных мероприятиях


    Сегодня это самостоятельный вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Целевые ориентиры национального проекта «Образование», обозначенные в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», ставят перед педагогическими работниками дополнительного образования детей новые задачи и определяют приоритетные направления развития. Необходимо к 2024 году охватить дополнительным образованием 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, обновляя содержание и методы, создавая качественные, доступные для каждого условия воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности благодаря развитию кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей.
    80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет… Что стоит за этой цифрой? Какие преобразования предстоит воплотить педагогам и специалистам системы дополнительного образования?
    Во-первых, это обеспечение вариативности содержания и равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
    Во-вторых, это использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками.
    В-третьих, это построение системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, развитие института наставничества.
    Благодаря изменениям дополнительное образование детей становится пространством для многообразной творческой деятельности, осуществляемой детьми. Однако ключевой фигурой остается педагог дополнительного образования детей, носитель знания, организатор проектной, исследовательской, творческой среды для подрастающего поколения. Поэтому приоритетным направлением можно считать развитие кадрового потенциала, а одним из эффективных механизмов – развитие методической школы, создание регионального сообщества методистов как ресурса для общения единомышленников, развития инициативы и творчества педагогов и методистов, приобщение их к инновационной деятельности.
    Творчески работающему педагогу дополнительного образования необходима поддержка и возможность общения с единомышленниками, площадка для самопрезентации и знакомства с опытом коллег. Решением этой задачи становятся стажировочные площадки и флешмобы, фестивали педагогических идей и уникальные образовательные события как ступеньки к конкурсам профессионального мастерства.
    Важной составляющей является информационно-методическая поддержка обновления содержания и методов работы педагога дополнительного образования детей через повышение квалификации по актуальным вопросам обеспечения вариативности содержания и доступности дополнительного образования, современным подходам к разработке и реализации дополнительной общеобразовательной программы.
    80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет… Что стоит за этой цифрой?
    Методически грамотный, творчески работающий педагог, который должен сегодня стать автором современной дополнительной общеобразовательной программы. Такая программа реализуется в формате сетевого взаимодействия, учитывает интересы и возможности разных групп детей, построена по модульному принципу и создает условия проектной и исследовательской деятельности обучающихся. А педагог –
    наставник, организатор, лидер, способный удовлетворить многообразные, динамичные образовательные интересы детей и подростков.


    Педагоги и методисты системы дополнительного образования Иркутской области могут принять участие в следующих мероприятиях:

    конкурсах «Парад методических идей», «Лучшие практики наставничества», «Большая педагогическая игра», «Эффективные практики освоения детьми с ОВЗ дополнительных общеобразовательных программ», «Уникальное образовательное событие», «Флешмоб мастер-классов педагога ДОД»;

    фестивале «Ангарская волна» на площадках «Формула успеха», «Творчество без границ», «Мастерство и вдохновение», «ЭкоФест»;

    стажировочных сессиях «Актуальные вопросы подготовки и проведения онлайн-фестиваля как уникального образовательного события»; «Актуальные вопросы подготовки и проведения образовательного события»; «Организация образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам»


    Педагоги и методисты системы дополнительного образования Иркутской области могут повысить свою квалификацию по следующим дополнительным профессиональным программам:

    «Содержание и технология работы педагога в сфере организации дополнительного образования»;

    «Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы»;

    «Организация образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам»;

    «Механизмы и инструменты реализации целевой модели развития региональной системы ДОД в Иркутской области»;

    «Подготовка региональных экспертов дополнительных общеобразовательных программ»;

    «Разработка и внедрение системы наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность
    по дополнительным общеобразовательным программам»;

    «Педагогический контроль и оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы»


    Мы в социальных сетях: