• Сопровождение обучающихся среднего общего образования при реализации индивидуального образовательного маршрута в МБОУ «Лицей № 3» г. Братска

    21 Июл 2021
     
    13:29
     

    Текст: Марина Александровна Аскарова,
    директор МБОУ «Лицей № 3»
    МО г. Братска

    Надежда Викторовна Луковникова,
    заместитель директора по учебно-воспитательной работе
    МБОУ «Лицей № 3» МО г. Братска

    Обеспечивая введение ФГОС на уровне среднего общего образования, в МБОУ «Лицей № 3» МО г. Братска успешно решают следующие задачи:
    ■ по обеспечению оптимального уровня индивидуальной помощи каждому ученику в освоении образовательной программы школы;
    ■ в удовлетворении потребностей обучающихся в повышении уровня знаний и умений по конкретным предметам, обеспечивающим его развитие по выбранному профессиональному направлению;
    ■ по организации жизнедеятельности обучающегося во внеучебное время посредством дополнительного образования и внеурочной деятельности;
    ■ по предоставлению обучающимся возможности в раскрытии своих способностей, самоопределении и самореализации.
    Поэтому мы считаем, что одним из ведущих механизмов современного образования является индивидуализация организации учебной деятельности, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.

    Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая обеспечивает учащемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.).

    Для того чтобы организовать обучение по ИОМ в МБОУ «Лицей № 3», необходимо было выполнить ряд условий, одним из которых является
    совпадение интересов и возможностей всех субъектов образовательного процесса в необходимости введения ИОМ. Нужно было соотнести особенности, интересы и потребности самого ребенка
    и его родителей в достижении необходимого образовательного результата с возможностями удовлетворить эти потребности и ресурсными возможностями образовательной организации. Второе условие успешного введения ИОМ – методологическое, нормативное обеспечение. Нами была составлена дорожная карта по выстраиванию ИОМ, изучена методическая и нормативная литература, педагогами и администрацией пройдено обучение по программам повышения квалификации, разработаны локальные акты, регламентирующие обучение по ИОМ: Положение об обучении по ИОМ, Положение об обучении по ИУП, Положение об организации проектной и исследовательской деятельности; Положение о промежуточной аттестации, Положение об отборе в классы с углубленным изучением предметов, Положения о социальных практиках и внеурочной деятельности.

    Выполняя условие необходимости пропедевтической работы, организовали данную деятельность по следующим этапам: 5-6 класс – пропедевтический этап (предварительное изучение образовательных потребностей учащихся); 7-8 класс – основной этап (выявление образовательного запроса учащихся и начало углубленного изучения предметов); 9 класс – завершающий этап (оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения – индивидуального маршрута).

    При этом:
    ■ реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника обучению на данном профиле, а также возможностей школьника соответствовать требованиям избираемого профиля;
    ■ используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы за и против совершаемого выбора профиля;
    ■ формируется образовательный рейтинг каждого ученика, включающий результаты итоговой аттестации (экзамен по русскому языку и математике плюс два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) и индивидуальную накопительную оценку (портфолио).
    Данные этапы сопровождаются углубленным изучением предметов, большим спектром специальных курсов: «Методы решения физических задач», «Химические вещества в живых организмах», «Практикум по гигиене», «Анатомия и физиология нервной системы», «Анализ текста», «Английский для туризма» и другие; организацией внеурочной деятельности и дополнительного образования: «Основы журналистики», «Математические загадки», «Занимательные опыты» (при этом создается избыточная вариативная среда: учащимся предложено около 40 программ внеурочной деятельности и 20 – дополнительного образования); разработкой индивидуальных и групповых проектов.

    Таким образом, при завершении предпрофильной подготовки выпускников на уровне основного общего образования оцениваются не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.

    Для выполнения условия единства обучения и развития – нахождения индивидуальных «векторов» каждого ученика – кропотливая работа ведется не по случайным проявлениям ученика на уроке, а по специально разработанной программе психолого-педагогического сопровождения каждого ученика.

    Для этого выполняются определенные психолого-педагогические и методические требования:
    • наличие у учителя дидактических материалов, позволяющих выявлять индивидуальную избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебных заданий;
    • активное использование этих материалов на уроке;
    • гибкое и вариативное построение урока, что позволяет учителю анализировать процесс деятельности детей (не сводя ее только к оценке успеваемости);
    • организация на уроке сотрудничества в разных видах деятельности;
    • использование в ходе урока рефлексии работы (анализ, обсуждение, оценка и т. п.);
    • применение определенных критериев (процедур) оценивания ученика как организатора собственной деятельности; анализ и самооценка результата своей работы (обсуждение ее продуктивности, принятие позиции эксперта, опора на коллективное мнение и др.);
    • использование разных форм групповой (подгрупповой) работы, подчиненной определенной дидактической цели;
    • предоставление ученикам вариативного дидактического материала для самостоятельной работы на уроке, при выполнении домашних заданий с последующим анализом (оценкой) правильности их выполнения.

    Таким образом, система работы по сопровождению обучающихся СОО при реализации индивидуального образовательного маршрута, сложившаяся в МБОУ «Лицей № 3», представляет собой такую организацию взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, которая позволяет систематически отслеживать образовательную траекторию ученика по выделенным параметрам; корректировать полученные результаты, своевременно внося изменения в образовательный маршрут.

    Мы в социальных сетях: