• Воспитание этнокультурной толерантности на уроках английского языка

    27 мая 2021
     
    10:07
     

    Текст: Любовь Александровна Гроздова,
    учитель английского языка
    МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П. А. Пономарёва

    Высшим результатом образования является терпимость. Хелен Адамс Келлер Вопрос воспитания толерантности среди школьников разных национальностей как представителей и носителей различных языков и культур сегодня важен как никогда. Именно школа является местом, где создаются ситуации межкультурного, личностного и межнационального общения.

    Способы формирования толерантности у школьников, применяемые на уроках английского языка в школе № 10, эффективны и позволяют сделать шаги для достижения этой важной и большой цели.

    Считаю толерантность одной из самых значимых черт личности. В наше время данный вопрос является одним из самых актуальных. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, стран, государств, невозможно совершенствование условий жизни всего человечества. Цель воспитания толерантности – формирование у подрастающего поколения потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения [4].

    В наших классах учатся дети разных национальностей. С каждым годом в школьных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. По этой причине учителям общеобразовательных школ всё чаще приходится сталкиваться с необходимостью обучения детей-инофонов, их социализации в школьном коллективе. Достаточно часто между детьми разных национальностей возникают конфликты, которые сопровождаются озлобленностью и агрессией.

    Актуальность проблемы толерантности заключается в переоценке ценностей и принципов, необходимых для мирного сосуществования и свободного развития, в принятии чужих ценностей и культур, а также в поиске компромиссов.

    Для того чтобы воспитать толерантную личность, педагоги прежде всего должны работать над проблемой отношения ребёнка к другим культурам.

    Уроки английского языка основаны на межкультурном взаимодействии. Задача педагога – донести до учащихся тот факт, что чужая культура тоже богата своими традициями, которые, к сожалению, не всегда находят понимание среди представителей других культур. К таким различиям нужно относиться терпимо и с пониманием. На уроках английского языка предоставляется хорошая возможность для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости и миролюбия посредством учебных задач, поставленных перед учащимися.

    В нашей школе на уроках английского языка преподаватели работают по учебно-методическому комплекту «Spotlight: английский в фокусе». По моему мнению, данный учебно-методический комплект содержит достаточное количество страноведческого материала, который знакомит учащихся с различными аспектами жизни страны изучаемого языка и её народа. Необходимо отметить, что в данном учебном комплекте уделено внимание связи разных культур и народов.


    Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость) «…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражение и способов проявления человеческой индивидуальности» [1].


    В нашей школе учатся ребята из ближнего зарубежья, чья культура не представлена в учебниках по английскому языку. Поэтому такие разделы учебника дополняются мной ещё и посредством знакомства с культурами, представители которой учатся в классе.

    Так, изучая праздники, распространённые в англоговорящих странах, мы одновременно изучаем праздники, которые отмечаются в тех странах, чьи представители учатся у нас в школе. Подобная работа помогает развивать у обучающихся умение уважать и представлять не только культуру своей страны, но и культуру других стран в условиях межкультурного общения. Особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, чтобы выразить уважение к своей стране, своим религиозным и культурным традициям. А ещё – что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчёркивают ценность человека и демонстрируют уважительное отношение к нему.
    В каждом модуле нашего учебника предлагается какое-либо афористичное высказывание для обсуждения. Это ещё один достаточно действенный метод развития толерантности среди учащихся – представителей разных культур. Всё это является неотъемлемой частью культуры и быта определённого народа.
    Например, учащимся предлагается какое-либо высказывание, связанное с темой модуля.

    Учащиеся делятся на группы, обсуждают данное высказывание, выражают своё мнение. Ребята учатся отстаивать свою точку зрения,
    уважая при этом чужую. При выполнении подобного задания важную роль играют проблемное обсуждение, развитие критического мышления, постановка речемыслительных задач. Предложенные лексические обороты гарантируют вежливость, мирную, спокойную
    манеру ведения беседы. Темы для обсуждения могут быть следующими:
    1. To be natural is such a very diffi cult pose to keep up.
    2. Always forgive your enemies; nothing annoys them so much.
    3. Success doesn’t come to you…you go to it.
    Изучая тему «Проблемы окружающей среды», основное внимание учащиеся обращают на то, что только при единстве взглядов на безопасное развитие всего общества можно добиться благополучия на нашей планете, которое может сплотить все нации.

    По каждой из тем ребятам предлагается проектная работа, в ходе которой создаётся благоприятная психологическая обстановка в классе, которая способствует развитию умения слушать и слышать друг друга, уважительному отношению к собеседнику и его точке
    зрения.

    В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что работа по формированию толерантности – это трудоёмкий и двусторонний непрерывный процесс как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

    Этот процесс должен быть связан не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств, таких
    как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, позитивное отношение к самому себе и представителям
    других культур.


    Список литературы

    1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2000. № 66. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200006609 (дата обращения: 12.06.2020).
    2. Вебер А. Б. Глобализация, толерантность и права человека // Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика: сборник статей. М., 2002. С. 45–51.
    3. Иванцова Т. Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 52–57.
    4. Региональная инновационная площадка [Электронный ресурс] // сайт. URL: www. stepancevoschool.edusite.ru (дата обращения: 05.08.2020).

    Мы в социальных сетях: