Текст: Ольга Ивановна Донская,
учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П. А. Пономарева
В качестве одной из важнейших задач учителя-словесника сегодня выступает оказание помощи детям-инофонам при изучении и осмыслении художественных произведений на уроках литературы с использованием различных методов и приёмов, оказывающих большое влияние на процесс становления системы моральных ценностей учащихся.
Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших задач, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование общечеловеческих ценностей. Задача учителя на этих уроках – донести до сознания детей мысль, что русская литература может помочь в осмыслении многих духовных и нравственных вопросов. Художественное произведение представляет собой многогранный мир, где каждая мысль, каждый образ, каждое слово имеют ценность, глубину; они способны повлиять на нравственный выбор, на становление характера… Уроки литературы всегда включают в себя рассмотрение принципов добра, истины и красоты, обладают огромным воспитательным потенциалом, помогают ребёнку, подростку, молодому человеку воспринять существующие культурные и нравственные нормы. Задача учителя – воспитать ученика таким, чтобы совершение нравственных поступков стало постоянной чертой его характера.
Учащиеся, для которых русский язык является неродным, с трудом читают, их словарный запас беден, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст (информацию из учебника) и т. д. Также непросто даётся чтение билингвам, у них бедный словарный запас, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст. Естественно, в полном объёме усвоить знания, полученные на малознакомом языке, сложно. Отсюда отставание от общей группы, появление различных психологических проблем. Поэтому целесообразно использовать в преподавании литературы методы и приёмы, которые помогут ребятам преодолеть все эти трудности, сделают урок увлекательным, а также будут способствовать воспитанию у детей таких нравственных качеств, как доброта, сочувствие, честность, сопереживание, сострадание, любовь к ближнему, трудолюбие, взаимовыручка.
Одним из видов творческих работ, которые я предлагаю своим ученикам на уроках литературы, является коллажирование. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения. Выполнение этого задания предполагает развитие творческого мышления, воображения и опирается на восприятие, эмоции и чувства юных читателей. Педагогический коллаж повышает интерес к изучаемому предмету,
а также способствует развитию познавательных процессов. Педагогу при помощи данного метода легче раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося. Очень интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы рождают у детей различные ассоциации, это даёт им возможность проявить себя, выразить своё мнение.
Применяя этот метод в работе, я убедилась, что он позволяет каждому получить успешный результат. При создании детьми коллажа обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результат работы отдельных членов группы.
Что особенно важно: на таком уроке в более значительной степени оказывается индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней
ребёнку-инофону как со стороны учителя, так и учеников-консультантов.
Коллажирование на уроке – интересная форма обобщения материала, которая позволяет охватить всех учащихся. Работа в группах, создание своими руками «продукта» помогают понять идею произведения, а также предложить собственную интерпретацию. Коллаж на уроках литературы – один из способов заинтересовать учащихся, сделать уроки яркими, запоминающимися, помочь понять замысел автора. Педагогу при помощи данного метода легче раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося.
Я применяю приём коллажа на этапе обобщения знаний на уроках литературы. Работа над коллажем предполагает определённый алгоритм.
❶ Деление на творческие группы. Определение тем коллажей.
❷ Подготовка материала к изготовлению коллажа. Размышление над замыслом своего коллажа (что с помощью его передать, на чём акцентировать внимание, как определить детали коллажа, распределить обязанности в группе).
❸ Изготовление коллажей. В ходе работы дети воплощают свои идеи, замыслы, советуясь, помогая друг другу.
❹ Защита. Представление работ. На этом этапе дети называют свою тему, рассказывают, как они её раскрыли при помощи фотографий, цитат, что хотели до нас донести, что составляло их замысел. Завершающей частью двух уроков является защита учениками своих коллажей, обсуждение всех этапов работы.
❺ Выставление оценок.
С помощью заготовок детьми был создан совместный коллаж по биографии А. С. Пушкина, роману А. С. Пушкина «Дубровский» и повести «Станционный смотритель».
В ходе работы над произведением ученики на примере образа Дубровского пришли к определению таких понятий, как «благородство», «справедливость», «честность», к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа «благородный разбойник». Учащиеся отразили в своей работе основные качества главного героя.
Как характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми? Какие события происходят в жизни молодого человека? Кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? Ребята показывают, что, даже став разбойником, Дубровский остаётся служителем правды и чести. Определяют положительные качества Дубровского. Это человек благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником.
Работая над изготовлением коллажей по повести «Станционный смотритель», учащиеся определили для каждой группы темы:
1 группа. «О чём плакала Дуня на могиле отца?»
2 группа. «”Маленький человек” с большим сердцем».
3 группа. «Образы Минского и Дуни».
4 группа. «Образ Самсона Вырина».
Всё это учащиеся пытались отразить в своих коллажах. Мы с учениками создали не один коллаж, всё время расширяя и углубляя свои знания, творческие способности. Мы пробуем и фантазируем, осваивая этот новый вид искусства. Он позволяет мне не только организовать урок или внеклассную работу, но и выявить новые способности у моих учеников – способности «коллажного мышления», а также способности творчески мыслить, смело фантазировать, по-новому смотреть на многие привычные вещи. Использование коллажа в работе словесника – это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа.
Арт-технологии помогают интерпретировать текст, избежать на уроке монотонности и скуки, мотивируют подростков на повторное
чтение и более глубокое погружение в художественный мир мастера. Уместно использование приёмов арт-технологий при изучении биографий поэтов и писателей.
Литература обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определённые знания, умения, навыки, но
и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров.
И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь каждому ученику, в том числе и детям-инофонам, понять и принять нравственные заветы, заключённые в произведениях русской и зарубежной литературы.
Список литературы
- Амосова О. Б. Обращение к богатству национальной культуры – основа духовно-нравственного воспитания. // Наша новая школа. 2012. № 1. С. 18.
- Бабинский М. Б. О роли литературно-художественной деятельности в духовном становлении старшеклассника //Школьные технологии. 2012.
№ 3. С. 23–27. - Берестовицкая С. Э. Постижение духовных ценностей в процессе творчества // Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 39–42.
- Гущина О. А. Школьная библиотека – гарант информационной и духовной безопасности детей и подростков // Школьная библиотека. 2009. № 2. С. 8–10.