• О реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в 2020 году

    24 Мар 2021
     
    10:52
     

    Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
    руководитель Центра развития инклюзивного
    образования ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук,

    Благодаря планомерной работе органов управления образованием по обеспечению доступности школьного обучения на сегодняшний момент в Иркутской области отсутствует такая группа детей, как «необучаемые». На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ресурсов, имеющихся в населённом пункте, где проживает обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) выбора родителей (законных представителей) его образование может быть организовано в муниципальной общеобразовательной организации или в специальной (коррекционной) школе. На современном этапе около 25 % обучающихся с ОВЗ учатся в специальных (коррекционных) школах. Данная ситуация в регионе во многом обусловлена исторически. Следует отметить, что прообраз первой коррекционной школы возник в Иркутске в 1894 году. Это было училище для слепых детей, которое с годами трансформировалось в образовательное учреждение, а сегодня это Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска».

    На начало 2020–2021 учебного года в регионе действует дифференцированная сеть из 37 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, в том числе для обучающихся с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи и нарушениями интеллекта, представляющая собой региональную систему специального образования. Эти школы – равноправные участники инклюзивного
    образовательного пространства Иркутской области, активно участвующие в реализации национального проекта «Образование».
    На основании утверждённого «Реестра отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
    основным общеобразовательным программам, – участников мероприятия 1.2 федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020–2024 гг.» от Иркутской области в мероприятии 1.2 федерального проекта «Современная школа» приняли участие в 2020 году:
    ❶ Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 6
    г. Иркутска» (далее – ГОКУ СКШ № 6).
    ❷ Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области

    «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска» (далее – ГОКУ СКШ № 8).
    В указанных образовательных организациях обновление оборудования (оснащения) осуществлялось в соответствии с разработанными и утверждёнными программами развития, реализация которых сопровождалась оценочными мероприятиями, включёнными в общую внутришкольную систему оценки качества образования.
    К началу 2020–2021 учебного года на основании инфраструктурных листов, в соответствии с выделенными средствами, в школах произошло обновление оборудования для работы в учебных классах, проведения коррекционно-развивающей работы, в т. ч. проведения логопедических и психокоррекционных занятий, реализации предметной области «Технология» и программ дополнительного
    образования. Приобретённое оборудование стало активно использоваться в образовательной деятельности.
    Для рационального размещения оборудования образовательными организациями в 2019 году после проведения анализа имеющихся материально-технических условий были составлены инфраструктурные листы и дизайн-проекты помещений, подлежащих обновлению.
    В ГОКУ СКШ № 6 при создании интерьера кабинета информатики и столярной мастерской особое внимание уделялось выбору цветовых решений. Основную цветовую гамму составили три цвета: оранжевый, белый, серый.
    Так, при окраске стен помещений мастерской учитывалось потенциальное воздействие цвета на психофизическое состояние учащихся с интеллектуальными нарушениями, их работоспособность. Были выбраны регулируемые ученические стулья и столы на металлическом каркасе со столешницами из древесины; системы хранения, устройство и размещение которых обеспечивают порядок и безопасность в помещении. Потолок и стены были оштукатурены и окрашены сертифицированной акриловой краской. Полы покрыты коммерческим линолеумом светло-серого цвета, такого же цвета тканевые рулонные шторы (светозащитные устройства) на окнах. Двери деревянные были окрашены в белый цвет. В поддержку основному цвету размещены белые кашпо под комнатные растения. Использован самый современный и безопасный для учеников вариант освещения – это светодиодные накладные светильники. Оборудование столярной мастерской позволило осуществить предпрофессиональную подготовку учащихся,
    стало способствовать их профессиональному самоопределению, помогать готовить выпускников к получению востребованных в регионе профессий, связанных с деревообработкой (столяр, плотник, сборщик мебели).

    В ГОКУ СКШ № 8 при разработке дизайна мастерской повара и гончарной мастерской была использована концепция «minimalism»,
    так как для детей с нарушениями зрения очень важно отсутствие лишних предметов и мелких элементов в интерьере. Все использованные в отделке материалы сертифицированы, безопасны, могут подвергаться многократной влажной уборке. В интерьере использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей. Ученическая и модульная мебель была изготовлена под заказ с учётом антропометрических и сенсорных особенностей обучающихся. Так, в мастерской повара помещение разделено на три функциональные зоны: учебную зону, рабочую зону и зону отдыха. В учебной зоне расположены парты, их легко переставлять, передвигать или объединять; стулья; рабочее место учителя; учебные доски (магнитная, меловая и интерактивная); персональный компьютер. Рабочая зона полностью соответствует рабочему месту повара (кухонный гарнитур – напольные и навесные ящики для хранения, электрическая плита, холодильник, посудомоечная машина и многое другое, в том числе с тактильным и звуковым сопровождением). Зона отдыха, так называемая зона «Кафе», состоит из модульного стола «ромашка» и стульев, где обучающиеся могут отрабатывать сервировку и подачу блюд, а также беседовать, обсуждать интересные темы. Также кабинет оснащён демонстра-ционными стендами. Мастерская повара представляет собой активную развивающую среду, способствующую адаптации обучающихся к условиям окружающего социума, их профессиональному самоопределению в части получения востребованных в регионе профессий, связанных с кулинарной обработкой пищевых продуктов (повар, пекарь, кондитер, рабочий по изготовлению полуфабрикатов).

    Дизайн-проекты и результаты оборудования помещений были представлены в рамках 1 и 2 этапов II Всероссийского конкурса «Доброшкола», где ГОКУ СКШ № 6 стало победителем 1 этапа в номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской».
    В общеобразовательных организациях реализуются утверждённые адаптированные основные общеобразовательные программы (далее по тексту – АООП), учитывающие особые образовательные потребности обучающихся.
    В 2020–2021 учебном году в ГОКУ СКШ № 6 реализуется АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2).
    В ГОКУ СКШ № 8 реализуется: АООП НОО слепых обучающихся (вариант 3.2), АООП НОО слепых обучающихся (вариант 3.3), АООП НОО слабовидящих обучающихся (вариант 4.2), АООП НОО слабовидящих обучающихся (вариант 4.3), АООП ООО слепых обучающихся, АООП ООО слабовидящих обучающихся, АООП ООО для обучающихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП СОО обучающихся с нарушениями зрения.
    В ГОКУ СКШ № 6 было расширено содержание предметной области «Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа»: «Столярное дело» и «Поварское дело».
    В ГОКУ СКШ № 8 было расширено содержание предметной области «Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа»: «Столярное дело», «Слесарное дело» и «Швейное дело». Содержание этой предметной области было обновлено за счёт введения новых профилей труда: «Поварское дело», «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».
    В образовательных организациях были оптимизированы условия для реализации «Коррекционно-развивающей области», в том числе в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с АООП коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой и ЛФК.

    Было приобретено оборудование для работы с обучающимися, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития, расстройства аутистического спектра.
    В ГОКУ СКШ № 8 в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного
    образования детей и взрослых было обновлено содержание реализуемых ранее дополнительных общеразвивающих программ художественно-эстетической направленности (бисероплетение, вышивка, вязание и пр.), разработана новая программа «Гончарное дело».
    В ГОКУ СКШ № 6 в настоящее время ведётся работа по лицензированию программ дополнительного образования

    У школ осуществляется сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования и организациями среднего профессионального образования при реализации образовательных программ общего и дополнительного образования.
    В ГОКУ СКШ № 6 заключены договоры о взаимодействии с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования города Иркутска «Дом детского творчества № 5» и Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Иркутской области «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки».
    В ГОКУ СКШ № 8 заключён договор о взаимодействии с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования города Иркутска «Центр детского творчества «Восход».
    В образовательных организациях ведётся активная работа по повышению квалификации административных и педагогических работников. Так, за 2020 год в ГОКУ СКШ № 8 – 100 % и в ГОКУ СКШ № 6 – 50 % административных работников прошли обучение по ДПП ПК «Управление качеством общего образования в
    условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов» (ГАУ ДПО ИРО, 36 ч.).
    В ГОКУ СКШ № 8 за 2020 год повысили квалификацию 81 педагогических работников по различным направлениям образования обучающихся с ОВЗ, в т. ч. 72 % – по ДПП ПК «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе» (ФГБОУ ВО «Российский
    государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
    г. Санкт-Петербург, 72 ч.).
    В ГОКУ СКШ № 6 за 2020 год повысили квалификацию на базе ГАУ ДПО ИРО 32 % педагогических работников по различным направлениям образования обучающихся с ОВЗ, в том числе 20 % – по ДПП ПК «Реализация предметной области «Технология» в образовательном
    процессе обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС» (30 ч.).
    На базе ГОКУ СКШ № 8 организовано проведение семинара «Прозрение» для оказания методической помощи педагогам в развитии профессиональных компетенций в области тифлопедагогики и дальнейшего применения полученного опыта в работе с детьми с нарушениями зрения. Также действует консультационный центр «Росинка» с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказания
    комплексной психолого-педагогической консультативной помощи родителям (законным представителям) в обучении и развитии детей
    с нарушениями зрения; осуществления ранней профилактики различных отклонений в развитии личности детей с нарушениями зрения и школьной дезадаптации.

    К сожалению, ограниченные рамки статьи не позволяют представить все аспекты деятельности школ за 2020 год в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа», поэтому центром развития инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО на 2021 год запланированы семинары, научно-практические конференции и дискуссионные площадки по обобщению и тиражированию эффективных практик деятельности специальных (коррекционных) школ Иркутской области по организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ разных типологических групп.

    Для получения дополнительной информации можно обращаться в центр развития инклюзивного образования по тел.:
    8 (3952) 500-904 (доб. 215). Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!

    Мы в социальных сетях: