Текст: Татьяна Валерьевна Никитюк,
заместитель директора МОУ «Гимназия им. В. А. Надькина»
Какой он, сегодняшний учитель года Иркутской области? Об этом мы попросили рассказать обладателя почётного звания «Учитель года – 2020».
Школа – это рутина. Школа – это фабрика, штампующая одинаковых недумающих людей, в школе работают неудачники… Сколько ещё штампов, рисующих современную школу, можно вспомнить? О чём ещё можно пожаловаться с тоской и безысходностью? И слава Богу, что опровержением этого становятся яркие и интересные учителя, необычные и привлекающие к себе люди.
Мария Алексеевна Урлауб – учитель английского языка гимназии имени В. А. Надькина г. Саянска. Учитель, который разрывает шаблоны отношения к школе и к работе как в глазах учеников и родителей, так и в глазах коллег. Нет, она не бунтарь, ломающий систему, она творец, преобразующий и пространство класса, и пространство урока, оставаясь в контексте школьной жизни. Если присмотреться, то можно точно определить, что Мария Алексеевна следует правилам, которые помогают ей организовать себя, учеников, процесс. Интересно, что эти правила вывели дети – её ученики.
Первое правило Марии Алексеевны Урлауб: учиться нужно красиво!
Поэтому пространство класса, которое она создала, радует глаз, но не мешает учиться. Всё в кабинете: от цветов до тематических
постеров – гармонично. И задания она тоже старается сформулировать красиво, подать эстетично. Поэтому на уроках появляются её рисунки и картины известных художников, звучит музыка. А ещё пространство в её классе мобильно: часто меняются постеры на стенах, для разных видов работы переставляются парты, появляются атрибуты изучаемых тем и наступающих праздников.
Второе правило Марии Алексеевны: учиться нужно современно.
Поэтому на уроках английского языка используются инновационные педагогические технологии и адаптируются для уроков бизнес-технологии (agile, SWOT-анализ, бизнес-план). Особенно важно, что в классах углублённого изучения английского языка у Марии Алексеевны гимназисты уже почти самостоятельно выстраивают образовательные маршруты, измеряют уровень личных достижений и ставят новые цели. Отсюда вытекает.
Третье правило Марии Алексеевны: учиться нужно ответственно.
Она сама является примером ответственного отношения к
работе.
Четвёртое правило Марии Алексеевны: учиться нужно творчески.
Уровни освоения материала – от базовых представлений через практическую отработку к творческому переосмыслению. Ученики Марии Алексеевны пишут эссе на английском языке, создают небольшие спектакли, примеряя на себя не просто роль носителя языка, а конкретного человека с заданным уровнем воспитания, образования, социальной ролью, жизненной позицией – учитываются пол и возраст, характер и привычки, – так оживает язык для каждого ученика.
Пятое правило Марии Алексеевны, наверное, не последнее, но самое главное – учиться нужно!
Именно этому правилу она подчинила свою жизнь, перейдя от журналистики к инженерной коммуникации, освоив не только иностранный язык, но и педагогику, доказав всем скептикам, что полёт в работе учителя возможен, даже обязателен, что в школу попрежнему приходят очень интересные молодые педагоги, готовые радостно работать и побеждать.
Участие в конкурсе «Учитель года» для Марии Алексеевны стало новым шагом в жизни, выходом на новый уровень.
Она не из тех, кто работает по готовым сценариям даже на обычных уроках, поэтому при подготовке к конкурсным испытаниям и городского конкурса, и регионального подходила с душой, принимая советы и рекомендации рабочей команды, каждый раз создавала свой продукт, неожиданный и интересный, по-настоящему отражающий суть её педагогического почерка. Возможно, эта особенность исходит как раз из того, что Мария Алексеевна умеет мыслить не только педагогическими категориями: опыт журналиста, инженера сотовой связи, переводчика, художника, фотографа дополняют и обогащают арсенал приёмов – Soft skills в действии.
Нехватка педагогического опыта с лихвой компенсируется желанием учиться, экспериментировать. Радость узнавания: «…оказывается, то, что я делаю, называют вот так!» – включает осознанность каждого действия педагога и осознанность построения собственной методической системы, когда педагог выбирает самое нужное, самое действенное, отвечающее требованиям (уровню подготовки и жизненным планам) конкретного ученика.
Ученики Марии Алексеевны отмечают, что учиться у неё интересно, поэтому легко. Парадоксально? Но облегчать и упрощать учебный материал она не стремится, зато создаёт условия (мотивирует каждого) для восхождения к своей вершине – и радуется больше ученика его победам. Из уст ни одного ученика Марии Алексеевны, с кем бы я ни говорила, не прозвучала традиционная оценка «хорошего» учителя: «Она хорошо объясняет». «Она учит нас думать»; «Она учит нас использовать язык»; «Она организует взаимодействие в классе»; «Она умеет хвалить»; «Она учит хотеть бОльшего», – вот что говорят ученики о Марии Алексеевне. Они понимают, что им очень повезло учиться у такого педагога.