Текст: Татьяна Александровна Комаровская,
учитель-логопед МАДОУ № 117,
г. Ангарск
По мнению теоретиков и новаторов в области дошкольного образования М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, А. В. Петровского и др., одним из важных условий развития личности ребёнка-дошкольника является качество образовательной среды (предметной, социальной), подразумевающей единство требований взрослых (родителей, педагогов). Таким образом, понятие развивающей образовательной среды включает в себя не только её материально-техническое и дидактическое наполнение, оно включает в себя и участников образовательных отношений, качество их взаимодействия. Непременное соблюдение данного условия требуют от нас и ФГОС ДО, отражающие необходимость сотрудничества с семьёй в качестве одного из принципов дошкольного образования. Введение ФГОС ДО направлено на решение множества задач, одной из которых является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении совместными усилиями методической службы и учителя-логопеда разработана и на протяжении семи лет востребована интерактивная форма эффективного взаимодействия с родителями – круглый стол пролонгированного действия «Проблемы развития речи детей на различных возрастных этапах».
Цель проведения круглых столов
Актуальность выбранной формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей была продиктована напряжённой статистикой количества воспитанников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести. В начале каждого учебного года учителем-логопедом выявляются от 140 до 147 воспитанников дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В группу компенсирующей направленности по рекомендации ПМПК попадают лишь 15 детей. Воспитатели проводят работу с детьми по профилактике нарушений звукопроизношения, консультативную работу с родителями в пределах своей компетенции. Если учитывать общее количество детей в группе (до 28–33) и количество детей с нарушением звукопроизношения (в среднем до 50 %), следует констатировать, что проводимой в пределах группы работы явно недостаточно. Кроме того, далеко не каждый воспитатель знает профессиональные тонкости коррекции звукопроизношения. Учитель-логопед детского учреждения также не в состоянии консультативно оказать помощь такому количеству детей.
При этом создать коррекционно-речевую среду, включающую в себя родителей, просто необходимо. Именно родители могут и должны создать мотивацию для преодоления речевого нарушения у ребёнка, системно контролировать его звукопроизношение. Не все родители знают, как это сделать правильно и эффективно. Возникает насущная необходимость в просвещении родителей, имеющих детей с тяжёлыми нарушениями речи или лёгкой речевой патологией.
Целью проведения круглых столов мы определили совершенствование способов сотрудничества с родителями, направленных на профилактику возникновения либо на преодоление уже имеющихся речевых нарушений в соответствии с возрастными особенностями детей.
В практической деятельности выделилось четыре направления деятельности круглого стола:
❶ Просвещение родителей, имеющих детей раннего возраста (примерная тематика: этапы речевого развития ребёнка в норме, причины возникновения речевой патологии, способы преодоления заикания и мутизма, возможное проявление у детей задержек речевого и интеллектуального развития).
❷ Создание условий для развития у родителей конкретных практических умений:
■ использование приёмов, способствующих преодолению простых речевых нарушений;
■ готовность качественно выполнять вместе с детьми упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики в домашних условиях.
❸ Уточнение представлений родителей о специфике коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда и педагогов речевой группы дошкольного образовательного учреждения.
❹ Обеспечение единства требований педагогов и родителей к речи детей – выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Организационные особенности круглых столов
Организационные особенности круглых столов, наиболее выгодные их стороны:
■ относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
■ отсутствие жёсткой структуры, регламента проведения мероприятия при сохранении ведущей роли модератора (учителя-логопеда);
■ существенные ограничения количества посетителей;
■ камерность мероприятия.
«Методический диалог»
При всём разнообразии форм проведения мероприятий мы избрали «методический диалог». В рамках такой формы слушатели могут заранее знакомиться с темой обсуждения, довольно часто просматривают интернет-ресурс или готовят вопросы, адресованные учителю-логопеду. Методический диалог между ведущим и слушателями строится по определённой проблеме; движущей силой диалога являются культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
При организации круглого стола с родителями в дошкольном образовательном учреждении мы считаем оптимальным количество в 12–15 человек. В этом случае от ведущего не требуется поддержания жёсткой дисциплины проведения встречи. Мероприятие только выигрывает от того, что у каждого участника появляется возможность вступить в диалог и задать вопрос по ходу встречи. Кроме того, желающим вступить в диалог нет необходимости длительное время ожидать своей очереди. В такой обстановке, как правило, напряжение и психологический дискомфорт, возникающие у многих из-за отсутствия навыков выступления перед аудиторией, исчезают. Появляется возможность добиться непринуждённой атмосферы круглого стола. Родители могут побывать как в роли педагога, так и в роли собственного ребёнка.
Существенным достоинством круглых столов является и значительный выигрыш во времени.
Так, на еженедельные консультации учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении отводится один час, в течение которого он может принять не более трёх человек. Фактически на беседу с одним родителем остаётся пятнадцать минут. За такое короткое время можно лишь обозначить проблему, наметить общие пути её преодоления, замотивировать родителя на посещение мероприятия (это посещение родитель может спланировать заранее). Практическая сторона остаётся без внимания и поддержки.
Регулярное проведение круглых столов приводит к тому, что и педагоги, и многие родители ждут их. Но рекламная деятельность не исключается. За месяц до заседания информация об очередном круглом столе появляется в месячном плане учреждения, за две недели учителем-логопедом размещаются объявления о проведении заседания, воспитатели подключаются к мотивированию родителей. Таким образом, учитель-логопед обеспечивает необходимую аудиторию для проведения круглого стола.
Часто возникает ситуация, что, приходя на первое заседание, родители стремятся узнать всё сразу. Поэтому учитель-логопед на первом заседании представляет перспективный план проведения мероприятий на весь учебный год.
Необходимо учесть все этические моменты: если родитель хочет сообщить конфиденциальную информацию о своём ребёнке, то его необходимо выслушать наедине после окончания мероприятия или взять у него разрешение для обсуждения личной проблемы в присутствии посторонних людей.
Очень часто трудности в речевом развитии детей бывают схожими, и родители в таком случае находят «товарищей по несчастью», делятся предыдущим опытом. Например, так случается с острым проявлением запинок у трёхлетних детей. На второе заседание обязательно приглашаются родители, которые удачно справляются с преодолением фонетико-фонематического недоразвития речи у собственных детей (вызывание шипящих, сонорных звуков у детей, не имеющих тяжёлой речевой патологии). Это рождает веру в свои возможности у других родителей.
Алгоритм проведения заседания круглого стола
Алгоритм проведения заседания круглого стола с родителями определяется исходя из возможного своеобразия способов поиска и овладения информацией (теоретического или практического; коллективного или индивидуального и др.):
❶ Консультационная часть: сообщение учителя-логопеда по теме.
❷ Практическая часть:
■ работа с примерными вопросами для обсуждения (выбор актуальных вопросов, выстраивание иерархии и др.);
■ выставка наглядно-дидактических пособий, игр, тренажёров, методической и учебной литературы и др.;
■ демонстрация практических способов преодоления простых речевых нарушений, проведения артикуляционной гимнастики, игр на выработку воздушной струи в домашних условиях.
❸ Вручение подробной памятки, которая отражает существенные моменты бесед и встреч.
Периодичность встреч учителя-логопеда с родителями один раз в квартал является оптимальной. Как показывает многолетний опыт организации заседаний круглых столов, ежегодно самыми востребованными у родителей ДОУ темами остаются следующие: «Малыш начинает говорить» (заседание № 1 для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста), «Логопедическое сопровождение детей среднего и старшего дошкольного возраста. Особенности организации воспитания и обучения детей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи» (заседание № 2);
«Целевые ориентиры, отражающие состояние речи детей-выпускников ДОУ» (заседание № 3). Результативность участия в заседаниях круглого стола родителей, имеющих детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также родителей, желающих предупредить появление либо усугубление лёгких речевых нарушений у собствен- ного ребёнка, подтверждается их письменными положительными отзывами, позитивной динамикой в развитии речи воспитанников.
Список литературы
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка /
М. И. Лисина. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 1997. – 384 с. - Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания /
А. В. Петровский. – М. : Знание, 1981. – 96 с.