• Технология группового сбора: функциональный вектор развития речи детей старшего дошкольного возраста

    16 Мар 2021
     
    11:54
     

    Текст: Ольга Николаевна Серебрякова, воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад № 10 “Тополёк”»

    «Информационный листок – эксклюзивно подготовленная форма, куда
    воспитатель записывает важные дела или значимые события, интересные впечатления или самоанализ дошкольника на основании высказывания по возникшим каких бы то ни было причинам».

    Со среднего дошкольного возраста дети являются активными участниками создания развивающего пространства, полноправными хозяевами, реализаторами и инициаторами проектов, эти обстоятельства способствуют обогащению речевой среды, положительным изменениям в сфере познавательного развития детей, качественному росту коммуникативных навыков воспитанников, которые выражаются в умении логически и связно объяснять собственные идеи при воплощении творческих работ. Значительно улучшаются межличностные отношения сверстников, так как дети накапливают опыт результативного взаимодействия, умение слышать окружающих людей и выражать собственное отношение к реальным условиям и обстоятельствам жизни, усваивая разговорный язык, при котором происходит развитие и становление фонематической, грамматической и лексической сторон речи.

    Про ситуации дружественного общения

    В выборе содержания и в планировании действий при организации совместной деятельности детей и взрослых, следует опираться на равноправное и равнозначное участие обеих сторон. Каждый день, во время группового сбора, ребёнку даётся шанс озвучить свои идеи, мечты, желания или подробно рассказать о примечательном событии по интересующей всех теме, но с обязательным (со стороны взрослого) положительным акцентом на успехи в умении ребёнка грамматически правильно строить предложения.
    Технология группового сбора привлекает результативностью детской деятельности и их речевой активностью. Именно на утреннем круге создаётся атмосфера единения сообщества детей и взрослых, воспитываются доброжелательное отношение и интерес к людям, к их особенным личностным качествам.
    Таким образом, в ситуации дружественного общения дети овладевают умением распознавать эмоциональное состояние, в проблемной ситуации – регулировать поведение, обозначая ощущения, чувства, эмоции словом, а также выбирать верные стратегии для содействия, помощи и добрые слова для поддержки друг друга.
    Доверительные отношения раскрепощают детей, поэтому даже застенчивые дети реализуют коммуникативные, информативные, познавательные потребности и постепенно овладевают основными закономерностями языка.
    В результате системно-деятельностного подхода отмечается прогресс в культуре общения детского сообщества, это выражается в практических умениях применения всевозможных форм приветствий, комплиментов, в овладении монологической речью, связной и диалогической, которая осваивается дошкольниками гораздо сложнее.

    Про принципы организации и проведения группового сбора

    Положительно влияют на речевое развитие воспитанников позитивная и деловая эмоциональная настроенность, момент значимости каждого из них как личности (полноправность влияния на время, задуманную деятельность; управление собой, отношениями с другими людьми), реализуемое право на естественное проживание детства (могут веселиться и развлекаться, свободно выражать эмоции, мнение).

    Этому способствует соблюдение принципов организации и проведения группового сбора: открытость, диалогичность и рефлексивность.
    Принцип открытости даёт детям право участия или неучастия в общении, право высказывания, инициирования и осуществления собственных планов.
    Принцип диалогичности заложен в форме проведения группового сбора, когда складывается развёрнутый разговор в произвольном диалоге без подавления детской инициативы с учётом регулируемых правил ведения общения со сверстниками и взрослыми в соответствии с субкультурой группы, но в процессе уделяется пристальное внимание звуковой культуре речи и общей культуре общения детей, а точнее – собственным речевым умениям каждого воспитанника.
    Принцип рефлексивности, во-первых, реализуется через осмысление собственных ощущений, понимание собеседника, использование в разговорной речи эмоционально-оценочной лексики. Дети в общении стремятся получить ответную реакцию от окружающих людей и вместе с этим разобраться в том, что интересует других, что принимается окружающим обществом и одобряется, а что нет, поэтому, высказывая мысль, производят сравнение, анализ, обобщение, объясняют связи между явлениями и стремятся использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, тем самым обогащая свою речь активным словарём.
    Во-вторых, рефлексия – это важная совместная деятельность по планированию проектов, очередных дел в детском сообществе, собственного поведения каждым участником. По завершении какого-либо события, проекта по лексической теме, дня ведётся анализ результатов: успехов или неудач; в результате монологической речи дети прибегают к употреблению трудных форм глаголов (например, одеть, надеть, бежать, класть), следуют логике изложения, включают причинно-следственные конструкции.
    Для развития у детей умения и навыка рефлексии, чтобы дети могли провести самоанализ по результатам проделанной работы, необходимо начать деятельность с определения её целей и задач, которые напрямую связаны с текущей лексической темой.
    При записи задачи важно применять точную, короткую формулировку для информационного листа группового сбора в разделе «Планирование» и писать её от лица воспитанника, чтобы придать значимость процессу активной деятельности ребёнка, подчеркнуть важность проявления личных действий дошкольника в стремлении успешного достижения результата.
    Организуя образовательные ситуации, направленные на решение постепенно усложняющихся задач, надо идти от детей, где им предоставляется право участвовать или не участвовать в традиционном утреннем групповом сборе, включаться в общую атмосферу или логику обсуждения возникшего вопроса или остаться в стороне.

    Про структуру организации группового сбора

    Воспитателю необходимо владеть структурой организации группового сбора, понимать, какую цель нужно достигнуть на текущем этапе взаимодействия, в каком направлении планирует двигаться. Иногда возникают потрясающие проекты вне наших примерных планов, тогда мы, педагоги, вправе ситуационно реагировать на возникающие потребности, варьировать запланированный ход действий, так как функция утреннего группового сбора направлена на интересы воспитанников, ориентирована на индивидуализацию образования, развитие компетентностей и речи дошкольников.
    Структура группового сбора отличается вариативностью и подвижностью, а длительность проводится без конкретных рамок и ограничений от 10 до 30 минут.
    Информационный листок – эксклюзивно подготовленная форма, куда воспитатель записывает важные дела или значимые события, интересные впечатления или самоанализ дошкольника на основании высказывания по возникшим каких бы то ни было причинам. Дети вправе отображать в графе «Приветствие» своё настроение, пожелание в виде рисунков, символов, схем, знаков или слов.
    В информационном листе записываются планы детей, ориентированные на действия в центрах активности, и во время обсуждения темы достаточно спросить нескольких воспитанников.
    После общения в кругу группового сбора воспитанники проходят к месту, где они кладут свои фотографии в кармашки напротив маркера центра развития, чтобы в течение дня вспомнить о своих планах, а на вечернем сборе поделиться своими успехами.
    Нас интересует коммуникативная компетентность – возможность ребёнком понимать речь других и его стремление сделать понятной свою.
    При групповом сборе ярко выражен период активного общения; социальная ситуация позволяет детям формировать, структурировать и озвучивать мысли, именно здесь и сейчас ребёнок учится слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.
    Вернее сказать, групповой сбор – это не только традиция группы дошкольников, но время и место осмысления собственной значимости как личности по словам, делам и отношению сверстников; моменты демонстрации или освоения знаний, планирования задуманных действий для практики; место овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выражать свои мысли, желания, переживания.
    Технологию группового сбора Л. В. Свирской следует рассматривать в педагогической деятельности как профессиональный инструмент с
    результатом обратной связи как от собственного вклада педагогических действий, так и от планирования дальнейшей индивидуальной работы с воспитанниками, в том числе и по развитию речи.

    Это однозначно функциональная форма работы в современной бразовательной деятельности, ведь личность развивается в общении и посредством общения.
    При анализе педагогического опыта убедились в эффективности применения технологии группового сбора, её разноплановом влиянии на развитие личности ребёнка, на многогранность общения, а следовательно, на развитие речи воспитанника ДОУ.1

    Список литературы

    1. Свирская Л. В. Утро радостных встреч / Л. В. Свирская – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.

    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: