• Информационно- библиотечный центр – драйвер интеллектуального и коллективного творчества педагогов и учащихся: первые шаги

    26 Фев 2021
     
    14:19
     

    Текст: Евгения Геннадьевна Пирожкова,
    директор МОУ Школа № 5
    г. Черемхово

    В рамках реализации государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2019–2024 годы управлением образования администрации муниципального образования «город Черемхово» было принято решение о создании на базе нашей школьной библиотеки информационно-библиотечного центра. Для этого в июне 2020 года министерством образования Иркутской области нам было поставлено оборудование на сумму более двух миллионов рублей. Практический этап проекта по созданию школьного информационно-библиотечного центра рассчитан на 3 года. Обобщить результаты и подвести итоги проекта по созданию информационно-библиотечного центра планируется в 2024 году. Сейчас школа в начале нового, интересного пути, цель которого – создание информационно-библиотечного центра как структурного подразделения ОО, формирующего единую образовательную среду, способствующую мобильному информационному обеспечению образовательной деятельности. Сегодня мы делаем первые шаги по пути создания ИБЦ как центра внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, центра поддержки инфраструктуры виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения.

    Что нам удалось сделать за период с сентября по ноябрь 2020 года?
    В части нормативно-правового обеспечения информационно-библиотечного центра:
    ■ созданы Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром МОУ Школа № 5 г. Черемхово;
    ■ внесены коррективы в штатное расписание школы: выделена единица лаборанта информационно-библиотечного центра с должностными обязанностями системного администратора, что позволяет более эффективно наладить работу с оборудованием, полученным в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда»;
    ■ разработаны должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра: заведующей ИБЦ и лаборанта;
    ■ разработаны журналы фиксации использования имеющихся ресурсов ИБЦ с целью своевременного анализа эффективности его использования. В рамках материально-технического обеспечения организованы пространственно-обособленные зоны различных типов:

    ❶ Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента).

    ❷ Зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона читального зала и медиатека).


    ❸ Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства (коворкинг-зона). Для неё выделен учебный кабинет, расположенный рядом с библиотекой. Таким образом, наш ИБЦ занимает помещение двух кабинетов. Работа в коворкинг-зоне уже сама по себе настраивает ребят и учителей на проведение занятий, отличных от традиционных, так как в ней нет привычного расположения ученической мебели, а всё пространство легко трансформируется под учебную задачу. Образовательная функция этих занятий здесь подкрепляется эмоциональной составляющей. Так, проведённые 3D-путешествия по Египту, подводному миру и ботаническому саду в 5-х, 6-х и 7-х классах сделали уроки истории и биологии яркими и запоминающимися. В этой же зоне педагоги реализуют модель смешанного обучения «Смена рабочих зон», которая позволяет в рамках учебного занятия организовать и работу с учителем, и групповую работу, и онлайн-обучение.


    ❹ Презентационная зона для организации выставок и экспозиций. Наличие современного оборудования позволяет перевести выставочную деятельность в цифровой формат. За небольшой промежуток времени, что действует ИБЦ, проведены интерактивные выставки к юбилейным датам Сергея Есенина и Агаты Кристи. Нужно отметить, что наша библиотека всегда была центром притяжения детей и взрослых: кто-то приходил за книжкой, кто-то по доброй воле помочь библиотекарю оформить выставку. С появлением возможности проводить выставочную деятельность в цифровом формате возросло количество желающих принимать в этом непосредственное участие. С сентября 2020 года мы обновили содержание образовательной области «Технология». С открытием информационно-библиотечного центра ученики получили возможность вместо привычных «трудов» для девочек и мальчиков осваивать содержание программ: «Промышленный дизайн», «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование», «Геоинформационные технологии», «Программирование беспилотного летательного аппарата». Компьютерный класс (инновационная лаборатория ИБЦ) используется для самостоятельной работы учащихся не только по подготовке индивидуальных и групповых проектов, но и для выполнения домашней работы по технологии, а также для проведения уроков в дистанционном формате. Используя ресурсы ИБЦ, сегодня классные коллективы участвуют во Всероссийских проектах: «Киноуроки в школах России» и «Проектория». С 2016 года школа реализует проект по профессиональному самоопределению школьников «ПроУспех». В рамках этого проекта на базе ИБЦ учащиеся 10 класса работают над созданием банка профессиограмм разных профессий. Доступ к сайтам центров занятости населения городов нашей области помогает им собрать информацию о наиболее востребованных профессиях и ориентироваться в мире труда. С целью популяризации чтения, развития любознательности и интереса к чтению книг, с периодичностью раз в один-два месяца проводятся библио-квесты, по итогам которых выявляется победитель (ученик или класс). Так, в первой четверти проведён библио-квест «Петровская эпоха» для 7-х классов и дистанционный квест для 4, 5, 6, 8, 9-х классов «Найди свой путь к успеху!». Разработкой библио-квестов занимается заведующий библиотекой совместно с учителями-предметниками.

    Мы в социальных сетях: