• Способы достижения метапредметных результатов по предметам естественно- научного цикла, физической культуре, литературе, русскому и иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

    08 Фев 2021
     
    15:05
     

    Текст: Юлия Валерьевна Суворова,
    учитель иностранного языка, педагог дополнительного образования МБОУ г. Иркутска
    гимназии № 3

    Ирина Дмитриевна Константинова,
    учитель английского языка, руководитель структурного подразделения иностранных
    языков МБОУ г. Иркутска гимназии № 3

    Мир, в котором мы живём, очень сложен, но в то же время ограничен строгими рамками привычных действий. Тем не менее это не исключает изменений, которые случаются довольно регулярно. Чтобы не потеряться во внезапно налетевшем водовороте перемен, зачастую недостаточно знаний, полученных на традиционных школьных уроках. Необходима способность оперировать межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями, применять их во всех сферах жизни, будь то учение, общение со сверстниками, решение различных задач. Другими словами, необходимы метапредметные компетенции.
    Формирование, развитие и совершенствование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые бы помогали им быть успешными при получении нового знания, способствовали бы применению полученных ими знаний и умений в разного рода ситуациях, становится вызовом, с которым современные учителя могут и должны справляться.

    Задача современного педагога состоит в том, чтобы, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, направлять их, руководить процессом овладения ими метапредметными компетенциями, что позволяет им развивать креативное мышление, творческие способности, данные им от природы, фантазию, воображение, смекалку и, что немаловажно, получать удовольствие от образования.


    Во избежание снижения качества знаний учителю необходимо помнить и о повышении уровня мотивации у учащихся к своему предмету. Эту задачу мы решаем в рамках нашего инновационного проекта.

    Актуальность нашей практики заключается в создании, систематизации и апробации учебных ситуаций, которые позволяют учащимся развивать способности к эффективной работе с поступающей информацией, её многоступенчатым анализом, фильтрацией и формированием критического отношения. Мы реализуем наши задачи в рамках обучения таким предметам, как «Иностранный язык», «Русский язык», «Литература», «География», «История», «Обществознание» и «Физическая культура». Участники рабочей группы уверены, что подобное разнообразие предметных областей позволяет существенно расширить кругозор и знания учащихся, а по окончании основной школы использовать полученные знания, умения в решении различных жизненных задач.
    В своей педагогической деятельности мы стараемся выйти за рамки привычных 40–45 минут и соединить несколько предметных областей. Поэтому в работе площадки особенное внимание уделяется внеклассным мероприятиям в формате квестов, квизов, викторин, круглых столов, дискуссионных площадок и интеллектуальных соревнований. Подобный формат внеклассной работы позволяет включать в сценарии мероприятий разнообразные темы, требует проявления разноуровневых знаний учащихся, служит мостиком к организации междисциплинарных связей, одновременно решает учебные, развивающие и воспитательные задачи.

    Ярким примером таких мероприятий является спортивно-интеллектуальное многоборье «Миру мир» среди сборных команд 6–9 классов, которое ежегодно проводится в рамках работы площадки на базе МБОУ г. Иркутска гимназии № 3. Мероприятие приурочено к Дню Защитника и входит в программу Месячника военно-патриотического воспитания. «Миру мир» организуется в форме линейного квеста. В ходе игры команды, состоящие из разновозрастных учащихся, проходят несколько тематических станций (например, «Полоса мужества», «Нет милее Родины моей»), решая задачи межпредметного характера; формируют критическое мышление, учатся вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения. На некоторых станциях участникам команд приходится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

    Решение задачи по внедрению в образовательную деятельность инновационных форм позволяет успешнее выявлять и поддерживать одарённых детей, предоставлять им больше возможностей для самореализации, расширения кругозора, развития аналитических умений, способности критически мыслить, быть нравственной личностью, что является основой для успешного формирования метапредметных компетенций.


    Реализация задач инновационного проекта в области метапредметности, в свою очередь, позволяет педагогам расширять горизонты своей профессиональной деятельности, направлять и развивать новое поколение учащихся, будущее которых зависит и от нас.

    Мы в социальных сетях: