• Единая дорожная карта как инструмент повышения эффективности реализации концепций учебных предметов

    08 Фев 2021
     
    13:52
     

    Текст: Наталья Михайловна Валюшина,
    заведующий кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Разработка федеральных концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) «рассматривается как необходимый этап реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту». Концепция учебного предмета или предметной области как один из федеральных документов содержит современные достижения, описывает тенденции новых научных знаний, методы и технологии эффективные для той науки, которая представлена определённой учебной дисциплиной в школе. Их необходимо учитывать, чтобы преподавать предмет на современном уровне. Также в концепции указаны основные принципы, без реализации которых невозможно преподавать тот или иной предмет.

    Единая региональная дорожная карта

    В настоящее время в Российской Федерации утверждены концепции преподавания большинства учебных предметов (предметных областей): математики, русского языка и литературы, химии, физики, астрономии, географии, обществознания, физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, искусства, а также концепция нового УМК по отечественной истории, концепция преподавания родных языков народов России.
    На региональном уровне разработаны и утверждены министерством образования Иркутской области региональные дорожные карты реализации всех предметных концепций. Проблема реализации данных дорожных карт, а следовательно, и концепций осложняется их довольно большим количеством. Следуя иерархической логике, на муниципальном и школьном уровнях необходимо разрабатывать свои дорожные карты реализации предметных концепций. Таким образом каждая общеобразовательная организация получает больше десяти дорожных карт, что существенно осложняет их внедрение.


    Кластер 1: МО г. Бодайбо и район, Мамско-Чуйский, Киренский, Усть-Илимский, Катанский, Нижнеилимский, Казачинско-Ленский
    районы, г. Усть-Илимск, Усть-Кутское МО.
    Кластер 2: МО гг. Братск, Тулун, Братский, Чунский, Тулунский,
    Куйтунский, Нижнеудинский, Аларский, Тайшетский районы.
    Кластер 3: МО гг. Усолье-Сибирское, Зима, Саянск, Свирск,
    Черемхово, Зиминский, Заларинский, Черемховский, Балаганский,
    Нукутский, Усть-Удинский, Усольский районы.
    Кластер 4: МО Качугский, Жигаловский, Баяндаевский,
    Ольхонский, Эхирит-Булагатский,
    Боханский, Осинский, Слюдянский,
    Шелеховский, Иркутский, Ангарский
    районы, г. Иркутск.


    Для того чтобы эффективно внедрять концепции и более рационально использовать имеющиеся ресурсы на всех уровнях общего образования в регионе Институтом развития образования Иркутской области разработана Единая региональная дорожная карта реализации концепций учебных предметов (предметных областей) (далее – ЕРДК) на 2020–2024 годы. Это возможно, так как все утвержденные концепции объединены рядом существенных компонентов, которые аналогичны друг другу (например, обозначенные проблемы), пересекаются друг с другом (необходимость устанавливать межпредметные связи, применение системно-деятельностного подхода и др.) и напрямую коррелируют с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней общего образования.

    Учитывая обширную территорию Иркутской области, неоднородность инфраструктуры и принимая во внимание относительно невысокую плотность населения (по сравнению с другими субъектами РФ), было предложено разделить регион по территориальному принципу на четыре кластера, в которые вошли по 9–12 муниципальных районов.
    Для обеспечения эффективности реализации ЕРДК в каждом кластере создаётся методический совет, который координирует вопросы реализации дорожной карты. Предполагается, что ежегодно один из муниципалитетов председательствует в методическом совете своего кластера под руководством председателя, избираемого сроком на один год, в течение этого времени он осуществляет общее руководство реализацией концепций в муниципалитетах, входящих в кластер. Порядок выбора председательства в совете определяется его членами на основе общих интересов.

    Организуя работу методического совета кластера, следует учитывать особенности входящих в его состав муниципалитетов, а также проблемы реализации каждой из концепций в данных районах области. Особое внимание следует уделить организации межмуниципального и межшкольного взаимодействия, в том числе в дистанционном режиме. Указанные виды взаимодействия могут быть разнонаправленными.

    Например:

    ■ деятельность профессиональных объединений педагогов, преподающих предметы, итоговая аттестация по которым проводится в форме ОГЭ, ЕГЭ;
    ■ сотрудничество отдельных педагогов, а также профессиональных объединений учителей, численность которых в штатном расписании общеобразовательных организаций составляет 1–2 человека (учителя изобразительного искусства, музыки, других предметов), для обсуждения частнометодических и иных вопросов;
    ■ совместная работа профессиональных объединений педагогов учебных предметов, по которым школьники показывают наиболее низкие результаты;
    ■ другие направления, которые связаны с особенностями муниципальных районов и общеобразовательных организаций кластера. В ЕРДК вошли наиболее значимые образовательные события региона по каждому из представленных в концепциях предметов, принять участие в которых могут педагогические работники всех муниципалитетов Иркутской области (фестиваль-конкурс «Праздничная карусель», региональные предметные конференции и др.). Мероприятия из ЕРДК могут быть включены в содержание муниципальных дорожных карт как в исходной форме, так и с изменениями в соответствии с особенностями муниципалитетов и образовательных организаций (например, распространение лучших практик подготовки школьников к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ)). На основе ЕРДК каждый муниципалитет разрабатывает свою единую дорожную карту, включая в неё значимые именно для этой территории мероприятия. Для этого был разработан универсальный шаблон, содержащий обязательные и вариативные составляющие. Основная идея единой дорожной карты состоит в обеспечении координации действий муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, общеобразовательных организаций по реализации концепций учебных предметов (предметных областей) именно с учётом особенностей муниципальной системы образования. Таким образом, в основе разработки Единой дорожной карты реализации всех предметных концепций лежат потребности и особенности муниципальных образований области, что позволяет учесть существующие возможности, точки особого внимания и организовать работу по нейтрализации имеющихся проблем.

    Точки особого внимания

    В качестве возможностей муниципального района можно указать наиболее эффективные мероприятия и успешно работающие организации и объединения, позволяющие качественно реализовать предметные концепции по отдельным или всем направлениям. Также к возможностям можно отнести наличие педагогов-профессионалов по одному или нескольким предметам, а также наличие уже сложившейся системы внутримуниципального взаимодействия, эффективно работающих методических объединений или профессиональных сообществ, налаженных связей с вузами, производственными организациями, учреждениями дополнительного образования детей и т. п. Под точками особого внимания, о которых говорилось выше, подразумеваются направления работы, регулярные мероприятия и/или особенности, которые требуют пристального внимания со стороны органов управления образованием. Такими точками являются обязательная государственная итоговая аттестация (ГИА), ГИА по предметам, которые популярны у школьников данного муниципалитета; наличие обучающихся с ОВЗ, профильных классов и другие. Практически в каждой из утверждённых предметных концепций проблемы сформулированы в следующих направлениях: проблемы мотивационного, содержательного, методического характера, кадровые проблемы. Разрабатывая единую муниципальную дорожную карту, каждый район описывает реально существующие сложности и, помимо указанных выше, может включить низкие результаты федеральных и региональных исследований компетентности учителей по предмету, наличие школ с признаками необъективности по результатам ВПР, школ, функционирующих в сложных социальных условиях, и другие. Описанные и другие особенности муниципалитета составляют первый раздел в шаблоне Единой муниципальной дорожной карты. На их основе формулируются цель, задачи и планируемые результаты реализации концепций (раздел 2).
    В третьем разделе Единой дорожной карты разработчики планируют конкретные мероприятия, образовательные события посредством которых и будут внедряться предметные концепции.
    Следует обязательно предусмотреть следующие направления:
    ❶ совершенствование методической компетентности педагогов;
    ❷ совершенствование предметной компетентности педагогов;
    ❸ совершенствование оценочной компетентности педагогов;
    ❹ совершенствование межпредметной интеграции и создания развивающей образовательной среды муниципалитета, общеобразовательной организации с учётом выявленных особенностей.

    Рассмотрим каждое направление подробнее.

    Планирование мероприятий, направленных на совершенствование предметной компетентности педагогов, предполагает:
    ■ обсуждение общих и частных вопросов, касающихся непосредственно науки, представленной в общем образовании преподаваемым предметом;
    ■ практические выполнение и обсуждение заданий по предмету, включая ВПР, ГИА, олимпиадные задания и др.;
    ■ метапредметные и межпредметные задания, включая международные оценочные процедуры PIRLS, PISA, TIMSS, ISILS и др.
    Развитие наук не стоит на месте, а учитель должен быть курсе последних тенденций, знать новые способы решения задач, современные взгляды на глобальные проблемы человечества.
    Для совершенствования методической компетентности педагогов следует включать в дорожную карту:
    ■ обсуждение вопросов методики преподавания предметов;
    ■ изучение и обмен опытом по использованию современных образовательных технологий, включая ИКТ, для преподавания конкретного предмета;
    ■ практикумы по разработке учебных метапредметных, межпредметных учебных занятий и др.
    Умение адекватно оценивать необходимо каждому педагогу. Современные подходы к оцениванию предполагают не только выставление отметки для выявления уровня обученности школьников, но и аналитическую деятельность, умение использовать результаты оценивания для повышения качества обучения, подбирать или разрабатывать наиболее эффективные методы и приёмы для обучения и оценивания. Данное направление в дорожной карте должно предусматривать:
    ■ изучение особенностей формирующего оценивания;
    ■ работу с кодификаторами по предметам и практикумы по оцениванию;
    ■ анализ и выявление проблем обучающихся на основе результатов оценочных процедур;
    ■ практикумы по оцениванию разных видов работ (ГИА, ВПР, международные исследования, олимпиадные задания);
    ■ разработку мероприятий по ликвидации выявленных у обучающихся проблем и др.

    В данных направлениях важно предусмотреть интерактивные формы мероприятий и их практическую направленность: мастер-классы, практикумы, деловые игры для учителей. Особое место в реализации концепций занимает совершенствование межпредметной интеграции и создание развивающей образовательной среды муниципалитета/образовательной организации.

    Это важно для формирования у учащихся целостной картины мира, достижения
    планируемых результатов ФГОС. Для этого целесообразно:
    ■ рассмотреть способы организации межпредметной интеграции, предусмотренные в содержании предметных концепций, и использовать их в урочной и внеурочной деятельности;
    ■ изучить особенности развивающей образовательной среды, учитывать их и средства учебных предметов (предметных областей) для создания и совершенствования развивающей образовательной среды муниципалитета и др. При необходимости в Единую дорожную карту могут быть включены другие направления реализации предметных концепций в зависимости от особенностей и потребностей муниципалитета.
    В разделе 4 указывается материально-техническое обеспечение внедрения Единой дорожной карты реализации предметных концепций. Для организации системной работы рекомендуется составить список основных управленческих решений, направленных на внедрение Единой дорожной карты на уровне муниципалитета (раздел 5). Это позволит избежать спонтанных, в некоторых случаях нерациональных или неэффективных решений. В Единую дорожную карту при необходимости могут включаться дополнительные разделы и пункты. После утверждения других предметных концепций шаблон позволяет внести изменения на всех уровнях управления общим образованием.


    В заключение необходимо отметить, что подход к реализации концепций учебных предметов (предметных областей) через внедрение Единой дорожный карты и кластерную организацию позволит комплексно подходить к управлению данным процессом, выстраивать как вертикальные связи (региональный – муниципальный – школьный уровни управления образованием), так и горизонтальные (межмуниципальное, межшкольное взаимодействие).

    На муниципальном уровне обеспечит:
    ■ планирование и внедрение предметных концепций на основе особенностей (возможностей, проблем и точек особого внимания) муниципалитета и общеобразовательных организаций;
    ■ гибкое реагирование муниципальной системы образования на изменения;
    ■ рациональное аккумулирование ресурсов муниципалитета и образовательных организаций для качественного внедрения предметных концепций.

    Мы в социальных сетях: