• Роль сетевых предметных сообществ в повышении качества образования

    24 Фев 2021
     
    11:21
     

    Текст: Елена Евгеньевна Лобкис,
    председатель сетевого предметного сообщества «Иностранный язык»
    Профессионального педагогического
    объединения Иркутской области,
    учитель английского языка
    МКОУ СОШ № 1, пос. Михайловка,
    Черемховский р-н

    В настоящее время повышение качества образования – важнейшая задача любой образовательной организации. Среди многообразия путей решения обозначенной проблемы особого внимания заслуживают два аспекта: повышение мотивации учебно-познавательной деятельности школьников и профессиональное совершенствование педагогов. В этой связи трудно переоценить значение сетевых предметных сообществ, которые реализуют образовательные проекты, выступающие инструментом одновременно повышения и качества образования учащихся, профессиональной компетентности учителей. Сетевое предметное сообщество «Иностранный язык» Профессионального педагогического объединения Иркутской области существует с 2017 года. Остановлюсь на самых значительных событиях, связанных с деятельностью сообщества, которые позволяют нам позиционировать себя как внутренний ресурс региональной системы образования в части повышения качества иноязычного образования.

    Тесное сотрудничество с кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО ИРО даёт возможность учителям иностранного языка идти в ногу со временем, отвечать современным вызовам и обеспечивать реализацию задач модернизации содержания и технологий преподавания одного из самых востребованных на сегодня предметов. Нашему сетевому сообществу удалось органично встроиться в одну из секций ежегодной региональной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы филологического и эстетического образования». Так, в текущем году прошла уже третья по счёту Методическая студия «Эффективные практики иноязычного образования». Учителя иностранного языка представляют практические результаты своей деятельности по самым актуальным проблемам преподавания иностранного языка:
    ■ подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по иностранному языку;
    ■ сопровождение индивидуального итогового проекта выпускников уровня основного общего образования;
    ■ специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья;
    ■ организация исследовательской деятельности школьников по иностранному языку;
    ■ оценка достижения метапредметных результатов.

    Мы отмечаем, что такой формат мероприятия способствует созданию условий для методического взаимообогащения учителей и выявлению лучших практик обучения иностранному языку. С целью активизации методического и творческого потенциала учителей иностранного языка, стимулирования их педагогической инициативы в сообществе ежегодно объявляется конкурс на лучшую разработку Положения о дистанционном конкурсе для школьников. В рамках конкурса методических разработок педагог имеет возможность продемонстрировать основные составляющие компетентности современного преподавателя: предметную, правовую, информационную, коммуникативную, психолого-педагогическую и др. Такой конкурс проводится не ради самого конкурса. По его итогам наше сообщество запускает среди учащихся Иркутской области конкурсы, ставшие победителями и призёрами. Особенностью некоторых конкурсов является этнорегиональный подход в разработке содержательной части, тематика заданий касается истории и культуры Иркутской области, озера Байкал, в том числе этнических традиций коренных народов. Разнообразие, обновление подходов к содержанию внеклассной, внеурочной деятельности по иностранному языку, безусловно, помогают учителю повысить мотивацию школьников к изучению предмета и, как следствие, способствовать улучшению качества образования.

    За три года работы для учащихся образовательных организаций Иркутской области было дистанционно проведено несколько познавательных, ценных с практической точки зрения и вместе с тем увлекательных конкурсов на знание иностранного языка.

    На базе инновационной площадки «Немецкий язык в аспекте билингвального обучения» – в МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 совместно с нашим сетевым сообществом был проведён очный конкурс «Чтение с удовольствием». Участниками стали члены проекта «Немецкий как первый второй».

    Экспертизу работ участников обеспечивают высококвалифицированные учителя иностранного языка, имеющие опыт работы в качестве эксперта. Во избежание необъективного оценивания у экспертов отсутствуют данные об учителе, обеспечивавшем подготовку к конкурсу, и образовательной организации участника.

    В заключение хотелось сказать, что мы далеки от утверждения нашей исключительной роли, незаменимости или оригинальности подходов к профессиональному взаимодействию педагогов. Известно, что есть отдельные муниципалитеты, где благодаря грамотной координационной работе методических служб, центров образования осуществляется профессиональное развитие педагогов на высоком уровне, но нельзя не признать, что эти случаи, скорее, исключение из правил. У большинства педагогов из труднодоступных, территориально отдалённых населенных пунктов, малокомплектных школ участие в деятельности нашего сообщества – одна из немногих возможностей для профессионального развития и совершенствования. Наше сообщество достаточно молодое, но мы полны желания, сил, профессиональных возможностей продолжить работу на ниве модернизации иноязычного образования школьников.

    Мы в социальных сетях: