• Дневник муниципальной стажировочной сессии по химии «Самая увлекательная наука!»

    24 Фев 2021
     
    13:18
     

    Текст: Оксана Николаевна Смолякова,
    учитель химии МАОУ «Ангарский лицей № 2 им. М. К. Янгеля», руководитель Ангарского ММО
    учителей химии, член сетевого предметного сообщества
    «Химия» Профессионального педагогического объединения Иркутской области

    Сессия была организована и проведена сетевым предметным сообщества «Химия» Профессионального педагогического объединения Иркутской области.

    27 октября 2020 года, МБОУ «СОШ № 4» , г. Ангарск

    Несмотря на каникулы, в кабинете химии оживление, но не учащиеся сегодня придут на занятия, а учителя химии. Встречаются единомышленники. Сегодня стартует первая стажировочная сессия. Участники пока полностью не понимают, как пройдут занятия, ведь их будут вести не представители центров повышения квалификации, а обычные учителя.

    Первый день

    Развитие творческой активности учащихся в процессе обучения химии
    (О. Н. Смолякова, Н. И. Борзунова)

    Рассматривали вопросы:
    ■ «Модель образовательного процесса в современной школе, которая базируется на основе содержания образования и гармоничного сочетания репродуктивных и активных методов обучения с преобладанием последних»;
    ■ «Необходимость развития творческой активности старшеклассников в учебном процессе»;
    ■ «Профилизация содержания образования (постоянный рост информативности образовательного процесса, возрастание требований к результатам обучения школьников, углубление противоречий между актуальностью вопроса и недостаточной обеспеченностью методическими рекомендациями)»;
    ■ «Решение принципиально новой общепедагогической задачи – целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Обществу всегда требуются творческие, активные люди, способные ломать привычные границы возможного, открывающие новые пути в науке, технике, управлении».

    Второй день

    Мастер-класс практической направленности
    «Химия цвета – цветные реакции (химия на службе человека)»
    (Н. М. Стефановская, М. Н. Токарева,
    Т. А. Сема, Т. И. Кешикова, И. Г. Донская,
    Л. В. Толстоухова)


    Цели занятия:

    1. Определение факторов, вызывающих окраску химических веществ.
    2. Развитие познавательного интереса к изучению качественных реакций.

    Формируемые компетенции:
    1) способность объяснять химические явления, связанные с появлением окраски растворов;
    2) готовность самостоятельно работать с информацией;
    3) готовность взаимодействовать с коллегами и выступать перед аудиторией.
    Для определения присутствия в растворах анионов или катионов используются качественные реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Учителям были предложены стандартный и нестандартный эксперименты, работа в группах, работа с интернет-источниками. Часть экспериментальной работы была направлена на применение химии в быту.

    Третий день

    Организация внеурочной деятельности по
    химии в условиях реализации ФГОС
    (Н. И. Борзунова, С. О. Степанова,
    А. М. Сергеева, Т. И. Воронина)


    Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Одной из форм образовательной деятельности является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации. Во время практикумов учителя поделились своими наработками по созданию курсов внеурочной деятельности. Педагоги настолько погрузились в работу, что превратились в настоящих учеников: они написали стихи, составили буриме о своей работе, сочинили синквейны, рассказы; выступали публично со своими материалами, работали в группах и индивидуально, с книгой, с раздаточным материалом, интернет-источниками, участвовали в познавательных вербальных играх.

    Четвертый день

    Следствие ведут химики
    (анализ веществ, профориентация – пищевая промышленность, криминалистика и т.д.) (Л. М. Тувина,
    Т. М. Горловская, Ю. В. Плахтий)


    Учителя познакомились с методиками химических исследований, применяющихся в криминалистике, и апробировали их. Проведение всех практических химико-криминалистических опытов, а также материалы работы могут быть использованы как учащимися, так и педагогами при подготовке к учебным и факультативным занятиям, конференциям, конкурсам, олимпиадам.

    Пятый день


    Химия – волшебная наука
    (Л. В. Пьянникова, Т. В. Сиягина,
    И. Г. Донская, С. А. Кирилюк)


    Все мы с детства знакомы со сказками и чудесами. Но эти чудеса происходят каждый день вокруг нас. Все они объяснимы с научной точки зрения. Чтобы разобраться во многих из них, конечно, нужно увлекаться химией. Только в познании нового, загадочного, интересного человек познаёт самого себя. Человек живёт в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Это был незабываемый день, всех учителей ждала настоящая сказка: театрализация, увлекательные опыты, призы. Настоящий химический вечер, полный чудес и загадок. Название вполне оправдано, так как любые химические явления многими воспринимаются как фокусы. Радостная эмоциональная реакция зрителей (учителей), доходящая временами до восторга. Организаторы путём логических упражнений подводили участников к «разоблачению этой химической магии», к объяснению сути опытов. При проведении стажировочной сессии использовались мультимедийные интерактивные средства и химический эксперимент. Площадка была интересной, творческой, научной. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях. Хорошо организованная и интересно проведённая стажерская площадка помогает обогатить знания учителей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.1


    1 Фото в статье из архива авторов.

    Мы в социальных сетях: