• «Не остаться за бортом системных изменений в образовании»: межпредметное объединение педагогов

    23 Ноя 2020
     
    14:25
     

    Текст: Марина Юрьевна Максимова,
    директор Муниципального бюджетного учреждения Шелеховского района
    «Информационно-методический образовательный центр»

    Мы живём в интересное время. Всё меняется так стремительно, что иногда не успеваем остановиться, чтобы осознать, что происходит. Особенно это касается сферы наших профессиональных интересов –образования. Сегодня к педагогу предъявляются всё новые и новые требования, которые ему не всегда понятны, вызывают чувство дискомфорта и неудовлетворённости результатами педагогической
    деятельности. Поэтому главная задача муниципальной методической службы заключается в том, чтобы рядовой учитель, воспитатель, руководитель безболезненно вошёл в инновационный процесс и не остался за бортом системных изменений в образовании.

    Мы в поиске

    Потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов заставила нас искать другие подходы к организации методической работы нашего центра. Изучение трудов Е. В. Василевской, знакомство с опытом информационно-методического центра города Томска помогли нам определиться
    с вектором развития: за основу методического сопровождения педагогов мы взяли сетевую технологию. Так, в 2014 году родилась наша первая модель. Педагоги вошли в межпредметные объединения – проблемно-творческие группы и стали участвовать в реализации единичных муниципальных проектов. Тему работы каждой группы (а их было 14!) нам помогла определить диагностика. Первая модель включала в себя 4 единичных проекта, которые были направлены на реализацию ФГОС. 30 % педагогов района стали участниками групп. Руководство проектами взяли на себя сотрудники управления образованием и методического центра, возглавили группы передовые педагоги, заместители руководителей и даже руководители – авангард инновационного движения. Каждый год модель межпредметного взаимодействия педагогов, сохраняя свою целостность, не была похожа на предыдущую. Появлялись новые проблемы, требующие решения, новые формы взаимодействия, расширялась сфера интересов наших педагогов. Мы наблюдаем, как растут наши участники ПТГ и их руководители. Формируются проектировочные умения педагогов, появляется свой, «фгосовский», профессиональный язык. Мы продолжаем узнавать друг друга, и в этом «узнавании» нет границ, потому что люди объединяются не по принципу «предмет, специальность», а по принципу профессиональных потребностей и интересов. Участие в реализации проекта даёт возможность каждому выступить в разных социальных ролях: разработчика семинара, технического специалиста, эксперта.

    Во имя развития!

    Сейчас уже все понимают, что даёт межпредметное объединение педагогов развитию системы образования района. К эффектам (результатам) реализуемой модели можно отнести не только повышение профессиональной компетентности методистов, руководителей, заместителей руководителей, рядовых педагогов, но и
    создание единого и многообразного методического пространства, стимулирование развития инновационной деятельности в образовательных организациях. Все методические продукты, разработанные группами и прошедшие внешнюю экспертизу, опубликованы на сайте МБУ ШР «ИМОЦ», в разделе «Сетевая организация». Ими могут воспользоваться другие педагоги района и области. Хочу отметить, что 1-я модель сетевого взаимодействия педагогов в 2014–2015 году стала импульсом развития системы образования Шелеховского района в целом. Мы пришли к пониманию, что для решения профессиональных проблем необходимо объединить усилия не только отдельных педагогов, но и образовательных организаций. Поэтому с 2015 года сетевую технологию мы стали эффективно использовать при сопровождении образовательных организаций – пилотных площадок. Взаимодействие между организациями строится на основе решения общей проблемы. У нас в районе появился новый термин «школы – сетевые друзья», «детские сады – сетевые друзья», которые на разных этапах реализации проекта выступают то в роли стажёров, то в роли преподавателей, то в роли экспертов. Перед «пилотами» стоит важная задача: провести на своей территории стажировочную площадку, обучить других педагогов. Стажировочная площадка для нас – это новая форма повышения профессиональной компетенции педагогов без привлечения внешних ресурсов. И, прежде чем прийти к региональной стажировочной сессии в 2016 году для педагогов общего образования «Инструментально-методическое обеспечение реализации ФГОС ООО», мы провели серию муниципальных стажировочных площадок, обучили своих педагогов, создали модель анализа современного урока. И только потом вышли на региональный уровень. Все дошкольные организации района тоже объединены в сеть. Причём «пилотами» становятся не только имеющие статус муниципальной пилотной площадки, но и те учреждения, которые имеют положительный опыт и способны научить других. Мы начали с сетевого проекта для педагогов дошкольного образования – «Проектирование непосредственной образовательной деятельности», его цель – выработать общие подходы к проведению занятия с воспитанниками. Для этого нами был разработан инструмент проектирования и анализа занятия, который был апробирован на муниципальных стажёрских практиках и площадках. Реализация проекта показала, что у урока в школе и занятия в детском саду есть много общего. Так мы вышли на понимание, как решить проблему преемственности дошкольного и начального общего образования. Своё решение мы представили в 2018 году на IV региональной стажировочной сессии по реализации ФГОС дошкольного образования. 95 стажёров Иркутской области участвовали в этом событии. Таким образом, сетевая технология позволяет нам вовлечь в продуктивную деятельность все образовательные и общеобразовательные учреждения района в целом и каждого педагога в отдельности. И ещё об одном эффекте хочется сказать. Сетевое взаимодействие педагогов и ОО Шелеховского района, проведение региональных стажировочных сессий позволило нам также выйти на межмуниципальный и федеральный уровни. Опыт, представленный на этих мероприятиях, оказался востребованным. К нам стали обращаться педагоги, методисты, директора школ, руководители муниципальных методических служб других территорий. В рамках межмуниципального и межрегионального сотрудничества были созданы условия педагогам Шелеховского района для трансляции опыта на межмуниципальном уровне, происходил взаимообмен педагогическими идеями, методическими наработками, что способствовало профессиональному развитию и в дальнейшем – успешному прохождению аттестации, результативному участию в профессиональных конкурсах. Но не стоит забывать и о том, что сотрудникам методической службы тоже необходимо профессиональное общение и возможность транслировать свой опыт. Участие в позиционно-дискуссионной интернет-площадке «Развитие муниципальных методических служб в контексте современных вызовов: точки прорыва» всероссийского портала «Академкнига/Учебник» вместе с командами методических служб г. Ижевска, Рязани, Томска как раз и позволило нам выйти на другой уровень профессионального общения. Опыт сопровождения педагогов и образовательных организаций мы представляли на региональных и всероссийских мероприятиях не только для того, чтобы заявить о себе, но, прежде всего, чтобы систематизировать свою деятельность и увидеть перспективы развития. В 2016 году мы стали победителями конкурса «Лучшая практика работы методической службы на уровне муниципального образования»; в 2019 – вошли в Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик. Мы открыты для общения, готовы к сотрудничеству и приглашаем Вас принять участие в межмуниципальных мероприятиях.

    Мы в социальных сетях: