Для участия во Всероссийском конкурсе информационно-просветительских проектов по сельской тематике «Моя земля – Россия!» в 2020 году был разработан редакционный цикл «Директор сельской школы». Статьи этого цикла посвящены бывшим директорам школ, светлый образ которых остался в памяти их земляков и истории села, а также современным руководителям образовательных организаций, которыми гордятся коллеги, ученики и их родители.
Для современного человека, да ещё и работающего во Владимирской школе ,кажутся слишком благостными, а воспоминания – безоблачными. Причём я точно знаю, что «правильных» отличников среди рассказчиков совсем немного, но как-то не слышу обид, страшных историй. Особый дух объединяет всех её выпускников! Обязательным персонажем в рассказах всегда выступает директор школы – Иннокентий Никифорович Власов. Даже приехав раз в два-три года на местное кладбище, выпускники идут к своему директору – поблагодарить, поклониться в очередной раз, вспомнить добрым словом. Одно интересное наблюдение: старики и старухи, дети которых учились в школе при этом директоре, в разговорах называют его полным именем, несмотря на обычную деревенскую традицию – награждать односельчан прозвищем или называть только отчеством. Иннокентий Никифорович. С каким-то особым почтением, уважением, благодарностью. Что помню из этих рассказов я? Традиционный вечер встречи выпускников. Традиционный. Ежегодный праздник для всего посёлка. Долгое время я была уверена, что во всех школах этот вечер должен проводиться каждый год. Именно так было заведено во владимирской школе. Вечер встречи выпускников – учеников выпускного класса и выпускников прошлых лет, встреча поколений, обязательный отчёт об успехах школы и рассказы о себе уже взрослых людей. Первую субботу февраля школа ждала своих учеников. Каждому было важно поделиться новостями именно с директором – летопись достижений не прекращалась с получением аттестата. Вечер начинался с линейки – в холле первого этажа выстраивались десятиклассники, а напротив них – выпускники разных лет. Директор бодрым шагом бывшего военного проходил по школьному коридору, командным голосом приветствовал всех – своих учеников. Самые выдающиеся – учёные, инженеры, руководители – рассказывали о себе на общем сборе, а остальные стремились рассказать о себе уже лично директору.
Т. С. Онипер (Гамаюнова), учитель русского языка и литературы: «О своих способностях я была невысокого мнения. Собиралась после8-го класса уходить в ПТУ. Но именно в 8-мклассе мне удалось побывать на “традиционном” – пела в школьном хоре… И так захотелось рассказать Иннокентию Никифоровичу о своих успехах, так захотелось ещё раз прийти на “традиционный”! Почему-то думала, что выпускников восьмого класса на вечер не приглашали. Когда училась, чего-то добивалась, представляла, как расскажу о себе. Не со сцены, нет, – в кабинете директора, а Иннокентий Никифорович будет слушать и кивать, хвалить. Не получилось. В 1971 году он умер». А. С. Гамаюнов, выпускник 1974 года: «Старшие ребята с гордостью рассказывали, как Иннокентий Никифорович их воспитывал – приглашал в кабинет на разговор и по-отцовски отчитывал. Иногда кричал, иногда грозил, иногда увещевал. Отцов-то у многих после войны не было – кто на фронте погиб, кто в шахте. Матери с пацанами не справлялись, вот он и был батей для всех. Мог из своих денег дать на ботинки или брюки, покормить, напоить чаем. Ограду вокруг школы варил не от террористов, как сейчас, а от скота, чтобы коровы пришкольный сад не зорили, огород не вытаптывали. А калитка всегда открыта была, вот мы и бегали на школьный стадион, на турники. Когда в футбол играли, когда звёздочку крутили. Модно было. А команда наша футбольная на электричке ездила на соревнования то в Залари, то в Кутулик. Он так гордился, когда мы выигрывали. Каждому руку жал. А так руку подавал он только выпускникам. И отцов он часто приглашал. Не ругать, а дела школьные решать: отремонтировать что-то, что-то в школе изменить. Отец, которому на одной ноге ходить было трудно, никогда те собрания не пропускал». Л. И. Погодаева (Онипер), врач-педиатр, руководитель отделения Красного креста в Иркутской области (1995–1999 гг.): «Иннокентий Никифорович будил в нас амбиции. “Что, Любаша, врачом будешь?” – “Нет, фельдшером”. – “Я себе не прощу, если ты на врача не выучишься! Ты хорошим врачом должна быть!” И училась! Всегда помнила – в медучилище, в больницах на практике – я должна быть врачом, чтобы не подвести своего директора. Может быть, поэтому училась и работала, чтобы не просто врачом стать, а хорошим! Он ведь в меня верил». С. Г. Жигалова, фельдшер скорой помощи: «В партийной организации шахтёрского посёлка Иннокентий Никифорович был парторгом. Его выбирали не раз, потому что доверяли. Папка с собраний приходил и довольно припечатывал: “Выбрали. Власова. Кого ж ещё?” А Иннокентий Никифорович “пользовался” служебным положением. Мы не помним в школе рухляди: только добротные шкафы, парты. Стены белили, полы красили ежегодно. И хоть школа и работала в две смены, всегда выглядела нарядно. Не в каждой городской школе были оборудованы кабинеты физики и химии, а у нас были! И всегда опыты показывали. Про учителей мы знали, что почти все они “с институтами были” – имели высшее образование, были даже выпускники Иркутского учительского института, который окончили ещё до революции. Всегда директор гордился коллегами – своими выпускниками, не упускал возможности похвалиться: “А вот наш завуч – Анатолий Николаевич (Чистяков) – тоже выпускник наш, золотой медалист!” “Умеет Власов сманивать”, – говорили в окрестных школах. Честно говоря, сманивать было чем: в посёлке целая улица Школьная была. Двухквартирные полублагоустроенные дома строили специально для учителей. Это у нас-то, где люди и в избах жили, и в насыпнухах! Ещё помню, что учителя никогда коров не держали! Огороды у учителей небольшие были, но нужды в большом хозяйстве у них не было. Неплохие условия для сельской интеллигенции!» Большинство учеников думали, что сам директор живёт в роскошной квартире при школе, пока после его смерти эту квартиру не дали одной из учительниц, бывшей ученице школы. Тогда-то и «открылась» всем крохотная двухкомнатная пристройка к школе. Не очень удобная. Не очень тёплая… В. Ф. Ершова (Зарыпова), фельдшер скорой помощи: «У нас два спортзала было и стадион. Строили всем посёлком, всегда с учениками. А физруками работали наши же ребята, выпускники. После Иркутского ТФК (техникума физической культуры – прим. ред.) пришли Ю. И. Ложкин, Ю. В. Балев, В. Ф. Жигалов. Потом, когда своих детей учила, всё свою школу вспоминала: никогда мы лыжи в школу не покупали, всем хватало и школьных лыж, и ботинок. В коридоре теннисный стол стоял, ракетки ребята иногда сами делали, но и школьные были». Л. В. Константинова (Евдокимова), учитель начальных классов: «Мой будущий муж и мои братья все перемены проводили в школьной радио-рубке. Там всегда старшеклассники хозяйничали. Вместе с Иннокентием Никифоровичем обсуждали, кого пригласить, какую музыку поставить. Если нужно было что-то купить для радиорубки, покупали – и пластинки, и проигрыватели… Учителя готовили познавательные передачи, комитет комсомола о своей работе рассказывал. А на школьных вечерах мы танцевали под самую современную музыку». Наш директор был фронтовиком, «восточником», моряком-подводником. Однако в своё время даже ветераном не считался. Зато его уроки истории помнят все ученики. От разных людей слышала историю, как он чуть не погиб. Сорвался в воду во время работ с борта лодки, а подобраться к люку не мог –борт-то гладкий, скользкий. Похохатывал: “Я её наглаживаю да шепчу: “Пусти, а!” Уже замерзать начал, а мне из люка линь сбросили и в лодку втянули”. Он рассказывал о войне, ничего не приукрашивая, заставляя почувствовать ужас боёв на Курской дуге и обиду отступлений. Наверное, уроки его были неправильными с точки зрения методики, зато правильными с точки зрения воспитания, потому что любовь к истории его ученики сохранили на всю жизнь. И всю жизнь сверяли себя с ним: что бы сказал директор? как бы Иннокентий Никифорович оценил? После закрытия шахты трудно стало со-ревноваться со школами из соседних колхозов-миллионеров, но директор долго держал марку владимирской школы. Как много зависит от директора! От директора сельской школы особенно. Он – авторитет, иногда больший, чем родители. Он – хозяин, от которого зависит не только то, кто работает в школе, но и то, как и где живёт каждый работник. Где брал силы для своей работы директор владимирской средней школы? В поддержке односельчан – детей, родителей, педагогов-единомышленников.