• О создании безопасных условий в общеобразовательных организациях при осуществлении образовательной деятельности

    11 Авг 2020
     
    15:52
     

    Текст: Марина Александровна Духанина,
    начальник отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

    Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области консультирует

    Системный подход в организации работы по обеспечению безопасности функционирования в лицензированных общеобразовательных учреждениях (далее – лицензиаты) устанавливается требованиями законодательства Российской Федерации.

    В ходе проверок лицензиатов специалисты службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области осуществляют контроль за соблюдением общеобразовательными организациями лицензионных требований и условий, в том числе за созданием безопасных условий при осуществлении образовательной деятельности.

    Лицензионный контроль в этом направлении регламентирован подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

    Как правило, систему мер по обеспечению безопасных условий пребывания в образовательных организациях условно можно разделить на три направления:

    1. Документационное сопровождение характеризуется организационной работой и анализом состояния безопасности учреждения, а также подготовкой документов, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях:

    1.1. Распорядительные документы по безопасности (примерный перечень):

    ■■ приказ о подготовке учреждения к новому учебному году;

    ■■ приказ по охране труда и соблюдению правил техники безопасности;

    ■■ приказ о создании безопасных условий при осуществлении учебной деятельности;

    ■■ приказы по обеспечению безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (выпускные вечера, праздничные мероприятия, дискотеки, вечера отдыха и др.);

    ■■ приказы по обеспечению безопасности при возникновении экстремальных ситуаций (например, на период сильных холодов);

    ■■ приказы по выполнению указаний и распоряжений вышестоящих органов по вопросам безопасности;

    ■■ приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, электробезопасность;

    ■■ приказ по обеспечению антитеррористической защищённости и противодействию распространения наркотических средств;

    ■■ приказ об организации и обеспечении пропускного режима и охраны образовательного учреждения;

    ■■ приказ о создании комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;

    ■■ приказ об организации отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

    ■■ приказ об организации подвоза обучающихся и др.

    1.2. Документы и материалы по организации безопасных условий в общеобразовательном учреждении (примерный перечень):

    ■■ согласованный паспорт безопасности учреждения;

    ■■ журнал регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме;

    ■■ материалы расследований несчастных случаев;

    ■■ журналы регистрации инструктажей по охране труда и протоколы проверки знаний требований охраны труда;

    ■■ журналы выдачи ключей и приёма помещений под охрану;

    ■■ журнал регистрации посетителей;

    ■■ список автомобилей, имеющих право въезда на территорию учреждения;

    ■■ журнал регистрации автотранспорта;

    ■■ журнал приёма и сдачи дежурства и контроля за несением службы, др.

    2. Организованные безопасные условия пребывания в учреждении обучающихся и педагогических работников:

    ■■ наличие необходимой сопроводительной документации по организации безопасного пребывания в учреждении;

    ■■ наличие поста охраны (в том числе схемы охраны объекта, в том числе ящика с ключами от дверей запасных выходов), обеспечивающего ограничение доступа в учреждение посторонних лиц;

    ■■ наличие системы видеонаблюдения;

    ■■ наличие системы автоматической пожарной сигнализации (в том числе и действующих на момент проверки договоров на её обслуживание);

    ■■ наличие кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт охраны (или кнопки вызова вневедомственной охраны);

    ■■ целостность периметрального ограждения и освещение территории в тёмное время суток;

    ■■ наличие актуальных списков телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб и т. д.;

    ■■ функционирование систем вытяжной вентиляции и водоснабжения (особенно в кабинетах (лаборантских) химии, технологии).

    3. Профилактические меры обеспечения безопасности в образовательном учреждении (примерный перечень мероприятий):

    ■■ периодические осмотры помещений учебных корпусов;

    ■■ контроль технического состояния конструкций зданий и систем жизнеобеспечения (водопровод, канализация, отопление, вентиляция, электрические сети и т. п.);

    ■■ осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;

    ■■ проверка состояния наружного освещения;

    ■■ проверка состояния и работоспособности пожарно-охранных и охранных систем учреждения;

    ■■ тренировки по эвакуации и другие меры.

    Типичные нарушения лицензионных требований, выявленные в ходе проведённых проверок:

    1. Отсутствие паспорта безопасности объектов (территорий).

    2. Отсутствие документов, подтверждающих соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, и документов, подтверждающих наличие кнопки тревожной сигнализации.

    3. Нерабочее состояние приточно-вытяжной вентиляции в кабинетах химии.

    4. Нарушение целостности периметрального ограждения территории.

    5. Отсутствие кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт охраны (или кнопка вызова вневедомственной охраны).

    На какой документ опираться, чтобы создать наиболее благоприятные и оптимальные условия для безопасного пребывания всех участников образовательных отношений в учреждении?

    Вопросы обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях раскрыты в документе «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-8929 (далее – Методические рекомендации).

    Методические рекомендации подготовлены рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и направлены на реализацию основных направлений действующего законодательства по вопросам организации безопасного пребывания участников образовательных отношений в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

    Содержание Методических рекомендаций раскрывают требования:

    ■■ к безопасности территории общеобразовательной организации;

    ■■ к зданию и помещениям общеобразовательной организации;

    ■■ к освещению помещений общеобразовательной организации;

    ■■ к помещениям для проведения уроков физической культуры и занятий спортом;

    ■■ к помещениям для проведения учебных занятий;

    ■■ к обеспечению доступности общеобразовательной организации и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

    ■■ к антитеррористической защищённости и противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма;

    ■■ к обеспечению информационной безопасности в общеобразовательной организации;

    ■■ к основным задачам и мероприятиям при организации и ведения гражданской обороны и возникновении чрезвычайных ситуаций;

    ■■ к организации питания в общеобразовательной организации;

    ■■ к организации безопасной общеобразовательной деятельности;

    ■■ к распределению учебных помещений;

    ■■ к формированию расписания;

    ■■ к организации трудового обучения;

    ■■ к организации занятий физической культурой;

    ■■ к психологической безопасности образовательной среды;

    ■■ к обеспечению пожарной безопасности;

    ■■ к медицинскому сопровождению общеобразовательной деятельности;

    ■■ к обеспечению охраны общеобразовательной организации;

    ■■ к кадровым условиям для обеспечения безопасности общеобразовательной организации.

    Разработчики документа отмечают, что некоторые положения федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти предполагают обязательное утверждение общеобразовательными организациями локальных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности, в том числе инструкций, планов и др.

    Организация деятельности общеобразовательного учреждения с учётом предлагаемых актуальных Методических рекомендаций будет способствовать созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для безопасного пребывания всех участников образовательных отношений в учреждении.

    Мы в социальных сетях: