• Грани чтецкого мастерства

    18 Июл 2019
     
    10:22
     

    «В начале было Слово…» Именно Слово, предназначенное «жечь сердца людей», на протяжении многих веков являющееся связующим звеном, объединившим целые поколения людей, наставляет, вдохновляет, окрыляет. Особенно с замиранием сердца слушают выразительное чтение учителя многие дети, которые берут пример, подражают, совершенствуют свои умения, а в дальнейшем, будучи взрослыми, становятся известными деятелями культуры. И каждый раз, видя на сцене начинающего чтеца, они вспоминают самих себя, своё первое выступление на сцене, своё волнение. Действительно, если бы не было такого уникального конкурса, возможно, мир и не узнал бы об актёре театра и кино, режиссёре Николае Охлопкове, кинорежиссёре Леониде Гайдае, певице Аиде Ведищевой и о многих других талантливых людях, которые начинали с малого – с любви к родному художественному слову.

    Финалисты городского конкурса «Русское слово»

    Муниципальные, региональные (об­ластные), российские конкурсы чте­цов дают возможность не только явить свой талант, но и приобщиться к вершинам русской литературы. Су­ществует множество вариантов на­званий: «Кубок Иркутска», «Звучащее слово», «Русское слово», «Живое слово», «Живая классика», «Читаем Пушки­на» и проч.; но неизменными остают­ся цели проведения: воспитать у детей и молодёжи культуру речи, развить творческое начало у обучающихся, спо­собствовать более глубокому пости­жению смысла произведений. Ежегодно участники конкурсов при помощи зву­чащего слова вызывают в воображении слушателей картины жизни, нарисо­ванные авторами произведений, дарят эмоции, демонстрируя высокий уро­вень исполнительского мастерства.

    Специалисты по сценической речи, организаторы подобных конкурсов дали несколько советов начинающим чтецам, учителям, отвечая на во­прос, который был задан сотрудни­ками редакции: «Как сделать так, чтобы чтецкое Слово “зазвучало”?»

    СОВЕТ 1

    Константин Петрович Романенко,
    методист, педагог дополнительного образования художественной направленности (ДОП «Художественное чтение») МБУДО г. Иркутска ДДТ № 1, художественный руководитель городского конкурса «Русское слово», областного конкурса чтецов «Кубок Иркутска», Международного конкурса чтецов «Азия говорит по-русски»:

    – Есть много критериев оценки, но хочу выделить два пункта, на которые человеку стоит обра­тить особое внимание:

    • Достоинство выбранного литературного материала.

    Сам материал должен быть очень интересным, своевременным и достойным. Несколько лет на­зад мои ученики «читали». Среди них был Карнаухов (сейчас он уже студент), у которого был уни­кальный текст, автором которого является Андрей Ас (говорят, это псевдоним). Он написал рассказ, которого ещё не было в Интернете, «Сто шагов», мне его передали друзья из Львова. Рассказ очень понравился, и мы с мальчиком начали с ним работать. У нас даже есть запись на телевидении. Очень трудно «попасть в десяточку», текст должен быть таким, чтобы чтец, «почувствовав» его, сказал: «Да, моё».

    • Эмоциональная актёрская заразитель­ность.

    Что такое «заразительность»? Чтобы было понятнее, приведу аналогию: если я не бо­лею гриппом, то могу кашлять сколько угодно и никого не заражу, а если болею, то от меня бациллу поймают. То же самое в чтении: если чтец, стоящий на сцене, сам «не заражён» ма­териалом, публика его не примет. А если текст он произносит достаточно заразительно, если сам «болеет» этим текстом, тогда все его «ус­лышат».

    Таким образом, чтец должен подать до­стойный материал заразительно, тогда Слово «зазвучит».

    Выступление участницы областного конкурса чтецов «Звучащее слово»

    СОВЕТ 2

    Татьяна Ивановна Плотникова,

    автор и преподаватель курса «Говори красиво», член жюри городских, областных конкурсов чтецов, преподаватель сценической речи ГБПОУ ИО ИРКПО и ГБПОУ ИОКК:

    – Первое, с чего начинается работа, – это выбор произведения. Следует найти актуаль­ный текст, подходящий для аудитории, для которой будет исполняться. Текст необходимо полюбить, он должен быть близок чтецу.

    Второй этап – идейно-тематический анализ. Нужно определить тему и идею произведения, определить сверхзадачу. Чтецу необходимо знать, что он хочет этим выступлением сказать. Если этот этап пропустить, то можно «сбиться с пути».

    Третий этап (назовём его технический) – вы­полнение действенного анализа текста, а также логического и орфоэпического разбора, опре­деление композиции.

    После этого мы начинаем творческую ра­боту, когда исполнитель работает над «кино­лентой видений», перспективой и т. д.

    Самое главное при исполнении произведе­ния со сцены – это общение. Бывает, что чтец выходит на сцену с текстом, полностью разо­бранным по всем правилам, но «закрывается», то есть он текст произносит, но взгляд его на­правлен внутрь себя, нет контакта со зрителя­ми, нет «киноленты видений», как следствие, внимание слушателей теряется. В этом случае исполнитель не сможет «пове­сти» зрителя за собой и расска­зать всю историю. У него должно быть желание поделиться некой историей со зрителями, увлечь их за собой. Только тогда, общаясь со зрителем, чтец найдёт отклик в его душе».

    СОВЕТ 3

    Наталья Сергеевна Янковская,

    заведующий детской библиотекой им. А. С. Пушкина МБУК г. Иркутска «ЦБС»:

    – Я как организатор фестива­ля поэтического слова «Читаем Пушкина» настраиваю участника на поиск произведений, не вхо­дящих в школьный курс литера­туры. Для меня важно, чтобы им был выбран малоизвестный, но интересный сюжет. Ведь участие в фестивале поэтического слова «Читаем Пушкина», ко­торый проводят 14-й год, – это проверка того, как ребёнок научился понимать текст и доносить до слушателя главную мысль. Начало чтецкому мастерству дают громкие чтения в семье. Любовь к чтению вслух развивает речь, дикцию и артистизм».

    Мы в социальных сетях: