Текст: Екатерина Геннадьевна Боярских,
учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска лицей-интернат № 1
О том, почему наши ученики нас не понимают
«…И поймите не понимающих вас», – такой могла бы быть одна из заповедей учителя. Недавно я читала в одной из соцсетей заметки репетитора о том, как двоечник оказался одарённым. Учитель не принимал его способов решения, мальчик не воспринимал стандарты школьной программы. История закончилась хэппи-эндом: репетитор расставил всё на свои места и дал возможность поступить туда, где одарённость будет востребована. Мораль первого уровня считывается легко: учителя не замечают гениев, только индивидуальная работа даёт эффект. Мораль второго уровня понятна только тем, кто был там – на стороне учителя, который, что бы ни делал, никак не может добиться результата. Думаю, это тихое противостояние не далось легко ни одной из сторон.
Мы знаем, как легко и приятно работать с теми, кто схватывает на лету, не упускает ни слова, уточняет, интересуется, – и как невероятно тяжело раз за разом повторять одно и то же с нулевым результатом. По обе стороны стены непонимания раздаются совершенно одинаковые вопросы: почему меня не понимают? Этот вопрос – отнюдь не риторический. Действительно, почему?
Непонимание для учителя – не столько факт, сколько задача, повод для исследования Не всегда можно преодолеть его простым объяснением («я же сказала», «читай параграф», «мы проходили это в прошлом году»). Иногда это загадка сфинкса, которую надо разгадывать. Сфинкс угрюмо молчит у доски и «забывает» сделать домашнюю работу Итак, почему наши ученики нас не понимают?
1. Им не хватает времени
Не интеллекта – времени. Времени на уроке, чтобы действительно вникнуть. Времени вне школы, чтобы разобраться с домашней работой. В тетради – ужасное упражнение, жирно зачёркнутые ошибки, сверху подписаны другие ошибки. На уроке – отсутствующий взгляд. Дома… А что там дома? Маленький брат, с которым то и дело просят посидеть? Бабушка в инвалидном кресле? Домашние обязанности? Другие уроки, которые даются ещё сложнее? Очень повезло тем, кто запоминает материал с первого раза. А кто-то – с третьего. А кто-то, возможно, с десятого? У их медленной памяти, вероятно, тоже есть преимущества: то, что перешло в её хранилища, будет служить долго и верно. Но ведь не перейдёт. Все остальные успели запомнить, а им не хватило времени. Может оказаться так, что понимание – вопрос тайм-менеджмента, но сам ребёнок об этом даже не догадывается и думает, что он просто неспособен.
2. Им не хватает концентрации
Опять-таки – не ума, а просто навыка управления вниманием. К сожалению, внимание – такая вещь, управлять которой надо учиться. Призыв «сосредоточься» работает минуту, а потом концентрация опять улетает, как тот воробей, которого не поймаешь. Практики активного запоминания, тренировка памяти и внимания, освоение мнемонических приёмов – то, что нужно многим слабым ученикам в первую очередь. Только потом они будут способны работать. И, как правило, это проблема, которая выглядит как недостаток. «Невнимательный» – это слово воспринимается как упрёк, как будто человек может управлять своим вниманием, да вот не хочет. Нет, пока не может. Сможет после долгих тренировок, и усилия эти должны быть совместными. Бывает, что понимание – это производное памяти и внимания, и пока эти качества несовершенны, о хорошем усвоении материала не может идти и речи.
3. Им не хватает языковых компетенций
Восприятие языка (возможно, даже неродного) в его наиболее сложных стилистических проявлениях не всем дано. Переводить «с русского на русский» – это занятие выглядит профанацией, но что если это единственный способ объяснить? Упрощать, даже примитивизировать, делать проще? Нам не хочется «снижать планку», и это естественно. Но разве мы сами не сталкивались с текстами, сквозь которые не можем пробраться? Их смысл скрыт от нас, пока текст не растолкован. Возможно, понимание возникнет, когда ученикам станет легче работать с текстами, воспринимать устную и письменную речь, то есть опять-таки не сразу.
4. Они другие
Их восприятие организовано иначе. Чтобы запомнить десять словарных слов, девочке нужно нарисовать десять картинок. Она мыслит образами, и неудивительно, что в тетрадях по истории и биологии все поля изрисованы, а с математикой дело пока обстоит не очень хорошо. А мальчик Д. танцует за партой, а вовсе не дёргается и не мешает – он не запоминает, если не двигается. Тогда речь уже идёт не о переводе «с русского на русский», а о непростом освоении других «языков». Сначала девочка А. рисует десять картинок. Потом три – на те же десять слов. Потом одну, символическую. Потом она обнаружит, что ей уже не нужна опора, она запоминает внешний облик слова без опосредования. И математический язык она тоже выучит – как иностранный, да, не как родной. Но это не страшно
5. Они боятся
«Я не должен бояться, ибо страх убивает разум…» – эти слова из «Литании против страха» (Фрэнк Херберт «Дюна») содержат одну из самых грустных истин, касающихся образования. Тот, кто боится, не понимает, не запоминает, не может пользоваться уже имеющимися знаниями. Страх не всегда имеет внешние проявления, человек может выглядеть так, как будто всё хорошо, но пока он боится – он нас не слышит. Управлять теми, кто нас боится, легче, но научить их невозможно.
6.Они устали
Или это мы устали? На самом деле, устали все участники образовательных отношений, и вряд ли можно измерить, чья усталость сильнее. Кто-то делал уроки до половины третьего ночи, кто-то проверял сочинения, пока в глазах не начали рябить мушки. Рост усталости – это рост непонимания. Иногда, чтобы улучшить результаты, достаточно просто выспаться. Особенно это касается последнего года учёбы. Подготовка к экзаменам иногда даёт парадоксальные, прямо противоположные желаемым результаты. Казалось бы, кто не знает правило «-тся» и «-ться»? Но в одиннадцатом классе рано или поздно даже в тетради отличника появляется этот ненужный мягкий знак (и хорошо ещё, если не «жы» – «шы»). Отличник спит наяву, и самые простые и очевидные вещи для уставшего мозга становятся сложными. Помимо самодисциплины труда, нужна ещё и самодисциплина отдыха, иначе усталость скажется на результатах.
7. Они растут
Прямо сейчас. Раз за разом замечаю: в подростковом возрасте ученик внезапно перестаёт понимать вообще, просто выключается из процесса – он растёт, буквально, физически растёт. Организм слишком занят. Мозг временно недоступен Периоды «включения» и «выключения» будут чередоваться, и потом, увы, окажется, что всё, что выпало, придётся восстанавливать. А ещё окажется, что это не так сложно.
8. Они не видят смысла
Даже не глубинного смысла – практической пользы. Нам непросто принять, что наш предмет может оказаться отнюдь не на вершине хит-парада и ответ на непроизнесённый вопрос «Зачем это нужно?» придётся каждый раз искать заново. Приоритет дисциплин, нужных для поступления, уводит на задний план то, что нужно для чего-то ещё – для души? Для развития? Для диалога о том, что в жизни значимо? Вообще-то мы сами и есть ответ на вопрос, для чего нужны наши знания. Чтобы стать такими людьми, какими стали мы. Если мы (такие, какие есть) способны вызвать любовь, то это и есть ответ.
9. Они протестуют
Протестное непонимание связано с тем, что они нас не уважают. Может быть, не лично, а как представителей мира взрослых, системы образования или другой системы ценностей. И это, кстати, лучший вариант. То, что всё же будет усвоено (после града критики, после тотального опровержения), будет частью личности, раз уж прошло все барьеры. И это станет лучшим знаком уважения – самым искренним.
Если мы сами способны осознать всё это, мы не сердимся и не отчаиваемся, а работаем и ждём. Если учитель понимает, дорастёт до понимания и ученик.
…И вот сумрачный подросток Р., который терпеть не мог литературу и всё пропускал мимо ушей, потому что «кому всё это нужно?», потому что «что учителя литературы могут знать о жизни?», потому что «я не могу это читать – сразу засыпаю», пишет экзаменационное сочинение. Он пишет о Пушкине и его друзьях, пишет так, что становится ясно: он всё понял. Теперь это его Пушкин. Этот миг пришёл. Он всегда приходит, надо только дождаться.