• Об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9-х классов в профориентационной предпрофильной подготовке

    02 Июл 2025
     
    17:11
     

    В статье рассматриваются основные направления комплексной работы с учащимися по выбору профиля обучения, приводятся примеры методик и мероприятий, говорится о важности организации предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении.

    Олеся Сергеевна Никольская,

    педагог-психолог МБОУ г. Иркутска Лицей № 1

    Что даёт школьнику предпрофильное обучение? Во-первых, оно закладывает основу для объективной оценки школьником своих способностей к обучению по различным профилям, соответствующим его склонностям и интересам. Во-вторых, у обучающегося формируется мотивация прикладывать усилия для получения качественного образования.

    Основной задачей предпрофильной подготовки в нашем лицее является комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору их дальнейшего пути обучения. Она включает:

    • информационную работу

    Классные часы по темам «Что такое профиль обучения и как его выбрать. Подходы к выбору профиля обучения», «Связь учебных предметов с выбором профессии», «Профессиональные намерения и возможности учащихся».

    Родительские собрания по темам «Что нужно знать, когда в семье подросток», «Возможные конфликты между родителями и детьми по вопросу выбора профессии и методы их разрешения», «Предпрофильная подготовка учащихся: цели, задачи, результаты». Родителям на собрании представляется информация о структуре и содержании профильного обучения в лицее и об учреждениях, реализующих программы высшего образования;

    • профориентационные внеурочные занятия для обучающихся «Россия – мои горизонты» в рамках проекта «Билет в будущее»;
    • внешкольные формы предпрофильной подготовки – участие в мероприятиях, посвящённых Дню открытых дверей, вузов-партнёров (ИРНИТУ, ИРГУПС, ИГУ, МИЭЛ ИГУ). Это помогает учащимся свериться со своими образовательными планами, переосмыслить профессиональные интересы и выбрать наиболее перспективный вариант;
    • психологическое сопровождение. Это занятия, на которых обучающемуся помогают сформировать представления о его будущей профессии, рассказывают, какие ошибки здесь часто допускаются.

    «Какой я?»

    При прохождении самодиагностики лицеист изучает особенности своего характера и соотносит их с профессиональными предпочтениями (интересы и склонности в выборе профессии, темперамент и свойства характера, «Я глазами других», особенности развития познавательных процессов, преобладающий тип мышления). Применяются методики:

    1. Личностный опросник Айзенка (EPI).
    2. «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС).
    3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

    Узнав свой психологический портрет и получив результаты диагностик и рекомендации по выбору профессии, ребята уже могут склоняться к выбору определённого профиля и обсудить его с родителями.

    На практических занятиях у них формируются навыки конкретных действий, которые будут способствовать профессиональному самоопределению (например, «Здоровье и выбор профессии», «Формула профессионального самоопределения»).

    Всё это приводит обучающихся к выводу о том, что при выборе профессии и в дальнейшем профессиональном самоопределении они должны опираться на три истины:

    • интерес к профессии;
    • её соответствие возможностям данного человека;
    • возможность найти работу по специальности.

    Следовательно, более благоприятным будет выбор той профессиональной области, где «хочу», «могу» и «надо» будут в равновесии.

    Диагностики и профили под запрос

    Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется в виде мониторинга их эмоционального состояния, уровня комфорта в классном коллективе, уровня адаптации к учебному процессу. Также проводятся индивидуальные консультации с учащимися и их законными представителями.

    В конце учебного года проходит предварительная диагностика образовательного запроса лицеистов с учётом мнения их родителей. В начале 2-го полугодия заместитель директора знакомит всех девятиклассников с реализуемыми в лицее профилями. На дом ребятам раздаются анкеты, чтобы они отметили желаемый профиль обучения. После обработки результатов на основании запросов обучающихся формируется учебный план для 10-х классов на следующий учебный год.

    В результате участия в комплексе психолого-педагогических мероприятий выпускник 9-го класса приобретает:

    • осознанный выбор профиля обучения;
    • повышение уровня психологической компетентности;
    • желание разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны – положительный образ собственного «Я»;
    • умение сопоставить свои склонности и способности с требованиями выбираемого профиля обучения.

    Комплексная работа с учащимися по предпрофильной подготовке позволяет им сделать осознанный выбор профиля обучения.Как показывает практика, сделав осознанный выбор профиля, учащиеся не меняют его. Таким образом, система психолого-педагогической поддержки школьников в выборе профиля обучения имеет существенное значение для самоопределения ученика.

     

     

     

    Мы в социальных сетях: