• Подготовка выпускника к итоговому проекту

    17 Июн 2024
     
    16:45
     

    Текст: Наталия Александровна Коченева, учитель математики МБОУ «СОШ № 45», г. Братск

    Качество образования определяется способностью ученика применять свои знания для решения практических задач. Ученик должен понимать, для чего он изучает каждый раздел, где сможет применить полученные знания. Важно использовать детскую любознательность и вовлечь учеников в деятельность, носящую исследовательский характер. Каждый ребенок должен иметь возможность стать участником научного поиска. Немалую роль в достижении самостоятельного мышления обучающегося играет метод проектов.

    Проектная деятельность – это учебно-познавательная активность учащихся, имеющая цель, методы и способы работы, направленная на достижение результата.

    На протяжении всего периода обучения важно организовать проектную деятельность в рамках разных предметов и тематик. Она может быть индивидуальной и групповой, осуществляться в урочное и внеурочное время.

    Проектная деятельность с 1-го класса

    В начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, поэтому такая работа осуществляется через проектную задачу.

    Учеников распределяют на группы по 8 человек – обучающиеся 1–4-го классов с разными интересами и успеваемостью. Задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо применить разные способы действия. Задания содержат отвлекающую информацию, создающую препятствия для решения поставленной задачи.

    Работая над проектной задачей, ученики проходят этапы:

    1. Формирование рабочих групп.  Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи.
    2. Определение возможностей группы по выполнению заданий и их распределение между членами группы.
    3. Выполнение отдельных заданий в группах. Наблюдение учителя за тем, распределены ли задания между учащимися сообразно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникает ли конфликтных ситуаций.
    4. Сведение отдельных выполненных заданий в общий продукт.
    5. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение.

    Создание групповых проектов с подростками

    Обучающимся 11–14 лет проще перейти к работе над групповым проектом, так как у них был опыт в начальной школе по решению проектной задачи. При организации такой деятельности важно учитывать потребность подростков в общении, значение для них мнения сверстников и осознание ими вклада в общую работу.

    Уровень индивидуальной работы в группе ученики оценивают через рефлексию:

    1. Восстанови основные этапы работы твоей группы на уроке.
    2. Укажи личный вклад в работу группы.
    3. Какие обязанности в группе у тебя не получилось выполнить?
    4. Что нового ты узнал при решении этой задачи и над чем тебе придется работать дальше?

    Проектная деятельность позволяет школьникам развить творческое мышление, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.

    Итоговый индивидуальный проект

    Реализация и защита итогового индивидуального проекта – это система работы обучающегося над выбранной темой вне программного материала, соответствующей его образовательным потребностям и возможностям. Работа проходит под руководством учителя и является частью промежуточной аттестации – переводным экзаменом в соответствии с профилем обучения. В течение учебного года каждый обучающийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. Невыполнение проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов.

    В данной работе задачами учителя являются контроль времени выполнения школьником этапов проекта, консультирование по методам исследования, разработке плана, отбору материала.

    Работать с мотивированными обучающимися интересно, но не всегда просто. Они стараются вникнуть в сущность изучаемых явлений, задают сложные вопросы. У них достаточно высокий темп работы над проектом.

    Также есть ученики, которым понадобится помощь уже на этапе выбора темы. Некоторые из них показывают полное неумение самостоятельно организовать проектную деятельность, поэтому учитель должен подобрать обучающемуся тип проекта и тему, с которой тот справится.

    В этом случае необходима тщательная проработка начального этапа – введения, чтобы школьник чётко понимал цель работы, проблемы, которые должен решить, определил комплекс необходимых для достижения цели задач и методов работы.

    В помощь обучающемуся руководитель может задать вопросы:

    • для определения проблемы: «Почему тема проекта важна для тебя?»;
    • для определения цели: «Зачем ты делаешь проект?»;
    • для определения задач: «Что ты можешь сделать, чтобы достичь поставленной цели?»;
    • для выбора способов и методов планирования: «Как я могу это сделать?»;
    • для определения ожидаемого результата: «Что получится, когда я решу проблему?».

    Кроме того, следует составить подробный план работы и контролировать каждый этап его выполнения. С первыми результатами работа заинтересовывает учеников, поэтому на консультациях можно уже обсуждать, как улучшить качество обработки собранного материала, систематизировать его, исправить ошибки.

    Важной частью индивидуального проекта является его защита. Ученик должен подготовить презентацию, в которой будут отражены полученные результаты и выводы. Школьник может самостоятельно оценить свою работу или прибегнуть к помощи учителя или экспертов. Обучающегося нужно научить представлять свои идеи, аргументировать их и отвечать на вопросы комиссии.

    Оценка проектной деятельности

    Для оценки проектной деятельности в нашей школе создана специальная комиссия, состоящая из педагогов и учеников. При её формировании необходимо учитывать предметные области подготовленных индивидуальных проектов. Оценка, производимая педагогами, направлена на определение уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.

    Первая часть комиссии включает не менее трёх человек: представителей администрации, руководителя курса «Индивидуальный проект», учителей-предметников, классного руководителя.

    В комиссию учеников входят не более семи человек – обучающиеся 7–11-х классов, которые оценивают каждый этап работы над проектом согласно критериям. Поэтапное оценивание помогает школьникам-экспертам подготовиться к собственной защите, развить навыки для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

    Участие в проектной деятельности позволяет школьникам развить навыки самостоятельного обучения, приобрести знания. Если школьник научится исследовать информацию, анализировать её, делать обобщения, сопоставлять факты, делать выводы, то ему будет легче адаптироваться к жизни после школы и выбрать профессию.1


    1 Фото в статье из архива автора

    Мы в социальных сетях: