Текст: Елена Владимировна Юдина, старший методист, педагог дополнительного образования
МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»
После окончания Иркутского государственного университета я получила профессию биолога, преподавателя биологии и химии и работала в Научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока. Но 26 лет назад я резко изменила свою профессиональную деятельность – перешла работать в систему дополнительного образования. Во-первых, это желание было продиктовано примером моей мамы Эвелины Вениаминовны Сироткиной, которая 40 лет проработала в школе учителем биологии, имела звания «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР». Мама всегда делилась опытом работы с молодыми педагогами, оказывала им методическую помощь, проводила открытые занятия для учителей биологии региона. Во-вторых, мне как биологу всегда хотелось помочь девушкам безболезненно избавиться от изменений во внешности в переходном возрасте, связанных с «проблемной» кожей, с неумением правильно нанести макияж, подобрать причёску. К сожалению, в школьной программе нет подобных дисциплин, а девушкам без помощи мудрого взрослого бывает трудно разобраться самостоятельно. Моя программа «Курс косметологии» в системе дополнительного образования была первой в нашем регионе, и с 1999 года я начала её реализацию, на мой взгляд, достаточно успешно. Знания и навыки, которые наши ученицы приобретают на курсе, помогают им выглядеть хорошо и быть уверенными в себе.
О принципах наставничества и последователях
В течение двадцати трёх лет, когда я была руководителем творческого объединения «Школа стиля и красоты» Дворца творчества, у меня сформировалась своя «наставническая философия», в основе которой – любовь к ученикам. Нельзя учить не любя. Дети всегда чувствуют отношение педагога, его настроение. У равнодушного педагога ребёнок не учится, он его терпит, а в системе дополнительного образования он и вовсе не придёт на занятие. Нельзя подходить ко всем ученикам с одной установкой. Надо научиться видеть в каждом ребёнке положительные черты и перспективу развития. Нужно говорить с ним так, чтобы он почувствовал себя особенным, значимым и чувствовал поддержку. Эмоциональный контакт – это первый шаг навстречу друг другу. Но одной любви, безусловно, недостаточно!
Нельзя учить не любя.
Достичь единства в совместной деятельности руководителя и воспитанника позволяют особые психолого-педагогические условия. Дети не исполнители нашей воли, а творческие личности. Достичь успеха можно только в ситуации сотрудничества. Наша школа – это прежде всего команда. И моя задача – создать такие условия, при которых все звенья этой команды работали бы сообща. Это возможно только в диалоге. Именно тогда, когда происходит обмен мыслями между педагогом и учеником, рождается сотрудничество. И какое огромное счастье испытываешь, когда ребята, забыв обо всём, с головой окунаются в творчество. И сотрудничество превращается уже в сотворчество педагога и его воспитанника. Так в образовательном процессе появляется наставничество: неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве. Немаловажным аспектом моей деятельности является создание в коллективе атмосферы доброжелательности и поддержки. Чтобы увлечь обучением в «Школе стиля и красоты», необходимо самой быть интересующимся, творческим человеком. Дмитрий Менделеев сказал: «Вся гордость учителя – в его учениках, в росте посеянных им семян». Это великое счастье, когда дети поддерживают тебя. Могу с гордостью сказать, что мои ученики меня не подводят. Они идут к своей цели и добиваются успеха. Мои бывшие ученицы: Анна Горюнова (обучает детей практическим навыкам выполнения маникюрных работ, художественному оформлению и декорированию ногтей) и Анна Кондратюк (Шмидт), педагог и креативный практикующий мастер по ногтевому сервису, – победители чемпионатов различных уровней в сфере индустрии красоты. Они стали моими последователями и помощниками. Теперь они педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории и помогают мне в подготовке учеников школы к участию в конкурсах. Целью реализации методологии наставничества является максимальное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях. Считаю, что творческое объединение «Школа стиля и красоты» – это возможность самовыражения и выбора будущей профессии.