• Применение гуманной педагогики в дополнительном образовании детей: проблемы и пути решения

    23 Янв 2024
     
    15:17
     

    Текст: Клара Дашиевна Раднаева,  руководитель филиала РОО «Центр гуманной педагогики»
    ПИ ИГУ в МБУДО города Иркутска ДДТ № 5

    Наталья Александровна Труфанова,
    методист МБУДО города Иркутска ДДТ № 5

    «Если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым», –цитата знаменитого педагога Ш. А. Амонашвили, раскрывающая суть гуманной педагогики.

    Понятие «гуманная педагогика» тесно связано с термином «гуманизм», который имеет латинское происхождение и означает «человеческий». Так, гуманизм предполагает отношение к людям, основанное на любви, терпении, заботе о благополучии личности, уважении её достоинства, соблюдении её прав и свобод и пр.

    О подходах к пониманию гуманной педагогики

    В первоначальной версии, основанной на идеях К. Д. Ушинского, гуманный подход предполагал воспитание у обучающихся нравственности, уважения собственного достоинства, порядочности, человечности, скромности, ответственности и старательности с учётом индивидуальности личности ребёнка, без применения авторитаризма. Основным инструментом воспитания считалось убеждение обучающегося в необходимости саморазвития.

    Идейными вдохновителями коммуникативного направления в гуманной педагогике стали

    П. П. Ершов, В. А. Караковский, В. В. Рубцов и др. Сущность данного подхода заключается в создании благоприятной атмосферы – доверительного общения, уважения и заботы – между педагогами и обучающимися.

    Ещё один подход основан на идее развивающего обучения

    (Л. Н. Бережнова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы и последователи данной концепции рассматривают обучение как поиск решения проблем, что способствует развитию у воспитанника мышления, креативности, воображения и других познавательных процессов. Кроме этого, по мнению авторов, проблемное обучение помогает школьникам проявить самостоятельность и индивидуальность, а также формирует благоприятный социально-психологический климат учебного коллектива.

    В контексте культурологического подхода к содержанию гуманной педагогики акцент делается на эстетическое воспитание, основанное на познании идеалов, образцов нравственности, а также на равноправие обучающихся, стремление педагогов с пониманием и добротой относиться к каждому из них, воплощать их потребности и идеи в творчестве.

    Вышеперечисленные концепции в полной мере подтверждают целесообразность применения гуманной педагогики в учреждениях дополнительного образования детей. Сама идея такого образования предполагает раскрытие талантов ребёнка, развитие у него дополнительных навыков и возможностей. Социально-гуманитарная, художественная, физкультурно-спортивная, техническая, туристско-краеведческая направленности способствуют всестороннему развитию личности обучающегося, включая совершенствование его навыков коммуникации и социальной адаптации, творческое и физическое развитие, саморазвитие.

    Индивидуальный подход, духовно-нравственное развитие и благоприятные взаимоотношения обучающихся в коллективе

    Несмотря на совершенствование гуманного подхода, в современных учреждениях дополнительного образования детей существует ряд проблем, которые требуют тщательного рассмотрения и анализа. К таким проблемам, по нашему мнению, относятся:

    • реализация программ дополнительного образования для одарённых детей и детей с ОВЗ;
    • реализация нравственных аспектов образовательного процесса и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе обучающихся.

    Так, говоря об индивидуальном подходе и предоставлении равных возможностей обучающимся в получении дополнительного образования, необходимо принимать во внимание категории одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья при составлении дополнительных образовательных программ.

    Если рассматривать духовно-нравственное развитие как значимый элемент гуманной педагогики, то необходимо ввести его в программы дополнительного образования в качестве критерия её усвоения.

    Также при разработке образовательных программ педагоги должны учитывать аспекты нравственного воспитания обучающихся. Например, это может быть обсуждение правил поведения, взаимодействия учеников друг с другом и с педагогом, освещение опыта знаменитых личностей при решении образовательных задач, привитие норм морали и этики.

    Говоря о коммуникативном подходе, необходимо сделать акцент на роли педагога в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе обучающихся, являющегося одним из факторов гуманного образования. Это достигается через авторитет педагога, создание атмосферы справедливости оценок и здоровой конкурентоспособности обучающихся, развитие в них взаимоподдержки, толерантности, эмпатии и др.

    Таким образом, решению проблем гуманной педагогики в учреждениях дополнительного образования детей способствуют тщательный компетентный подход к разработке образовательных программ; направленность педагогов на индивидуальность обучающихся и создание одинаковых условий для развития всех участников образовательной программы; разработка критериев нравственного развития и внедрение его компонентов в образовательную программу; стремление к формированию и развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе обучающихся.

    Опыт ДДТ № 5

    Данные проблемы с успехом решаются в МБУДО города Иркутска «Дом детского творчества № 5», которое является филиалом РОО «Центр гуманной педагогики» ПИ ИГУ и организатором муниципальной методической площадки «Внедрение идей гуманной педагогики в образовательный и воспитательный процесс в 2022–2023 учебном году» (приказ департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска № 2111-08-527/22 от 18.04.2022).

    Идеи гуманной педагогики в нашей образовательной организации осуществляются через комплекс мероприятий:

    • реализацию социально-педагогического проекта «Улыбка друга», целью которого является расширение взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с другими обучающимися в творческих объединениях Дома детского творчества № 5 через разработку и проведение совместных мероприятий;
    • участие педагогов с докладами и мастер-классами в XII Байкальских родительских чтениях «Имя учителя в сердце каждого»;
    • участие педагогов в региональном конкурсе эссе «Гуманный педагог и его путь в образовании» и др.;
    • проведение областного семинара-практикума «Проектная деятельность в условиях дополнительного образования» (октябрь 2022 г.);
    • проведение областного семинара по обмену опытом «Инновационные процессы в деятельности образовательных учреждений как условие повышения качества образования (март 2023 г.);
    • ведение рубрики на сайте ДДТ № 5 «Педагог в объективе», раскрывающей положительный опыт педагогов по внедрению идей гуманной педагогики в образовательную и воспитательную деятельность. 

    Таким образом, опыт нашей образовательной организации доказывает, что проблемы гуманной педагогики в сфере дополнительного образования могут решаться через реализацию проектов социальной направленности, а также через демонстрацию и обмен педагогическим опытом в образовательной и воспитательной среде. 1


    1 Фото в статье из архива авторов

    Мы в социальных сетях: