Беседовала Татьяна
Анатольевна Павловская, педагог
дополнительного образования МБОУ г. Иркутска гимназия № 3
– Каким Вам запомнился конкурс «Учитель года – 2004»?
– Как давно и недавно это было… Хочется отметить особое внимание администрации города, области к данному конкурсу и в то время, и сейчас. Укрепление положительного имиджа учителя – несомненно, самое важное, что они транслируют. Помню, что конкурсы освещали в средствах массовой информации, радио и телевидение нас рекламировали, и выступать плохо мы не имели права. За нами стояли наши образовательные организации, и это ко многому обязывало. Ты чувствовал, что ты интересен, твоя работа важна.
– Самое яркое впечатление из череды событий – городской конкурс, областной, всероссийский?
– Конечно, сама победа. То, что смог в нелёгкой борьбе не только стать первым на муниципальном и региональном уровне, но и победить в нескольких номинациях, поехать в Москву на финал. Ещё одно яркое впечатление – встреча с мэтрами отечественной педагогики: Ш. А. Амонашвили, Е. А. Ямбургом, В. А. Садовничим, Ю. П. Вяземским.
– Что помогло победить?
– Серьёзная помощь была оказана моими коллегами – педагогами-стажистами, наставниками, работающими в гимназии № 3, а также директором А. А. Сопиным. Он был призёром Всероссийского конкурса «Учитель года – 1999», и его мудрые советы очень помогли мне. Также мне помогла поддержка коллектива, понимание, что ты представляешь не только себя, но и своё учреждение, затем город и регион. А ещё – собственное желание победить, креативность, возможно, молодость, которая позволила подойти к решению заданий нестандартными способами, по-новому взглянуть на подачу материала, желание удивить…
– Почему когда-то Вы выбрали для преподавания русский язык и литературу?
– Как и многие ребята того времени, в детстве я очень любил читать. Потом хотел стать журналистом, но во время обучения на филфаке Иркутского педагогического университета и прохождения педагогической практики понял, что общение с детьми приносит мне радость. Тогда показалось интересным научить их грамотно писать, возникло желание «заразить» школьников любовью к чтению.
– В чём важность этого предмета для подрастающего поколения?
– Традиционно принято считать, что литература – предмет, формирующий душу. В наше непростое время это становится особенно актуальным.
– Чему учат или научили Вас ученики?
– Мы все учителя, мы все ученики! Воспитанники учат не почивать на лаврах, а ежедневно развиваться, быть интересным, но при этом оставаться собой. Ребята не обращают внимания на регалии, ты должен быть им интересен как человек, как личность.
– После череды конкурсов Вы стали директором образовательного учреждения. Легко ли далось это решение?
– Простых решений не бывает. И если учителя – «инженеры человеческих душ», как сказал Михаил Калинин, то директор, наверное, руководитель конструкторского бюро. Стать и быть руководителем – это всегда непросто.
– Что Вы взяли из опыта конкурсных испытаний для будущей профессиональной деятельности?
– Желание быть интересным, полезным, умение «держать удар», радоваться успехам и в моменты неудач не посыпать голову пеплом.
– Работа директора – это, конечно же, нелегко. Как Вы её можете кратко охарактеризовать?
– Ответственность. Всегда, везде, 24 на 7.
– Ваш девиз как участника профессиональных конкурсов, учителя, директора?
– О работе учителя, педагога, наставника очень мудро сказано в одной притче, в которой мудрец наставляет педагога такими словами: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым».
– Какие ещё конкурсы и достижения Вам хотелось бы вспомнить?
– Конкурс профессионального мастерства «Призвание», на котором в 2010 году занял 2 место в городе. Это был один из первых опытов интерактивного общественного голосования в нашем муниципальном образовании. Благодарен всем, кто проголосовал за мою кандидатуру. Теперь такие конкурсы не редкость, я и сам с удовольствием поддерживаю коллег.
– Что важного сделали для школы, став директором? Каким школьным проектом гордитесь?
– В первую очередь постарался сохранить традиции гимназии, которые отличали её от других образовательных организаций, и привнести «новое дыхание» благодаря проектам, направленным на стимулирование творческой активности, поощрение спортивных достижений, интеллектуальное развитие ребят и коллег-учителей. Проектов много – «Ты лидер», «Клуб Лучшие из лучших», из последних – конференция «Мудрый совёнок» для школьников начальных классов Ленинского округа города Иркутска. Не без гордости можно сказать о вступлении в Проект Ассоциированных Школ ЮНЕСКО, что позволило вывести международное сотрудничество гимназии на новый уровень. В январе 2022 года мы совместно издали учебное пособие «Всемирное наследие ЮНЕСКО. Совместный взгляд», в создании которого участвовали ученики девятых и седьмых классов гимназии совместно с французскими школьниками. Во время работы над изданием ребята не только собирали и анализировали информацию по объектам культурного и природного наследия, но и встретились с А. Д. Калихманом, доктором физико-математических наук, заслуженным путешественником России, и с Лораном Тушаром, французским доктором наук, океанологом и лимнологом.
– Что пожелаете будущим конкурсантам?
– Получать удовольствие от участия независимо от результата. Принимать советы более опытных коллег, учиться, набираться опыта, который со временем превратит вас в мастера.