• «Что общего у директора школы и руководителя конструкторского бюро?»: интервью с директором гимназии № 3 г. Иркутска Андреем Сергеевичем Трошиным

    20 Янв 2023
     
    11:43
     

    Беседовала Татьяна
    Анатольевна Павловская, педагог
    дополнительного образования МБОУ г. Иркутска гимназия № 3

    – Каким Вам запомнился конкурс «Учитель года – 2004»?

    – Как давно и недавно это было… Хочется отметить особое внимание администрации города, области к данному конкурсу и в то время, и сейчас. Укрепление положительного имиджа учителя – несомненно, самое важное, что они транслируют. Помню, что конкурсы освещали в средствах массовой информации, радио и телевидение нас рекламировали, и выступать плохо мы не имели права. За нами стояли наши образовательные организации, и это ко многому обязывало. Ты чувствовал, что ты интересен, твоя работа важна.

    – Самое яркое впечатление из череды событий – городской конкурс, областной, всероссийский?

    – Конечно, сама победа. То, что смог в нелёгкой борьбе не только стать первым на муниципальном и региональном уровне, но и победить в нескольких номинациях, поехать в Москву на финал. Ещё одно яркое впечатление – встреча с мэтрами отечественной педагогики: Ш. А. Амонашвили, Е. А. Ямбургом, В. А. Садовничим, Ю. П. Вяземским.

    – Что помогло победить?

    – Серьёзная помощь была оказана моими коллегами – педагогами-стажистами, наставниками, работающими в гимназии № 3, а также директором А. А. Сопиным. Он был призёром Всероссийского конкурса «Учитель года – 1999», и его мудрые советы очень помогли мне. Также мне помогла поддержка коллектива, понимание, что ты представляешь не только себя, но и своё учреждение, затем город и регион. А ещё – собственное желание победить, креативность, возможно, молодость, которая позволила подойти к решению заданий нестандартными способами, по-новому взглянуть на подачу материала, желание удивить…

    «На конкурсе мы представляли свои образовательные организации, поэтому выступать плохо не имели права.», пресс-служба мэрии города Иркутска, 2004

    – Почему когда-то Вы выбрали для преподавания русский язык и литературу?

    – Как и многие ребята того времени, в детстве я очень любил читать. Потом хотел стать журналистом, но во время обучения на филфаке Иркутского педагогического университета и прохождения педагогической практики понял, что общение с детьми приносит мне радость. Тогда показалось интересным научить их грамотно писать, возникло желание «заразить» школьников любовью к чтению.

    – В чём важность этого предмета для подрастающего поколения?

    – Традиционно принято считать, что литература – предмет, формирующий душу. В наше непростое время это становится особенно актуальным.

    – Чему учат или научили Вас ученики?

    – Мы все учителя, мы все ученики! Воспитанники учат не почивать на лаврах, а ежедневно развиваться, быть интересным, но при этом оставаться собой. Ребята не обращают внимания на регалии, ты должен быть им интересен как человек, как личность.

    – После череды конкурсов Вы стали директором образовательного учреждения. Легко ли далось это решение?

    – Простых решений не бывает. И если учителя – «инженеры человеческих душ», как сказал Михаил Калинин, то директор, наверное, руководитель конструкторского бюро. Стать и быть руководителем – это всегда непросто.

    – Что Вы взяли из опыта конкурсных испытаний для будущей профессиональной деятельности?

    – Желание быть интересным, полезным, умение «держать удар», радоваться успехам и в моменты неудач не посыпать голову пеплом.

    – Работа директора – это, конечно же, нелегко. Как Вы её можете кратко охарактеризовать?

    – Ответственность. Всегда, везде, 24 на 7.

    – Ваш девиз как участника профессиональных конкурсов, учителя, директора?

    – О работе учителя, педагога, наставника очень мудро сказано в одной притче, в которой мудрец наставляет педагога такими словами: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым».

    – Какие ещё конкурсы и достижения Вам хотелось бы вспомнить?

    – Конкурс профессионального мастерства «Призвание», на котором в 2010 году занял 2 место в городе. Это был один из первых опытов интерактивного общественного голосования в нашем муниципальном образовании. Благодарен всем, кто проголосовал за мою кандидатуру. Теперь такие конкурсы не редкость, я и сам с удовольствием поддерживаю коллег.

    – Что важного сделали для школы, став директором? Каким школьным проектом гордитесь?

    – В первую очередь постарался сохранить традиции гимназии, которые отличали её от других образовательных организаций, и привнести «новое дыхание» благодаря проектам, направленным на стимулирование творческой активности, поощрение спортивных достижений, интеллектуальное развитие ребят и коллег-учителей. Проектов много – «Ты лидер», «Клуб Лучшие из лучших», из последних – конференция «Мудрый совёнок» для школьников начальных классов Ленинского округа города Иркутска. Не без гордости можно сказать о вступлении в Проект Ассоциированных Школ ЮНЕСКО, что позволило вывести международное сотрудничество гимназии на новый уровень. В январе 2022 года мы совместно издали учебное пособие «Всемирное наследие ЮНЕСКО. Совместный взгляд», в создании которого участвовали ученики девятых и седьмых классов гимназии совместно с французскими школьниками. Во время работы над изданием ребята не только собирали и анализировали информацию по объектам культурного и природного наследия, но и встретились с А. Д. Калихманом, доктором физико-математических наук, заслуженным путешественником России, и с Лораном Тушаром, французским доктором наук, океанологом и лимнологом.

    – Что пожелаете будущим конкурсантам?

    – Получать удовольствие от участия независимо от результата. Принимать советы более опытных коллег, учиться, набираться опыта, который со временем превратит вас в мастера.

    Мы в социальных сетях: