Беседовала
Алина Александровна Липилина,
выпускающий редактор журнала
«Педагогический ИМИДЖ:
от идеи к практике»
– На федеральном этапе конкурса в Ростове-на-Дону Вас ждали конкурсные испытания: «Методическая мастерская», «Урок», «Классный час», «Мастер-класс». Расскажите, как это было.
– Первое испытание – «Методическая мастерская», я рассказывала о том, что важно развивать у детей эмоциональный интеллект – ключевую компетенцию человека XXI века. В рамках другого испытания я проводила урок литературного чтения в третьем классе по рассказу Н. Носова «Трудная задача». В основе урока – технология продуктивного чтения. С момента создания рассказа прошло более восьмидесяти лет, но он не потерял актуальность: современные школьники всё так же узнают себя в главном герое, а ещё – учатся планировать и ответственно относиться к любому делу. И вот торжественная церемония, на которой объявляют имена 15 лауреатов конкурса, среди них – я. Впереди были два непростых испытания, одно из которых – классный час. Сложность была в том, что занятие нужно было провести за двадцать минут на площадке мультимедийного парка «Россия – Моя история», контент которого не ориентирован на детей младшего школьного возраста. Кроме того, участникам мероприятия нельзя было менять локацию. Учитывая условия, при подготовке к испытанию я упростила содержание материалов, а на занятии приводила примеры из жизни великих людей, сделав информацию интересной для ребят. Также давала школьникам возможность высказать свою точку зрения и послушать собеседников. На последнем испытании «Мастер-класс» я рассказывала о методах эффективного обучения. Например, часто родители говорят: «Мой ребёнок – гуманитарий» – и перестают прилагать усилия к тому, чтобы ребёнок успешно осваивал и другие виды учебных дисциплин, но учёные утверждают, что такого рода разделения по врождённым склонностям не существует. Для того, чтобы учиться продуктивно, необходимы не только хорошо натренированное произвольное внимание, логическое мышление, память, но и умение систематизировать информацию.
Если вы решили стать конкурсантом:
1. Работайте в команде
Говорят, что один в поле не воин. Во время подготовки к конкурсу крайне необходимы советы и поддержка профессиональных коллег. В моей команде были люди, которые желали успеха и помогали его добиться. Работая с командой, я помнила, что 80 % работы выполняю сама, а остальное – это подсказки команды.
2. Заручитесь поддержкой близких и друзей
Семья понимала меня и помогала на всех этапах конкурса, за что я очень благодарна. «Учитель года» – это марафон, когда и в будни, и в выходные ты сидишь за ноутбуком, почти не имея времени на общение с семьёй или домашние дела.
3. Ищите источники вдохновения
Для меня это хорошие книги, посещение интересных мест, общение с коллегами, мои ученики. Когда ребёнок после долгих неудач восклицает: «Получилось!», у тебя появляются крылья за спиной, убеждаешься в том, что всё не зря.
4. Не давайте себе «ржаветь»
Дерзайте, самосовершенствуйтесь, не стойте на месте. Единственный способ определить границы возможного – выйти за их пределы.
Я посчитала, что по окончании начальной школы ребёнок должен знать более трёхсот определений, что на деле не так уж и много. Знать определения не означает зазубрить их. Это означает понять, представить картинку, подобрать примеры. Вот что происходит в голове школьника, когда он использует приёмы, о которых я говорила. Не буду оригинальной, если скажу, что конкурс «Учитель года» – замечательная педагогическая мастерская. Вспоминаю его с теплотой, потому что это действительно незабываемый опыт, который остаётся с тобой на всю жизнь. Я увидела творческих, увлечённых людей, которые учат и учатся сами. Именно в этом смысл конкурса. Конечно, участие в конкурсе, особенно такого уровня – это сложный шаг, требующий основательной подготовки и самоотдачи. Но, повторюсь, я радуюсь тому, что он был в моей жизни. Для меня «Учитель года» стал хорошим стимулом для дальнейшей продуктивной работы.
– После участия в конкурсе Вас приглашают быть спикером на разных федеральных площадках. Как Вам взрослые в качестве аудитории?
– Да, это действительно так, иногда я участвую в такого рода мероприятиях, но на работу меня всё-таки вдохновляют именно дети. Я считаю, что каждый человек должен быть на своём месте. Моё место – быть учителем начальных классов: стоять у доски и учить школьников светлому и прекрасному. А ещё мне нравится общаться с молодыми учителями, видеть их горящие глаза. Я всегда говорю им, что завидую, потому что у них впереди все замечательные моменты в профессии.
– Ваше педагогическое кредо: «Работать учителем начальных классов – всё равно что играть в шахматы: по форме – игра, по содержанию – искусство, по трудности овладения игрой – наука. Моя учительская жизнь не зебра из чёрных и белых полос, а шахматная доска. Всё зависит от моего хода». Каков выигрыш в этой игре?
– Для учителя выигрыш – это когда ученик наконец-то понял материал и рад не отметке, а новым знаниям, и когда родители довольны тем, что доверили своего ребёнка грамотному, думающему педагогу. Что если проиграешь? Мне всегда казалось, что педагогика сродни медицине. Эти науки связаны неразделимыми задачами: врачевание души и тела. Проблема только в том, что педагогические ошибки, как и медицинские, слишком дорого обходятся, поскольку влияют на всю дальнейшую жизнь человека.
– Бытует мнение, что, когда ребёнок идёт в первый класс, нужно выбирать не школу, а педагога. Что Вы об этом думаете?
– Сейчас одни родители выбирают школу, другие – первого учителя. С последним подходом я полностью согласна. От учителя начальных классов зависит многое, ведь именно он закладывает основу для будущего. Главное – следовать принципу: школа для ребёнка, а не ребёнок для школы.
– В 2022 году Вы приняли участие в конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы». В чём значение преподаваемых предметов?
– В этом году я вновь испытала счастье от участия в федеральном конкурсе, где показывала урок, проводила методическую мастерскую. Начальная школа – это важная ступень, на которой начинается осознанное изучение родного языка. Моя задача – убедить учеников в том, что наличие литературно правильной устной и письменной речи не только говорит об образованности человека, но и служит залогом его успеха в любой области жизни. Язык – лицо нации, а мои ученики – наше будущее, и они должны сохранить родной язык для следующих поколений. Обучение родному (русскому) языку начинается с первого школьного дня и представляет собой систему учебных и внеклассных занятий. Например, мы с учениками регулярно посещаем музей нашей начальной школы – детского сада № 14 или пользуемся его экспонатами на уроках. В музее они знакомятся с предметами, которыми пользовались наши предки. Здесь можно найти прялку, люльку, чугунки для варки каши, стиральную доску, а также предметы убранства избы. Часть экспозиции музея посвящена Иркутской области, нашему городу, продукции предприятий и озеру Байкал. Дорогого стоит то, с каким интересом дети изучают предметы, которыми когда-то пользовались их прапрабабушки и прапрадедушки.
– Когда мы брали у Вас интервью после Вашей победы на региональном этапе, Вы выпускали 4 класс. А позже, когда поехали на федеральный этап, у Вас уже были первоклассники. Как дети перенесли Ваше отсутствие и как сейчас у Вас складываются отношения с ними?
– Тяжелее эту разлуку перенесла я, нежели они, потому что понимала: в адаптационный период первого класса крайне важно быть рядом со своими учениками. Однако меня заменяли грамотные педагоги. Мои новые ребята – замечательные 17 девчонок и 17 мальчишек. За те полтора года, что мы вместе, успели побывать в Красноярске, на региональной конференции заняли второе место с проектом о римских цифрах, а сейчас собираемся в усадьбу Деда Мороза. Планов много, надеюсь, что воплотим их.
– Чему нужно научить ребёнка в начальной школе, чтобы он легко перешёл в основную школу и в дальнейшем был успешным?
– Необходимо тренировать способность мыслить критически. В мире Интернета и свободного доступа к различным сведениям умение оценивать информацию становится особенно актуальным. Также важно развивать коммуникативные навыки. Ли Якокка говорил, что если вы не умеете чётко излагать свои идеи, то они ни к чему вас не приведут. Считаю, что нужно пополнять словарный запас школьников, учить их внимательно относиться друг к другу. Ещё одно важное умение – быть готовыми работать на результат. Если у тебя не получилось с первого раза, пробуй до тех пор, пока не получится. Для этого у учителя начальной школы должен быть арсенал методов и практик, «историй успеха» из жизни известных людей. Также среди компетенций XXI века – умение анализировать и выявлять причины проблем.
– С момента Вашего первого выпуска прошло около двадцати лет, а это почти целое поколение. Какие они, современные дети, и чем они отличаются от Ваших первых выпускников? Как с ними работать?
– Мне кажется, что современные дети практически не отличаются от детей, которые были двадцать лет назад. Пожалуй, они более раскрепощённые, легко вступают в контакт со взрослыми и ровесниками, их сложнее удивить. Как с ними работать? Так же, как всегда. Работать честно, открыто, воспитывать не нравоучениями, а личным примером, и тогда всё получится.1
1 Фото в статье из архива автора.