• Антибуллинг: руководство к действию

    06 Июл 2022
     
    10:03
     

    Текст: Елена Леонидовна Сухичева,
    учитель русского языка и литературы, заместитель директора по методической работе МБОУ «МСОШ», Ангарский городской округ

    Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: ну, всё теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
    М. Ю. Лермонтов

    Быть классным руководителем – трудная, но очень важная миссия для учителя. Работа требует от педагога творческого подхода, своевременного обнаружения и решения проблем: первая любовь, взаимоотношения с родителями, пропуски уроков, низкая мотивация, вредные привычки – всё, с чем приходится столкнуться. Но в этом году (впервые за двадцать лет стажа) передо мной встала проблема буллинга. Мои ученики, чей характер, учебные и творческие способности я знаю с пятого класса, вступили в сложный подростковый период.

    Однажды мне позвонила мама ученицы, рассказала, что в социальных сетях её ребенка оскорбляют одноклассники, показала скриншоты переписки. Читать это было страшно, а ещё ужаснее – осознавать, что это твой класс, с виду благополучный, дружный и весёлый.

    Методы визуализации проблемы: смоделированная история и общий рисунок

    Тогда я провела педагогический эксперимент: организовала серию классных часов для формирования у обучающихся понятий дружбы, толерантности, взаимовыручки. На первом занятии я привела своим ученикам выдуманный диалог двух мышей:
    – Здравствуй, дорогая. Как жизнь?
    – Здравствуй, милая подруга! Вот я всегда удивляюсь, ты такая страшная, облезлая, хвост седой, ещё и подслеповата, а другие мыши любят с тобой беседовать, просят совета. А я такая молодая, красивая, шёрстка у меня лоснится, глазки горят, а друзей нет
    .
    Далее предложила классу придумать концовку разговора. Учащиеся давали характеристики героям истории, большая часть сошлась во мнении, что внешность не главное: со старой мышью общаются из-за её отношения к окружающим. Так мы вышли на понятие «конфликт» и, применяя методику зрительного образа, нарисовали его: учащиеся изображали вулканы и другие стихийные бедствия.

    Искусство в помощь

    Использование элементов психологического тренинга – один из наиболее эффективных приёмов для прорабатывания проблемы в классе. Так, я предложила обучающимся вспомнить типичные конфликтные ситуации и найти их в художественных произведениях. Одна моя ученица пересказала содержание повести В. Железникова «Чучело». После я «случайно» включила ребятам фрагмент одноименного фильма, снятого Р. Быковым. Сцена сожжения произвела эффект катарсиса. После просмотра предложила классу описать состояние главной героини и других персонажей. Разговор перерос из выражения сочувствия Лене Бессольцевой в осуждение её одноклассников. На мой вопрос «Что делать, если вы попали в такую ситуацию?» ребята предложили разные варианты, один из которых – составить кодекс 8 «Б» класса.

    Социальный ролик

    Также мы с классом сняли социальный ролик для нашего школьного телевидения (ссылка на ролик:
    https://cloud.mail.ru/public/4NMZ/v3YZtbJYm). Представить проблему наглядно, «сыграть» её, встать на место жертвы, агрессора и ведомых – не менее эффективный метод в работе с учащимися.

    Современный взгляд на классику

    Повесть В. Железникова произвела на моих ребят настолько сильное впечатление, что мы решили поставить её на сцене школьного театра. Интернет пестрит сценариями для постановки повести, но для современного школьника некоторые эпизоды кажутся наивными и неактуальными. Поэтому мой класс создал коллективный сценарий с включением реалий XXI века.

    На данный момент проходят репетиции спектакля, готовы реквизит и программа. Постановка преподаст уроки духовности, достоинства и человечности не только зрителям, но и актёрам.

    Заключение

    Проведённые классные часы, работа над роликом и постановкой улучшили микроклимат в классе, помогли ребятам проанализировать свои поступки, лучше узнать себя и окружающих. Общая деятельность сплотила их, научила уважительно относиться друг к другу. Классный коллектив – это пазл, в котором есть своё место для каждого элемента (личности). Моя цель – сложить эту картинку, чтобы обучающимся было комфортно вместе. Думаю, первый шаг к этому мы с классом уже сделали.

    Мы в социальных сетях: