Урок патриотического воспитания в начальной школе
Текст: Валентина Ильинична Горбунова,
учитель начальных классов МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», с. Оёк
Внеклассное мероприятие «Люби и береги свою малую родину» было построено в соответствии с технологией «педагогическая мастерская»: обучающиеся работали самостоятельно, в группах, участвовали в мини-исследовании. Моим ученикам нравится такой формат: каждому комфортно, оцениваешь только себя и знаешь, что твоё мнение ценно.
Так как для занятия была выбрана тема истории нашего села, я заранее попросила учащихся подготовиться к уроку: сфотографироваться в месте, где им приятно проводить время летом, и принести на занятие распечатанное фото.
Первый этап «Индукция»
Задача педагога – создать учащимся эмоциональный настрой на предстоящую работу. В качестве индуктора может выступать пословица, музыка, предмет и др. Для занятия я выбрала стихотворение поэта-любителя Анны Зайцевой-Кутеповой «Кто она – Родина?», представляющее собой диалог матери и сына. В начале урока школьники просмотрели видеоклип, созданный учеником нашего класса и его мамой по мотивам стихотворения. Далее я предложила учащимся предположить, о чём сегодня пойдёт разговор. Сомнений нет, конечно, о Родине. Обсудили с ребятами ключевые слова стихотворения, его тематику, учащиеся рассказали и о своих родных местах.
Второй этап «Самоконструкция»
Здесь педагогу нужно актуализировать знания учащихся, сподвигнуть их к созданию гипотезы, найти доказательства. Отвечая на вопрос «Что вы считаете своей Родиной?», учащиеся назвали родную улицу, дом, школу, семью, речку. Так подошли к выводу о том, что малая родина у каждого своя. Вопросы «Можем ли мы сказать, что знаем многое о своей малой родине?» и «Кем и чем можем гордиться?» возвращают нас к цели занятия – узнать больше о родном селе, поделиться приобретёнными знаниями друг с другом. На данном этапе учащимся предлагается выполнить проектную работу – создать первые страницы альбома для изучения родного села. Дети придумывают названия фотографиям о летнем отдыхе и подписывают их несколькими предложениями.
Третий этап «Социоконструкция»
Задача педагога – обучить учащихся правильному ведению диалога: умению строить чёткие высказывания, слушать собеседника. Предлагаю обсудить в парах результаты работы, рассказать о местах, которые ученики выбрали для фотографии. Вот слова некоторых из них: «Это детская библиотека, в которую я люблю ходить. Здесь много интересных книг», «Это лётное поле. Однажды мы с родителями проезжали мимо и увидели воздушный шар. Мы остановились посмотреть, и я сфотографировалась. Когда я вырасту, мечтаю полететь на воздушном шаре», «Я занимаюсь футболом, поэтому я здесь с мячом на футбольном поле», «Я люблю праздник 1 сентября – День знаний.
Это радостная встреча с одноклассниками», «Это площадь у Дома культуры. Мы с сестрой любим кататься здесь на роликах и самокатах», «Это моя семья. Я люблю, когда мы вместе». На вопрос, относится ли перечисленное к понятию «малая родина», дети ответили утвердительно, объясняя тем, что всё это родное и близкое.
Четвёртый этап «Социализация»
Этап направлен на освоение навыков работы в группах, развитие умения договариваться. Я предложила учащимся объединиться по несколько человек и обсудить, как каждая группа представит работу. Учащиеся решали друг с другом, кто в каком порядке выступит, о чём скажут.
Пятый этап «Афиширование»
Группы выступили со своими рассказами и фотографиями, в результате получилась коллективная презентация любимых мест малой родины учащихся. Все учащиеся выступили успешно и остались довольными.
Шестой этап «Разрыв»
Если на предыдущих этапах обучающиеся работали с современными объектами села Оёк, то здесь я предложила школьникам обратиться к истории образования села, узнать о его известных жителях и уроженцах, изучить герб и флаг Оёкского муниципального образования. Класс поделился на группы, каждая из которых изучала материал, договаривалась о порядке и содержании выступления, представляла классу свою работу. Коллективные работы стали страницами альбома «Мой любимый Оёк», также в него вошли летние фотографии учеников.
Седьмой этап «Рефлексия»
На заключительном этапе я попросила учащихся вспомнить цель нашего занятия, спросила, что помогло им лучше узнать и сильнее полюбить родные места, понравилось ли работать в группах. По завершении занятия учащиеся поблагодарили друг друга, пожали руки.
Благодаря технологии «Педагогическая мастерская» в ходе воспитательного мероприятия удалось активизировать познавательный интерес и творческий потенциал обучающихся, вызвать уважение к истории своей малой родины и людям, прославившим её, сформировать активную гражданскую позицию. Парная и групповая работа способствовали развитию у учащихся коммуникативно-речевых умений.
В качестве проектной деятельности ученики создали на занятии продукт – альбом о родном селе.
Такие занятия, беседы, проекты о Родине помогут классным руководителям сформировать у обучающихся одну из важных нравственных ценностей – чувство патриотизма.
Список источников
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2011. 29 с.
- Крылова О. Н. Тимофеева М. Н., Сорокина О. Ю. Технология мастерских как средство обновления современного образовательного процесса школы // Обучение с целью уменьшения насилия : Материалы XXIII Всерос. науч.-практ. конф. 18 апреля 2002 г., Санкт-Петербург. СПб. : Verba Magistri, 2002. С. 419–423.
- Страницы истории с. Оёк [Электронный ресурс] : официальный сайт администрации Оёкского муниципального образования Иркутского района. URL: http://oek.su/history.html (дата обращения: 23.05.2022).