• Правила чата: новейшие средства коммуникации в работе классного руководителя с родителями обучающихся

    04 Июл 2022
     
    10:39
     

    Текст: Марина Владимировна Белова,
    участник сетевого сообщества педагогических работников
    «Мастерская классного руководителя»

    Гармоничное сотрудничество детей, родителей и классного руководителя – это основа воспитания зрелой, самостоятельной, ответственной личности. Классный руководитель является ключевой фигурой в образовательном процессе, и от него зависит очень многое. Именно здесь и возникает основная трудность – внушительный список обязанностей, которые нужно выполнять практически круглосуточно, без выходных и праздников. Значит, беря на себя ношу огромной ответственности, классный руководитель должен не просто всё успевать, но и делать это максимально качественно, контролируя работу с классом, родителями, коллегами-учителями и администрацией. Хотелось бы разобраться, какие же существуют способы облегчить работу по одному из направлений, а также отметить особенности использования современных средств коммуникации в работе с родителями.

    Статус «В сети»

    В современном мире невозможно представить жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Сейчас каждый человек может быть на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Безусловно, классному руководителю это во многом упрощает жизнь, позволяет решать больше задач, быстрее реагировать на различные ситуации, но и приносит ряд трудностей: постоянный стресс, отсутствие полноценного отдыха, эмоциональная перегрузка и, как следствие, выгорание. Хотелось бы обозначить определённый алгоритм действий, благодаря которому можно эффективно организовать работу с родителями и при этом сохранить своё психологическое здоровье.

    Следуем алгоритму

    С чего начинается работа с родителями через современные средства коммуникации? Конечно же, с целей и задач! Прежде чем организовать взаимодействие, необходимо определить, для чего это нужно, ответив на простые вопросы:

    Для чего мне это сотрудничество?
    ■ Как долго будет происходить это взаимодействие?
    ■ Какие показатели помогут определить эффективность взаимодействия?
    ■ Как результат взаимодействия должен влиять на классного руководителя (на меня), на родительский и детский коллективы?
    На этом этапе следует учитывать желания и возможности самих родителей. Получив ответы на эти вопросы, можно считать выполненным первый шаг алгоритма действий: постановка цели взаимодействия классного руководителя с родителями средствами современных коммуникаций.

    Второй шаг – определение эффективного Интернета – взаимодействие классного руководителя с коллективом родителей. Важно ответить на вопрос: как будет происходить взаимодействие классного руководителя с коллективом родителей? Чтобы ответ был обоснованным, нужно знать плюсы и минусы каждого способа общения. Электронная почта, чаты в мессенджерах, социальные сети – средства связи на любой случай. Установлено, что наиболее удобным способом взаимодействия с родителями – это чат. Организовать его можно через различные мессенджеры: WhatsApp, Viber, Telegram, ВКонтакте, Slack и др. Классному руководителю важно изучить особенности работы каждого мессенджера и выбрать тот, который соответствует поставленным задачам и удобен в использовании.
    После определения цели и средств совместной работы будет правильным определиться с правилами поведения в общем чате. Разработка этих правил может происходить индивидуально классным руководителем либо совместно с родителями. Стоит уделить внимание следующим моментам: имена в родительском чате, кто имеет право модерировать чат, вежливость и корректное обращение участников друг к другу, запрет на рекламу и спам, уважение к чужому режиму труда и отдыха, запрет на аудиосообщения. Этот небольшой перечень основных норм позволит выстроить работу родительского чата. В результате установки свода правил группового чата будет завершен третий шаг алгоритма – определение правил взаимодействия в групповом чате.

    Четвёртый шаг – определение ответственности за нарушения правил чата. В зависимости от того, какой мессенджер вы используете, система наказаний будет отличаться из-за функционала. Так, например, во всех мессенджерах администратор имеет право выносить предупреждение со ссылкой на правило, которое нарушил участник, но не везде можно блокировать пользователя на день или более, если он продолжает нарушать правила после предупреждения или поставить на голосование исключение из чата или блокировку пользователя на долгий срок. Голосование и блокировку можно делать в «Телеграме» прямо внутри чата. Мессенджеры WhatsApp, Viber не позволяют это реализовать, там ответной мерой может служить только исключение из чата, но это практически невозможно, так как нельзя лишать родителя важной информации, это может отразиться на учащемся и привести к более серьёзным конфликтам. Поэтому, определяя ответственность за нарушение правил чата, стоит сохранять благоразумие и стараться решить возникшие вопросы без потерь и усугубления ситуации.

    Пятым шагом – введение нового средства общения в практическую деятельность. На этом этапе будут учитываться все шаги, перечисленные выше, и, если ваша работа выстроена верно, инструмент коммуникации будет работать на вас, облегчая ежедневные заботы классного руководителя и сохраняя при этом психологическое здоровье всех участников образовательных отношений.

    Также стоит отметить, что, выбирая подходящий способ общения с родителями, можно использовать несколько вариантов в зависимости от назначения чата: чат объявлений, вопрос-ответ, ссылки на полезные ресурсы, обмен видео и фотоматериалами с мероприятий. Не рекомендуется создавать несколько схожих групп, которые будут дублировать друг друга. Безусловно, интернет-общение не может служить полноценной заменой реальным контактам, так как имеет ограниченные возможности и не позволяет полноценно взаимодействовать, но всё же онлайн-коммуникации могут стать отличным помощником для классного руководителя, дополнить и улучшить основную работу, которая проводится с родителями.


    Список источников

    1. Куриленко О. С. Работа с родителями в условиях современной школы // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. ; г. Санкт-Петербург, 20–23 декабря, 2014 г. СПб. : Заневская площадь, 2014. С. 361–363.
    2. Погосян В. А. Коммуникация в виртуальной образовательной среде vs коммуникация в аудитории // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сборник статей.
    3. С. 67–72.
    4. Сардак Л. В., Софронов А. А. Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 91–96.
    5. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе ; 2-е изд. М. : ЦГЛ, 2003. 219 с.

    Мы в социальных сетях: