О реализации в Иркутской области мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
заведующий кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО,
кандидат педагогических наук
19 школ в проекте
С 2019 года по 2021 год обновление инфраструктуры состоялось в 16 специальных (коррекционных) школах Иркутской области, а в 2022 году ещё 3 школы стали участниками проекта. Происходящие изменения в их деятельности, в том числе инновации в содержании образования и условиях деятельности, осуществляются в соответствии с разработанными программами развития, согласованными с региональным министерством образования.
О позитивных изменениях
Изменения, произошедшие в инфраструктуре образовательных организаций, привели к повышению качества оказываемых образовательных услуг, положительным изменениям в освоении обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.
Среди позитивных изменений можно отметить следующие:
1 . Расширилась вариативность используемых в образовательном процессе адаптированных основных общеобразовательных программ
(далее – АООП) за счёт создания условий для реализации АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) (варианты 8.3, 8.4), АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
2. Во всех школах углублено содержание предметной области «Технология» по профилям, которые реализовывались до участия в федеральном проекте «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), а 93 % школ обновили содержание этой предметной области за счёт введения новых профилей труда, востребованных на региональном рынке труда («Картонажно-переплётное дело», «Сапожное дело», «Поварское дело», «Сити-фермерство», «Штукатурно-малярное дело» и др.).
3. Во всех школах оптимизированы условия для реализации «Коррекционно-развивающей области» в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с учебным планом коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой и ЛФК, в том числе для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с РАС и в рамках реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
4. Во всех образовательных организациях ведётся работа по повышению квалификации административных и педагогических работников.
5. На базе большинства специальных (коррекционных) школ организована деятельность региональных учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, в том числе с использованием дистанционных технологий и сетевого взаимодействия.
Особо следует отметить расширение вариативности используемых в образовательном процессе программ дополнительного образования, увеличение охвата обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) услугами дополнительного образования непосредственно в условиях специальных (коррекционных) школ. Участие в национальном проекте «Образование» позволило получить лицензии на реализацию программ дополнительного образования в следующих образовательных организациях: ГОКУ ИО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Зима», ГОКУ ИО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ангарска», ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово» и др.
Сотрудничество школ с ГАУ ДПО ИРО
Институтом развития образования Иркутской области ведётся активная работа по обобщению и тиражированию эффективных практик деятельности специальных (коррекционных) школ в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ. Так, в течение 2022 года они будут представлены в рамках семинаров, заседаний дискуссионных площадок, научно-практических конференций «Доступность образовательных услуг для детей-инвалидов Иркутской области» и «Эффективные практики реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».