Текст: Ольга Борисовна Михеева,
старший преподаватель
центра цифровой трансформации
образования ГАУ ДПО ИРО
К участию были приглашены руководители и педагоги общеобразовательных организаций, представители органов местного самоуправления, образовательных платформ, ресурсов и сервисов. Целью конференции были обобщение лучших педагогических практик и обмен опытом по актуальным проблемам цифровой педагогики:
■ воспитание в цифровой образовательной среде;
■ когнитивное развитие при обучении в цифровой образовательной среде, подходы и приемы комбинации в учебном процессе цифровых и ключевых традиционных видов деятельности, влияющих на когнитивное развитие;
■ межпредметная интеграция реализации образовательных программ в цифровой образовательной среде;
■ повышение эффективности обучения детей с особыми образовательными запросами, в т. ч. детей с ОВЗ различных нозологий, при помощи применения ресурсов цифровой образовательной среды;
■ реализация индивидуального и персонального подхода в образовательном процессе, развитие института тьюторства и наставничества как неотъемлемой части цифровой педагогики;
■ повышение мотивации к обучению и работа с «трудным» поведением детей в цифровой образовательной среде;
■ высокоэффективные технологии оценивания в цифровой образовательной среде.
По результатам поданных заявок у нас сформировалась программа на три активных дня, два из которых прошли в формате онлайн-уроков и мастер-классов. Третий день собрал наших участников за круглым столом. Судя по количеству участников, мероприятие вызвало живой интерес у нашей педагогической общественности. Коллеги активно подключались к практическим занятиям и успешно выполняли все предложенные задания, при этом разбирая какой-то конкретный инструмент или целый сценарий занятия.
Первые два дня были насыщены различными примерами использования цифровых образовательных ресурсов в разрезе предметных и метапредметных результатов. Н. Б. Мамедалиева, учитель географии из Тайшетского района, предложила использовать виртуальную доску Padlet.com как средство эффективного когнитивного развития учащихся. Применение интерактивных листов Wizer.me при подготовке к ВПР по английскому языку представила в формате мастер-класса Е. А. Лобанова, учитель английского языка из города Усть-Илимска. Погрузиться в разные мо-дели смешанного обучения предложили педагоги Т. С. Гусева и А. А. Сухарева. Оксана Александровна Перловская представила конструктор урока в смешанном обучении, конструктор разработан ассоциацией смешанного обучения в России под руководством Н. В. Андреевой. С помощью карточек можно легко визуализировать планирование уроков в любых форматах смешанного обучения, деление на группы, дифференциацию и практики оценивания. Оксана Александровна была одним из первых педагогов- практиков смешанного обучения, кто тестировал этот продукт, и сейчас она уже смело может демонстрировать возможности этого конструктора, что и увидели наши участники.
Круглый стол был открыт темой «Цифровое поколение: проблемы обучения», учитель истории МБОУ города Иркутска СОШ № 5 Е. Н. Крутова осветила основные проблемы, возникающие с приходом цифровой эпохи, и предложила несколько решений. Коллеги из Усолья-Сибирского Ю. А. Быргазова и М. К. Назарова продемонстрировали опыт использования межпредметной интеграции в курсе преподавания истории России. Также на конференции мы развеяли миф о том, что урок физкультуры можно провести без использования цифровых технологий. С. В. Мазурчик, учитель физической культуры из города Усть-Илимска, рассказала, как эффективно используются современные гаджеты для улучшения нормативных показателей в этой предметной области. О том, как встраиваются инструменты смешанного обучения в работу учителя-логопеда с учащимися с ОВЗ, рассказали педагоги МБОУ СОШ № 15 города Усть-Илимска: Н. В. Азизова – как учитель-логопед, а О. В. Преловская осветила тему с позиции административного аппарата образовательной организации.
Конференцию посетили и наши партнеры, которые также предложили свои темы для обсуждения:
Руководитель региональных проектов Яндекс. Учебника Д. С. Кононов рассказал, как строится учебная аналитика и образовательная траектория ученика на основе данных при помощи платформы Яндекс.Учебник. О приемах повышения мотивации учащихся и возможности построения воспитательного процесса на примере цифрового образовательного ресурса ЯКласс рассказала С. Ю. Макрова, региональный менеджер компании ЯКласс. Порадовали и коллеги из других регионов: так, С. А. Суханова, педагог из Воронежской области, продемонстрировала механизмы реализации сетевых проектов, созданные на разных платформах. Преимуществом таких проектов автор считает мобильность и открытость, что дает возможность включения большего числа участников независимо от места их расположения. Такими были основные темы обсуждения этих трёх дней.
В завершение хотелось бы сказать, что «цифровая педагогика» стремительно развивается и прочно завоевывает сердца наших педагогов.
Цифровые технологии не заменят традиционную форму образования, они лишь добавляют в наш традиционный формат обучения мобильность, скорость, масштабность, многообразие форм подачи информации. Коллеги на конференции единодушно признали, что цифровая педагогика – это педагогика будущего.