• «Главное– личность ребёнка»: Дом детского творчества № 5 города Иркутска

    21 Окт 2021
     
    15:26
     

    Текст: Клара Дашиевна Раднаева,
    методист МБУДО г. Иркутска
    «Дом детского творчества № 5»

    История дома детского творчества № 5 начиналась с Иннокентьевского поселкового училища. 15 февраля 1909 года сход уполномоченных от местных жителей принял решение о строительстве общественного двухклассного училища на углу Базарной площади и 5-й улицы (ныне Просвещения и Ленинградской). Решили, что одноэтажного кирпичного здания будет
    достаточно.
    Проект и поэтажный план училища были разработаны жителем посёлка, техником, потомственным дворянином Иосифом Васильевичем Сеницким. Здание построили в октябре 1909 года, оно было рассчитано на 300 учащихся и первое время являлось одноклассным училищем с начальным трехгодичным обучением. Средидеревянной одноэтажной застройки посёлка каменное здание училища тогда выделялось «городской» архитектурой – с высокими полукруглыми окнами, обрамлёнными затейливыми украшениями, и нарядным парадным входом с широким крыльцом.
    С этого момента здание служило делу народного образования. В училище преподавали Закон Божий, русский язык и словесность, арифметику и начала алгебры, геометрию, географию, историю, естествознание, физику, рисование и черчение, рукоделие, пение и физкультуру. Сохранились фотографии преподавателей и учеников тех лет.

    Н. И. Никулина
    Фото: коллектив единомышленников
    многопрофильного Дома детского творчества

    Иннокентьевское училище являлось не только высшим образовательным учреждением поселка, но и настоящим культурным центром. Здесь устраивались весёлые новогодние праздники с ёлкой, благотворительные вечера, проходили концерты, ставились спектакли с участием известных музыкантов и артистов.
    Уже в первые годы советской власти произошла реорганизация народного образования. Тогда все типы школ – земские, городские, министерские, железнодорожные, церковно-приходские, частные, а также гимназии и реальные училища – преобразовались в Единую трудовую школу.
    В здании бывшего Иннокентьевского высшего начального училища была размещена школа-девятилетка. Затем произошёл ряд изменений и реорганизаций. Дальнейшая судьба здания бывшего Иннокентьевского училища была определена решением № 591 исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 3 октября 1966 года «О реконструкции школы № 49 под Дом пионеров». Огромная организационная работа по вводу в эксплуатацию реконструированного здания бывшего Иннокентьевского училища и открытию Дома пионеров была проделана директором Тамарой Павловной Степановой.
    Праздничное открытие Дома пионеров Ленинского района состоялось 10 января 1972 года. После открытия штат педагогов и руководителей кружков пополнился выпускниками иркутских училищ – педагогического, училища искусств, театрального, а также педагогического института.
    Плодотворно работали все творческие кружки Дома пионеров, в которых занималось более тысячи детей. Руководители кружков со своими воспитанниками всегда успешно участвовали в различных конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях городского и областного масштаба.
    В начале 1972 года в посёлке иркутских авиастроителей был торжественно открыт Дом пионеров и школьников, первый в Ленинском округе. В 1974 году Дом пионеров открывается в поселке Жилкино.


    Эти учреждения давали возможности для проявления творческой энергии детей, развития их инициативы. В Домах пионеров были организованы различные кружки – музыкальные, художественные, декоративно-прикладного творчества, технические, спортивные, – где начали заниматься школьники от 7 до 14 лет.
    В ноябре 1990 года директором Дома пионеров и школьников стал Сергей Петрович Дубышкин. Руководимый им коллектив добивался высоких показателей в воспитании детей и подростков по основным направлениям работы Дома детского творчества. В те годы как никогда трудно было уберечь детей от пагубного влияния, хаоса отрицательных жизненных ситуаций. Школы находились в тяжёлом финансовом положении, что не позволяло детям в достаточной степени реализовывать свои творческие способности.
    С 1998 года бывший Дом пионеров и школьников Ленинского района стал именоваться Домом детского творчества № 5 – муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования города Иркутска.

    С июля 1999 года Дом детского творчества № 5 возглавила Надежда Ивановна Никулина – опытный руководитель, педагог с сорокапятилетним стажем работы, отличник народного просвещения.
    В 2016 году директором Дома детского творчества № 5 назначается Сергей Александрович Золотухин – педагог, имеющий высшую квалификационную категорию.

    С. А. Золотухин

    С приходом Сергея Александровича на должность директора Дома творчества плодотворная работа в коллективах детских объединений успешно продолжилась. Внедрение в образовательный процесс личностно ориентированных и информационно-коммуникационных технологий, направленных на самореализацию обучающихся, способствовали положительной динамике образовательного процесса. Укрепилась материально-техническая база Дома детского творчества: приобретена учебная мебель, компьютеры, принтеры, проекторы, спортивные принадлежности, тренажёры для улучшения образовательного процесса, музыкальное оборудование, проведён капитальный и косметический ремонт шести детских клубов по месту жительства и двух структурных подразделений. Ежегодно привлекались спонсорские и грантовые денежные средства для покупки призов и грамот на крупные спортивные и культурно-массовые мероприятия, для проведения социально значимых мероприятий для детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По-прежнему высок престиж учреждения, что подтверждается отзывами родителей на сайте учреждения и проведённым самообследованием в 2021 году.

    В Доме детского творчества на бесплатной основе постоянно занимаются более двух тысяч детей от пяти до восемнадцати лет. Реализуются более 90 дополнительных общеразвивающих программ.
    В настоящий момент ДДТ № 5 является многопрофильным учреждением, работающим по пяти направлениям:
    ■ Художественное;
    ■ Физкультурно-спортивное;
    ■ Туристско-краеведческое;
    ■ Техническое;
    ■ Социально-гуманитарное.
    С 2019 года учреждение стало Муниципальной методической площадкой города Иркутска по теме «Социализация детей с ОВЗ в дополнительном образовании», успешно реализуя социально-педагогические проекты по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а с 2020 года Дом творчества – Муниципальная методическая площадка по теме «Внедрение идей гуманной педагогики в образовательный и воспитательный процесс». И в этом направлении у педагогического коллектива есть большой опыт и наработки: на протяжении десяти лет «Дом детского творчества № 5» является филиалом Российской общественной организации Иркутской области «Центр гуманной педагогики» ПИ ИГУ, внедряя идеи гуманного отношения к ребенку. При таком подходе в центре образовательной и воспитательной деятельности находится личность ребёнка, поддерживается его вера в собственные силы, в свой успех.
    Несомненно, особая роль в воспитании принадлежит педагогу дополнительного образования. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь», – писал В. О. Ключевский. Наши педагоги помогают родителям воспитывать детей, используя свой опыт и знания.

    Хорошо ли, комфортно ли ребенку на занятиях в Доме творчества? Именно здесь, в дополнительном образовании, легче создать особую, доверительную, комфортную атмосферу, в которой формируется ситуация успеха, когда ребёнок учится верить в свои силы, возможности и при этом доверяет педагогу. Нужно учитывать тот факт, что ребёнок посещает учебные занятия в кружке, в объединении по своему желанию. Для детей также важен опыт полноценного общения со взрослым педагогом на равных. Радостно осознавать, что на занятиях наших педагогов царит атмосфера сотворчества, содружества, ведь в центре образовательной и воспитательной деятельности стоит личность маленького человека.
    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат», – говорил В. А. Сухомлинский. Поэтому мы, педагоги, помогаем ребёнку почувствовать свою нужность, значимость, уникальность, раскрыть творческие способности. Благоприятная среда, налаженный образовательный и воспитательный процесс в ДДТ № 5 ведут к высоким результатам достижений обучающихся на международных, региональных, областных, городских фестивалях, конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.
    Сегодня Дом детского творчества № 5 – это инновационное многопрофильное учреждение, обеспечивающее формирование у ребенка социальной успешности, мотивации к познанию, творчеству, здоровому образу жизни, личностному и профессиональному самоопределению, с ресурсными возможностями по научно-методическому, кадровому и информационному обеспечению. 1

    Фото: Дом детского творчества № 5 г. Иркутска

    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: