Текст: Коллектив авторов МБОУ г. Иркутска СОШ № 24:
О. В. Дорофеева., М. М. Жеребцов,
К. П. Кольцюк, Ю. В. Котова,
В. В. Лагунова,
Е. А. Николаенко,
Е. П. Самойлова,
Е. А. Старцева,. О. В. Сысоева,
Е. М. Шерешкова
При проектировании программы развития школы «Школьная академия», в основу которой положены научно-методический, кадровый и научный потенциал, информационные ресурсы и районные структуры нашего города (научные институты Сибирского отделения Российской академии наук), мы обеспечили объединение усилий педагогов школы и накопленного опыта работы научных сотрудников институтов со школьниками города Иркутска. Это особенно важно в настоящее время, когда система образования испытывает кадровый и ресурсный голод и, как следствие, снижение количества и качества высококвалифицированных выпускников, что представляет угрозу будущему нашего региона и страны. В программе развития школой совместно с её партнёрами (ИНЦ СО РАН, Байкальским музеем и другими научными институтами СО РАН) большое внимание уделяется деятельностному аспекту довузовской подготовки. Определяют эту подготовку как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведётся работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одарённой молодёжи. В 2020 году в рамках договора сотрудничества с ИНЦ СО РАН был реализован масштабный проект, посвящённый 130-летнему юбилею учёного-байкаловеда, профессора Михаила Михайловича Кожова.
Работа по реализации проекта началась весной 2020 года, в октябре 2020 года состоялись публичные мероприятия, а к концу года весь материал об исследованиях школьников о жизни и деятельности М. М. Кожова, экспедициях, экскурсиях и итоговой конференции был опубликован на сайте http://Кожов.иркпроект.рф.
Остановимся подробнее на направлениях, в которых работали участники проекта. Их было несколько: историческое, краеведческое, биологическое, экспедиционное и творческое. Охват составил не менее 700 учеников, не считая учителей, родителей и руководителей работ.
Историческое (краеведческое) направление
О том, насколько важно изучать прошлое, используя в том числе и местный, краеведческий материал, писали представители зарубежной педагогической школы Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци. В России эту идею развили М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. О. Ключевский и многие другие учёные, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители. В рамках современной педагогической практики этому вопросу уделяют не менее важную роль.
При изучении истории родного края можно выделить следующие уровни: во-первых, получение школьниками готового материала; во-вторых, самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, интернет и т. д. И, наконец, третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углублённого исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики фактически выступают в роли «юных учёных», исследователей.
Такая работа, как правило, осуществляется в рамках реализации программ внеурочной деятельности в школе, реализуется на факультативных курсах и в рамках специальных школьных проектов.
Программа «Школьная академия», в основу которой положено сотрудничество школы с ИНЦ СО РАН, Байкальским музеем и другими научными институтами СО РАН, как нельзя лучше отвечает требованиям современного российского образования, реализации историко-культурного стандарта, формирования у обучающихся навыков проектной, исследовательской деятельности, при осуществлении которой они смогут глубже изучить историю малой родины. Реализация технологии исследовательской деятельности подразумевает решение следующих задач:
■ формирование исследовательских умений (определение проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов);
■ совершенствование коммуникационных умений;
■ формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворённости от выполненной работы.
Совместная работа школы и ИНЦ СО РАН в рамках реализации программы «Школьная академия» началась два года назад. Совместно с сотрудниками ИНЦ СО РАН было определено несколько направлений работы, в числе которых и историко-краеведческое. Во главу угла по нашему направлению была поставлена исследовательская работа, основанная на изучении различных письменных исторических источников, отработка навыков поисково-исследовательской деятельности.
В 2020 году исполнилось 130 лет со дня рождения известного иркутского учёного-байкаловеда М. М. Кожова, поэтому было принято решение начать совместную работу с изучения его биографии. Был определён состав участников, составлен план, предусматривающий несколько этапов работы.
Этапы работы
Знакомство с руководителем направления, доктором биологических наук, профессором О. Т. Русинек. Определение цели и постановка задач совместной деятельности.
❷ Изучение архивного материала, определение тем для исследования.
❸ Отбор материала, отвечающего проблеме исследования, работа с архивными документами, целенаправленное изучение статей периодической печати.
❹ Для более живого, наглядного, эмоционального восприятия происходящего были проведены экскурсии по памятным местам, связанным с жизнедеятельностью М. М. Кожова, и поездка на Байкал, в посёлок Большие Коты – место, с которым связана профессиональная деятельность учёного.
❺ Создание и оформление научных статей и представление докладов на научной конференции, посвящённой М. М. Кожову.
Результаты работы
Результатами работы школьников 8-10 классов были выступления с докладами на конференции в октябре 2020 года на базе ИНЦ СО РАН. В докладе «Жизнь и деятельность М. М. Кожова» ребята провели историко-краеведческие исследования и изучили биографию учёного. В другой исследовательской работе была поставлена проблема влияния места рождения учёного на формирование его личности, взглядов и судьбы – «Сибирские научные экспедиции конца XIX – начала XX вв.». Более подробно с докладами можно ознакомиться на сайте http://Кожов.иркпроект.рф. В процессе работы с материалами по проекту к 130-летию учёного-байкаловеда М. М. Кожова также был выполнен достаточно большой объём технической работы – вручную отсканирована практически вся имеющаяся литература о М. М. Кожове (несколько десятков книг). Ученики школы посетили мастер-класс, проведённый научными сотрудниками библиотеки ИНЦ СО РАН по основам работы в программе Adobe Photoshop. За летние (каникулярные) месяцы 2020 года книги были оцифрованы и обработаны в данном графическом редакторе для передачи в архивный электронный фонд научной библиотеки. Школьники сканировали и другие источники о жизни и деятельности знаменитого иркутского учёного-байкаловеда: монографии, газеты, журналы. Также учениками 10 класса были написаны две статьи: «Регулярные наблюдения на биоте точки Байкала-1» и «Взгляды профессора Кожова на происхождение биоты Байкала». Многопрофильность работы учеников в проекте прослеживается на всех этапах его реализации. Знакомство ребят с такими профессиями, как архивариус, библиограф, сотрудник (лаборант) научной библиотеки, состоялось «изнутри», т. е. дети познакомились с рутинной работой, участвовали в профессиональных пробах.
Биологическое (экологическое) направление
В рамках осуществления проекта, посвящённого 130-летнему юбилею М. М. Кожова, перед педагогами школы ставилось много разных задач, в том числе создание у обучающихся целостного представления о научной картине мира, усвоение научного метода познания, включение его в систему ценностей современного человека, развитие личности обучающихся. Формирование природоохранных знаний и экологической культуры учеников является непростой задачей, эффективно и качественно реализовать которую можно в естественнонаучном образовании. При исследовании научного наследия великого байкаловеда и эколога М. М. Кожова ученицей 9 класса Софией Черкашиной была проведена работа, в ходе которой она изучила и представила экологическое направление деятельности Михаила Михайловича, связанное с защитой озера Байкал. В настоящее время защите Байкала уделяется большое внимание. Об этом много говорят и пишут, создаются нормативно-правовые акты, призванные защитить озеро от различного рода негативных влияний на его экологическую систему. Но так было не всегда. В ходе работы над проектом ученица 9 класса познакомилась с научными статьями М. М. Кожова, его коллег, получила представление о том, какие исследования, связанные с изучением влияния промышленных выбросов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината на флору и фауну Байкала, проводились учёными Иркутского государственного университета и Института биологии г. Иркутска.
Важность данной работы заключается в том, что, занимаясь проектом, девятикласснице необходимо было самостоятельно проанализировать данные литературных источников и сделать вывод о том, что именно Михаил Михайлович Кожов впервые начал активно выступать в защиту Байкала, о том, что он был одним из первых учёных, которые начали поднимать экологические проблемы, затрагивающие территорию Прибайкалья. Ещё одним участником проекта была ученица 10 класса Баталова Анна. Её работа, в отличие от работы Софии, носила исключительно практический характер. Анна занималась определением систематического статуса битиний –первых промежуточных хозяев трематоды Opistrhorchis felineus в Иркутском очаге описторхоза. Проводя данное исследование, она освоила методику работы с определителями моллюсков и методику проведения статистического анализа данных. Её работа велась под непосредственным руководством сотрудников СО РАН, что позволило понять, как реально проводятся научные исследования. Таким образом, осуществляя свою часть большого коллективного проекта, Анна Баталова и София Черкашина успешно справились с поставленными задачами, почувствовали значимость своей работы в общем деле, получили возможность реализовать свой творческий потенциал. Сами участницы проекта считают, что проделанная работа помогла им обрести новые знания, попрактиковаться в публичных выступлениях, познакомиться с новыми интересными людьми, а также воспитать в себе терпение и настойчивость, так как пришлось преодолеть немало трудностей. Девочки благодарны школе за то, что им была предоставлена возможность раскрыть себя с новой стороны.
Экскурсии
Экскурсии – целенаправленный вид познания, который привлекает учащихся к эколого-географическим и биологическим особенностям родного края. Не менее важным в экскурсионной деятельности является расширение кругозора, разностороннее развитие личности каждого ребёнка. Экскурсионная работа важна и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизируют школьников, мобилизуют и развивают их способности, стимулируют любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Значимость экскурсии в настоящее время заметно повышается из-за перегрузки современного ученика информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток информации, получаемой детьми.
При этом важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает школьная экскурсия, которая служит своеобразной практикой по использованию знаний, полученных на уроке.
Экскурсия в музей Байкальской фауны имени М. М. Кожова ИГУ
В рамках проекта, посвящённого 130-летнему юбилею учёного-байкаловеда М. М. Кожова, для учащихся школы № 24 была организована экскурсия в музей Байкальской фауны имени М. М. Кожова ИГУ. Музей включает свыше 3000 экспонатов – байкальских животных и растений, а также беспозвоночных Прибайкалья. Кроме того, в его составе имеются: отдел зоологии беспозвоночных, содержащий большое число экспонатов водных и наземных беспозвоночных мировой фауны, энтомологический кабинет и мемориальная комната профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР М. М. Кожова.
Экскурсия началась необычно: с актуализации знаний в виде викторины о географическом положении озера Байкал, биологическом разнообразии и эндемичных видах. Её для нас подготовила кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии беспозвоночных ИГУ Екатерина Борисовна Говорухина. Ребята активно отвечали на вопросы и рассуждали над проблемными заданиями викторины. «А ведь не зря учили», – говорили ребята, ведь в 5-7 классах у них был учебный курс «Байкаловедение». И в настоящий момент этот курс традиционно проводится для учеников нашей школы. После увлекательной викторины ребята отправились по музею изучать экспозиции фауны Прибайкалья. В фондах музея хранятся богатейшие материалы по фауне как водных, так и наземных беспозвоночных Байкала и Прибайкалья. На основании этих материалов было проведено научное исследование монографии М. М. Кожова об изучении моллюсков озера Байкал, которая была опубликована в 30-х годах, а также изучены современные публикации о деятельности этого учёного. Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса, воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально-ценностную, деятельностную сферы. Она вооружает школьников знаниями о природе и развивает основные мыслительные функции; способствует мотивации ценностно ориентированной и социально значимой деятельности, формирует поведение в природной и социальной среде. Выражаем благодарность биолого-почвенному факультету ИГУ, надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Экскурсия по памятным местам М. М. Кожова
Ещё одна экскурсия для учащихся школы была организована по памятным местам учёного-байкаловеда. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод (старший сотрудник института геохимии СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Юлия Шолохова) помогла учащимся увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, получить информацию о жизни и деятельности учёного в городе Иркутске, ощутить величие человека, значение его профессиональной, научной деятельности, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть существенные детали.
Ребята познакомились с наиболее значимыми датами в истории Иркутска, рассмотрели бронзовый макет центральной части Иркутска конца XIX – начала XX веков, с утерянными и существующими домами и храмами. Среди них – собор Богоявления, арка Цесаревича Николая, Спасская церковь, костёл, часовня Святого Иннокентия, Казанский кафедральный собор, Тихвинская церковь, городская дума, судебные здания, часовня Спасителя. Поговорили о пожаре 1879 года и его последствиях. Следующим экскурсионным объектом стал биолого-почвенный факультет ИГУ, где, ещё будучи студентом, М. М. Кожов проявил небывалый интерес к исследованию Байкала. На улице Канадзавы остановились у памятника русско-японской дружбы «Выпавшее яйцо» – это монументальная скульптура на углу улиц Канадзавы и Марата, установленная в 1994 г. в память о спасении экипажа японского судна «Синсемару» русскими моряками в 1783 г. и в честь русско-японской дружбы, а также роли Лаксмана в её зарождении. На пересечении улиц 5-й Армии и Горького ребята изучили мемориальную доску О. М. Кожовой, дочери М. М. Кожова. После смерти профессора дочь продолжила дело отца. Педагогическая деятельность Ольги Михайловны не менее велика и многогранна. Читаемые ею лекции по байкаловедению, гидробиологическому и экологическому мониторингу, общим проблемам экологии всегда насыщены самой современной информацией.
В ходе экскурсии ребятам были представлены коллекции образцов моллюсков, изучению которых и посвятил жизнь М. М. Кожов. Одно из направлений педагогического воздействия экскурсий – это возможность общения. Являясь специфической формой общения, экскурсия даёт возможность получить значительный объём информации, формирует способы мыслительной деятельности. В ходе интерактивной викторины ребята применили знания, полученные не только при прослушивании экскурсовода, но и при подготовке к защите докладов и презентаций по вопросам жизни и деятельности учёного-байкаловеда Михаила Михайловича Кожова.
Экскурсия как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Мировоззренческой основой современного краеведения являются биосферные концепции природопользования и эколого-культурная ориентация, нормализующие основы взаимоотношений общества и природы. Наблюдения показывают, что экскурсия как средство обучения и воспитания создает оптимальные условия для развития творческого потенциала школьника, формирования его личности, патриотических и нравственных начал.
Экспедиции
Научно-исследовательская экспедиция с участием школьников как одна из форм внеурочной деятельности позволяет наиболее эффективно использовать разнообразные методы и приёмы проведения исследовательской работы и формирует умение учащихся работать самостоятельно. Термин «экспедиция» можно определить следующим образом:
1. Экспедиция – это поездка, путешествие с научными или другими исследовательскими целями.
2. Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким-то специальным исследовательским заданием: военным, литературным геологическим, археологическим и т. п.
Команда нашего проекта в составе учеников, учителей и сотрудников ИНЦ СО РАН побывала в удивительном месте – посёлке Большие Коты на Байкале. Его уникальность заключается в том, что, во-первых, там расположена биостанция Иркутского государственного университета, во- вторых, ежегодно туда приезжают на практику студенты ИГУ, будущие учёные-биологи, и, в-третьих, в Больших Котах нет автомобильной дороги, добраться туда можно только по воде. Это позволило защитить природу от влияния деятельности человека.
Поездка была запланирована заранее, поэтому участники экспедиции подготовились основательно: взяли с собой всё, что необходимо опытному туристу. Не забыли и про тёплую одежду, ведь погода на Байкале очень переменчива и даже лето в этом отношении полно сюрпризов. И, как оказалось, хорошо подготовились мы не зря. Большие Коты встретили нас дождиком. Но трудности только закаляют, и сложный маршрут никого не утомил, хотя дорога до Больших Котов оказалась долгой (на автобусе, потом на катере по Байкалу). Ведь в планах были экскурсия в музей биостанции, приготовление обеда на костре, прогулки по окрестностям посёлка и, конечно, прекрасные виды на озеро. И переменчивый Байкал как будто услышал нас: выглянуло солнце, и всё задуманное осуществилось.
Однодневная экспедиция удалась!
Мы все получили колоссальное удовольствие от поездки. Красота Байкала, ценные минуты общения и знания, полученные во время экспедиции – таким был этот день. На протяжении всей поездки научный руководитель нашего проекта, профессор ИНЦ СО РАН, доктор биологических наук Ольга Тимофеевна Русинек интересно и увлечённо рассказывала о Байкале, о выдающемся учёном М. М. Кожове, биостанции. Она также задавала вопросы и искренне радовалась правильным ответам. Нам, учителям-предметникам, как и нашим ученикам, было очень интересно узнать о деятельности М. М. Кожова, открытиях, которые были сделаны учёными-байкаловедами, также мы познакомились с историей создания биостанции. Целью организации экспедиции являлась самореализация обучающегося через погружение его в исследовательскую и познавательную деятельность.
Основные задачи, которые решает научно-исследовательская экспедиция с участием школьников, можно разделить на три группы.
Познавательные:
■ развивать способность самостоятельно выделять и формулировать цель исследования, применять методы информационного поиска, структурировать знания, контролировать и оценивать результат деятельности;
■ получать новые знания, формировать целостную картину мира, природы, человека, не разделяя их по ячейкам предметов, благодаря активной совместной деятельности.
Воспитательные:
■ приобретать социальные и функциональные компетенции, навыки планирования собственной деятельности и группы в целом, самоорганизации, дисциплины, ответственности;
■ знакомиться с природными, культурно-историческими особенностями местности, что способствует воспитанию чувства патриотизма.
Коммуникативные:
■ планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, дифференцировать цели, функции участников, находить оптимальные способы взаимодействия;
■ сотрудничать в поиске и сборе информации;
■ уметь разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, находить альтернативные способы выхода из сложных ситуаций.
Школьные экспедиции – это средство всестороннего развития подростков и юношей, осуществляемое в форме отдыха и общественно полезной работы. Они помогают педагогу работать над формированием качеств характера, определяющих базовые ценности человека. Так, в воспитании патриотизма огромное значение имеют впечатления детства и юности.
Чем они объёмнее и ярче, тем глубже чувство любви и уважения к Родине и своей стране. Мы, педагоги, как никто другой знаем, насколько важны подобные выезды, ведь это один из самых эффективных способов организации познавательной и коммуникативной деятельности школьников. Выездные мероприятия способствуют формированию всесторонне развитой личности, умеющей глубоко мыслить, совмещать объём теоретических и практических знаний с реальностью, позволяют развивать самодисциплину и коммуникабельность. Они также воспитывают чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, формируют культуру взаимоотношений, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А ведь именно это является приоритетной целью школьного образования. Таким образом, мы однозначно поддерживаем использование таких форм обучения в образовательном процессе!
Творческое направление
Не только научно-исследовательской деятельностью занимались ребята нашей школы. Результаты знакомства с местной флорой и фауной, а также их изучения учащиеся отразили в своём творчестве. В рамках проекта состоялся отборочный тур конкурса чтецов «Живи, Байкал!». В нём приняли участие обучающиеся 3–11 классов. Члены жюри прослушали более пятидесяти конкурсантов с поэтическим словом о священном озере. В результате были отобраны четверо лучших: Александр Парамонов, Виктория Задоя, Вероника Перепечай и София Беляева. Именно им была оказана честь открыть на-учно-практическую конференцию, которая завершала юбилейные мероприятия, посвящённые 130-летию со дня рождения М. М. Кожова. Ребята с воодушевлением читали стихи о Байкале, тем самым придав торжественность предстоящему мероприятию.
Новые знания о священном озере нашли отражение и в живописи. В школе был организован конкурс детского рисунка «Эндемики Байкала», в котором приняли участие обучающиеся с 1 по 7 класс. Представленные работы были очень разнообразны, авторы вложили в них весь свой талант и любовь к природе родного края. Только хорошие знания о подводном мире великого озера позволили ребятам точно изобразить его. Лучшие работы были представлены на выставке в ИНЦ СО РАН. Среди них были выбраны три лучших. Победителями стали Степан Зинчук (1 класс «А»), Валерия Суслова (5 класс «Б»), Кирилл Жданов (5 класс «Г»). Ребятам были вручены грамоты и ценные призы. Им пожелали дальнейших успехов и воплощения творческих идей.
Велик и могуч наш любимый Байкал. Удивительная природа священного озера породила уникальный животный мир. Эндемики Байкала – наиболее изучаемые представители байкальской фауны. В этом направлении работают учёные не только нашего региона, но и многих других. В рамках проекта, посвящённого 130-летию Михаила Михайловича Кожова, учащимися 4-х классов под руководством учителей начальной школы Т. В. Нечаевой, А. А. Ломако и учителя музыки О. В. Сысоевой был создан фильм «Родной Байкал».
Во время работы над фильмом дети, учителя, родители всерьёз заинтересовались темой и проявили творческие способности. Получился интересный ролик, где дети в костюмах под музыкальное сопровождение в стихах и прозе рассказали об эндемиках Байкала: эпишуре, голомянке, омуле, нерпе, соболе.
Ребята старались точно воплотить образы: движениями и голосом они показывали особенности того или иного героя, совместно с родителями подготовили костюмы. Музыкальное сопровождение во многом основывалось на региональном компоненте. Этот фильм послужил основой классного часа на тему «Эндемики Байкала». Классные руководители познакомили обучающихся с интересными фактами о великом озере Байкал и его обитателях, воспитывали бережное отношение к природному наследию Сибири. Ребята узнали, кто такие эндемики и каких животных относят к этой группе. Благодаря мероприятию учащиеся вновь убедились, что нельзя причинять вред природе и животному миру великого озера. Нужно бережно относиться к нему и заботиться о его обитателях, тогда нашим потомкам будет чем любоваться, гордиться и что изучать (ведь сколько ещё тайн хранит Байкал!)
Нам было приятно и интересно работать в таком формате. Благодаря совместным усилиям мы ощутили единство всех участников. Кроме того, в школе прошла акция «Подари книгу – подари новый мир». Целью данной акции был сбор книг экологической и краеведческой направленности для школы с. Тутура Жигаловского района, родины М. М. Кожова. В результате было собрано и передано школе несколько десятков книг.
Байкал никого не оставляет равнодушным, любовь к нему можн выразить по-разному: прочитать множество книг и самому рассказать о своих исследованиях и наблюдениях, посмотреть уже готовые фильмы и создать свой, полюбоваться флорой и фауной славного моря, а потом перенести свои впечатления на полотно, совершить реальные и виртуальные экскурсии и экспедиции по берегам Байкала. Именно это и сделали наши ученики. Проект «Исследователи Байкала: юбиляры 2021» В 2021 году в рамках дальнейшего сотрудничества школы с ИНЦ, научными институтами СО РАН планируется реализация проекта «Исследователи Байкала: юбиляры 2021» с расширенным охватом школьников и педагогов проектной, профориентационной и научно-исследовательской деятельностью, которая будет включать мероприятия, описанные в статье выше, а также дополнительные мастер-классы естественно-научного направления, тематический квиз и конкурс юных палеонтологов.
Системно-деятельностный подход в реализации многопрофильной проектной (в том числе профориентационной) деятельности, популяризации современных научных достижений, а также вовлечение внешних ресурсов в жизнь школы позволяют учащимся:
■ получить дополнительные знания по общеобразовательным предметам;
■ приобрести новый опыт в общении со сверстниками, научными сотрудниками, педагогами и преподавателями вузов;
■ определить и развить свои способности и интересы;
■ овладеть навыком самообучения;
■ выработать навыки наиболее эффективного распределения времени;
■ выстраивать чёткую систему работы над личным (или групповым) проектом;
■ адаптироваться к вузовской системе обучения и проанализировать большой объём новой и сложной информации;
■ пройти активные и одновременно сложные этапы взросления и формирования личности.
Хочется подчеркнуть, что системно-деятельностная модель реализации многопрофильного проекта «Школьная академия», по которой работают наша школа и партнёры (научные институты СО РАН), направлена на развитие учеников (и выпускников) для их успешного профессионального самоопределения в дальнейшем и будущей профессиональной карьеры. А по критерию профессиональной успешности выпускников школы можно судить и об эффективности деятельности общеобразовательной организации в целом.
Подводя итоги, выражаем благодарность директору ИНЦ СО РАН, доктору медицинских наук Константину Анатольевичу Апарцину, научному руководителю проекта, профессору ИНЦ СО РАН, доктору биологических наук Ольге Тимофеевне Русинек и всем научным сотрудникам, которые, надеемся, продолжат принимать участие в следующих многопрофильных совместных проектах.