• Реализация кадетского компонента на уроках математики

    21 Окт 2021
     
    10:41
     

    Текст: Светлана Анатольевна Холост,
    учитель математики
    ГОБУ ИО «Иркутский кадетский корпус»

    Сегодня перед обществом стоят серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Решению этой проблемы во многом способствует современное кадетское образование.

    Кадетское образование – это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на несение военной и гражданской государственной службы и обеспеченное кадетским компонентом.

    Кадетский компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; он обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся кадетского корпуса.


    В работе Иркутского кадетского корпуса имени П. А. Скороходова кадетский компонент реализуется через интеграцию общего и дополнительного образования.


    Сформированная таким образом единая образовательная среда позволяет создавать условия для воплощения в жизнь метапредметного и конвергентного подходов. В 2020 году Иркутский кадетский корпус стал площадкой для реализации инновационного проекта по теме «Интеграция основного и дополнительного образования Иркутского кадетского корпуса как инструмент формирования личности государственного служащего». Преемственность содержания программ общего и дополнительного образования в кадетском корпусе прослеживается прежде всего на уроках, во внеурочной деятельности и в других формах учебной и воспитательной деятельности. Автор представляет вниманию читателей традиционную форму – урок геометрии, где содержание дидактического материала взаимосвязано с дополнительной общеразвивающей программой «Основы военной службы» (углублённый уровень).

    Подбор и разработка дидактического материала урока с учётом содержания программы «Основы военной службы» – это систематическая работа, основанная на гендерном подходе и познавательной мотивации, которая обеспечивает прочное усвоение материала.

    Рабочая программа кадетского корпуса по алгебре и геометрии ничем не отличается от рабочей программы любой общеобразовательной организации. Кадетский компонент входит на уроки математики в качестве средства достижения предметных результатов. Включая кадетский компонент в преподавание математики, можно построить как урок повторения и обобщения, так и урок открытия новых знаний.
    В кадетском корпусе обучаются только мальчики. Поэтому при построении урока нужно помнить о гендерных особенностях – различиях в темпах, выстраивании стратегии, переработке и усвоении информации, в распределении внимания, продолжительности «вхождения в урок», преимущественном формировании различных видов мышления, уровнях адаптивных возможностей организма и психики, в отношении к самооценке работы, уровне природной агрессивности и других. Таким образом, при проектировании урока в классах мальчиков надо делать упор на логику изложения, рациональные и доказательные примеры, визуализацию информации; учитывать, что мальчики более постоянны в парной работе с конкретным партнёром. Организация диалога и дискуссии в ходе изучения нового материала в группах способствует лучшему его усвоению.

    Предлагаю вашему вниманию сценарий урока геометрии в 8 классе.
    Класс: 8 «А».
    Предмет: геометрия.
    Тема: «Площадь параллелограмма»
    Цель: создать условия для изучения формулы вычисления площади параллелограмма.
    Задачи:
    ■ обучающие: создать условия для формирования (мотивации, узнавания) знания формулы для вычисления площади параллелограмма; сформировать умение работать с формулой для вычисления площади параллелограмма;
    ■ развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, познавательного интереса; расширять представления учащихся об окружающем мире, поддерживать интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся;
    ■ воспитывающие: активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ; показать значимость получаемых знаний для решения боевых задач.
    Урок по учебному плану № 18.
    Тип урока — открытие новых знаний.

    Оборудование:
    1. Компьютер.
    2. Видеопроектор.
    3. Презентация «Площадь параллелограмма».

    Ход урока

    Учитель: Здравствуйте, товарищи кадеты! Прочитайте высказывания на экране. Какое из них ассоциируется с высказыванием известного полководца: «Тяжело в учении – легко в походе!»?
    Обучающиеся указывают на последнее высказывание.

    Обучающиеся указывают на последнее высказывание.

    Учитель: Предлагаю вашему вниманию задачу для сапера: «Нужно заминировать участок местности, расположенный между точками А, В, С и родником, с воздуха, используя вертолет Ми-24. Сколько требуется единиц техники для выполнения боевой задачи?».

    На экране ребятам дается информационная справка, технические характеристики вертолета Ми-24.

    Ребята в ходе дискуссии самостоятельно предлагают план выполнения боевой задачи:

    1) Узнать площадь полосы, которую может заминировать один вертолет Ми-24;

    2) Нужно узнать, сколько таких полос можно разместить на заданном участке;

    3) Нужно узнать площадь участка местности;

    4) Соединим точки на карте местности, чтобы узнать, какую фигуру представляет собой участок на местности;

    5) Найти площадь параллелограмма;

    Данный план появляется на экране:

    Анализируя план выполнения задачи, обучающиеся приходят к месту затруднения в его реализации: найти площадь параллелограмма, когда неизвестна формула для ее вычисления. Кадеты ставят первоочередную цель: узнать формулу для вычисления площади параллелограмма, называют тему урока: «Площадь параллелограмма».

    Учитель: Запишите тему урока: «Площадь параллелограмма».

    Что будем рассматривать?

    Что требуется найти?

    Каким образом можно найти площадь параллелограмма?

    Какие свойства площади вы знаете?

    Обучающиеся решают найти площадь параллелограмма через площадь прямоугольника, применяя свойство площади: площадь фигуры равна сумме площадей фигур её составляющих.

    Учитель: Вернемся к задаче сапёра. Теперь мы сможем её решить?

    Обучающиеся дают положительный ответ. Затем они в парах выполняют решение данной задачи. Потом осуществляется проверка.

    Учитель: подведем итог выполненной работы.

    Обучающиеся отмечают, что задача сапёра была выполнена и они выяснили, как найти площадь параллелограмма.

    Учитель: Найдите площадь фигуры

    Найдите неизвестную сторону

    Обучающиеся решают задачи.

    Учитель: Урок заканчивается. Товарищи кадеты, прошу высказаться по сегодняшнему уроку.

    Обучающиеся отмечают достижение сегодняшних целей урока, как учебной, так и боевой. Еще раз повторяют формулу для нахождения площади параллелограмма.

    Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание. Послушайте, какие отметки за работу на уроке вы получили (называет их с комментарием).

    Внедрение кадетского компонента в преподавание математики позволяет создать ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся, повысить мотивацию для изучения математики, а также способствует ориентации кадет на военные профессии.

    Мы в социальных сетях: