Текст: Евгения Валерьевна Батракс,
заместитель директора по ВР,
учитель ОБЖ МБОУ г. Иркутска СОШ № 27
Наталья Александровна Константинова,
заместитель директора по УВР,
учитель информатики
МБОУ г. Иркутска СОШ № 27
Александра Александровна Константинова
преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи ФГКОУ ВО ВСИ МВД России
Дополнительному образованию в любой общеобразовательной организации всегда уделяется особо внимание. С одной стороны, ясна большая роль данного направления в школе, а с другой стороны, оно зачастую становится источником разных хлопот. Это и выбор направления дополнительной образовательной и/или воспитательной деятельности, и подбор квалифицированных кадров, и составление удобного для всех участников образовательных отношений расписания. Кроме того, далеко не всегда можно быстро увидеть результаты усилий. К тому же если направления работы, результаты в которых можно продемонстрировать на выставках или соревнованиях, способных поднять репутацию или престиж учебного заведения, продвигаются (декоративно-прикладное творчество, спортивные секции), то, например, туристско-краеведческие и военно-патриотические объединения обычно не могут показать высокий результат за короткий срок. Поэтому возникает вопрос: как сделать указанные выше направления привлекательными? В средней школе № 27 города Иркутска таковым стало военно-патриотическое направление, реализуемое клубом «Медведи 27». Это не просто кружок по интересам – это сообщество неравнодушных людей, для которых слова «родина», «гражданин», «ответственность» не пустые слова из учебника, это понятия, вросшие в душу, определяющие поведение в обычной жизни. Обучающиеся, приходящие в клуб, не только знакомятся с основами оказания первой помощи, со строевой подготовкой, но и изучают историю страны, области, различные виды военной техники, разбирают тактику и стратегию сражений, повлиявших на ход истории. Участие в военно-патриотической работе позволяет ученикам применять полученные на занятиях знания и умения в практической деятельности, предвидеть, распознавать и оценивать сложившуюся ситуацию, мобильно реагировать не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычной жизни. «Медведей» отличает даже внешний вид – осанка, уверенный взгляд. Поэтому классные руководители с удовольствием приглашают ребят на классные часы, уроки истории, музейные занятия. Школьники с энтузиазмом участвуют в традиционных мероприятиях, выступают инициаторами новых. Именно ими была задумана и проведена военно-спортивная игра «Я – призывник». Рассмотрим эту игру подробнее.
Данное образовательно-воспитательное событие является завершающим в серии мероприятий в рамках подготовки к празднованию 23 Февраля. Ученики 9–11 классов должны продемонстрировать:
❶ Навыки оказания первой доврачебной помощи.
❷ Умение вязать узлы разной сложности.
❸ Навыки обращения с АК-47.
❹ Навыки действий при команде «Газы».
❺ Знания военной истории и воинских званий.
❻ Физическую подготовленность.
❼ Умение действовать в команде и искать решения.
Этапу реализации игры предшествует долгий подготовительный этап, в котором одна из ведущих ролей отводится классным руководителям и педагогам дополнительного образования, руководителю клуба. В подготовку активно включаются не только команды-участницы, но и весь коллектив класса. В практике школы были и не совсем обычные команды, например, полностью состоящие из девушек, которые становились серьезными конкурентами для команд, собранных из представителей мужского пола, что было своеобразным стимулом для первых получить более высокий результат. В последние годы военно-патриотический клуб «Медведи 27» тесно сотрудничает с ещё одной организацией дополнительного образования – МКУ ИГЦ «Патриот». Игра «Я – призывник!» нашла горячую поддержку у руководства и офицеров центра, они с удовольствием помогают слово, и делом. Обучающиеся, состоящие в клубе, под руководством курсантов и педагогов клуба «Патриот», курсантов ВСИ МВД, выпускников школы № 27, осваивают сборку/разборку автомата и другие армейские премудрости. В школе вечерами не гаснут огни – ребята приходят во внеурочное время, с удовольствием включаются в процесс тренировок. Даже если они не входят в основную команду, всегда готовы встать в строй.
В результате получается большой праздник для всей старшей школы. Надо отметить, что зрителями-болельщиками становятся не только одноклассники ребят, но и обучающиеся 7–8 классов, педагоги, родители. Учащиеся, занимающиеся в клубе, выступают не как участники игры: они примеряют на себя роль модераторов, отвечающих за отдельные этапы, за логику проведения игры в целом.
Этапы игры таковы: «Быт солдата», «Метание гранат», «Тревога», «Полоса препятствий», «Узлы», «Сборка-разборка АК-47», «Газы!», «Строевая подготовка», «Первая доврачебная помощь», «Воинские звания и знаки различия», «Знатоки военной истории». Ребята получают базовые навыки подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил РФ и учатся серьёзно воспринимать понятия «долг» и «воинская честь». Подобная же практика, совмещающая зрелищный подход и большую внутреннюю работу по формированию ответственной и высоконравственной личности, ведётся в высших учебных заведениях. Так, в ВСИ МВД существует группа барабанщиц, за которыми мы все с огромным удовольствием наблюдаем на каждом параде Победы. И нам понятно, почему, пройдя курс в военно-патриотическом клубе, наши выпускники поступают в военно-учебные заведения и институты МВД и предпочитают получать дополнительное образование уже там, в вузах. Любое направление дополнительного образования может быть востребовано не только с точки зрения внутренней работы по формированию навыков, личностных ориентиров подрастающего поколения, но и дополнительного привлечения внимания окружающих к определённым аспектам воспитания.
Так, серьёзной помощью классному руководителю или ответственному за воспитательную работу курса или группы может стать именно дополнительное образование, если им заниматься всерьёз, планомерно и учитывая особые требования обучающихся в своём образовательном учреждении. Яркие, красочные мероприятия, традиции, ритуалы, усиливающие эмоциональность, красота и торжественность проведения не только убеждают в необходимости бережного отношения к традициям и приумножения их, но и вдохновляют учеников, педагогов, сотрудников, курсантов быть достойными гражданами и патриотами.1
1 Фото в статье из архива автора.