• «Жемчужина в раковине»: история юного артиста

    18 Окт 2021
     
    11:12
     

    Текст: Марина Геннадьевна Отиева, педагог дополнительного образования МБУДО «Районный центр внешкольной работы»,
    руководитель детского театрального объединения
    «Шаг вперед», Усольский район

    Наверное, в сотый раз пересматриваю «Табурет», удивительный фильм Валерия Шевченко. За этим нарочито простым названием –
    глубокая и щемящая история про одинокое материнство, про детство мальчишки, не защищённое отцовским плечом, про горькую науку понять и простить чужую, но оттого не менее ценную правду.
    Главный герой картины Борька каждую ночь видит во сне отца. Не знакомого, близкого и понятного, а такого, знаете, отца – как обобщенный образ, что ли… Борька – безотцовщина. Как и Вовка, который сыграл главную роль в этом фильме.

    Владимир Выходцев в роли Питера Пэна


    «Самая большая находка – это наш Борька, юный артист из Мишелёвки Володя Выходцев», – рассказывает Валерий Шевченко. Долго не могли найти мальчика на эту роль. Было немало проб, но всё не то, не то. За день до сьёмок Валерию Шевченко позвонил Валерий Кирюнин, который много лет возглавлял Дом народного творчества и все творческие коллективы области знал как свои пять пальцев. Кирюнин вспомнил, что видел в одном сельском спектакле в роли Маленького принца парнишку – Володю Выходцева… Срочно позвонили в Усолье, потом в Мишелёвку – и вся деревня бегала, Вовчика искала, пока он на речке с мальчишками рыбу ловил. А тут – быстро собирайся, мама ждёт, срочно надо в Иркутск ехать. Так наш Вовчик попал в кино.

    Кадр из фильма «Табурет». В роли Борьки – Владимир Выходцев

    За два года до этого на занятия детского театрального объединения «Шаг вперёд» пришли «глаза»… Карие, глубокие, очень застенчивые. В тот момент я увидела только эти глаза. Глаза принадлежали Володе Выходцеву. Мальчик сел в конце зала и на приглашение выйти на сцену и позаниматься с другими детьми отвечал: «Я посижу». Вжатый в кресло, просидел он неделю, две, три… Так и не вышел, всегда отвечал: «Я посижу». Потом исчез. Несколько дней мальчика не было, и я побежала его искать. Так я узнала, где и в каких условиях живёт Володя, о сложностях в семье, о том, что мальчишку забрали в детский дом. И поехала я в этот детский дом. Разговор с Володей был коротким: «Будешь играть роль чайки, которая хотела летать больше всего на свете?» Вовка неуверенно ответил: «Буду». Я не знала в тот момент, как и что будет. Приезжала раз в неделю, мы занимались актерским мастерством, читали сценарий, размышляли над вечными вопросами. Самым интересным упражнением для Володи был поиск в себе таких качеств, которые позволяют выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Благодаря этому в моей копилке появилось ещё одно упражнение – «Жемчужина в раковине»: поиск в себе того, что является вашим наивысшим достоинством и самыми сильными способностями. В детском доме Вовка прожил месяц. Потом он вернулся в семью и стал приходить на занятия. По возвращении Володи мы уже точно определились, какой спектакль будем ставить. Это был наш летучий «Чайка по имени Джонатан Ливингстон, или Всем даны крылья» по произведению Ричарда Баха. Вовка играл роль Флетчера – чайки, которая очень хотела научиться летать. Мальчик учился самоотверженно, с жадностью впитывал всё новое, как чайка Флетчер. И наконец Вовка-Флетчер полетел!
    Потом были разные роли – Маленький принц, Питер Пэн, Данко. Много второстепенных ролей, за которые Володя Выходцев получал самые высокие награды. В ноябре 2011 года мальчик стал лауреатом благотворительного аукциона «Нота До» (фонд Дениса Мацуева). За три дня до награждения и концерта «Нота До», на котором Володя был ведущим, у него умерла мама. Не каждый взрослый после такого потрясения мог бы выйти на сцену и с достоинством провести большое и ответственное мероприятие.

    Владимир Выходцев и режиссёр фильма «Табурет» Валерий Шевченко


    Но Вовка одиннадцати лет – борец с удивительной трудоспособностью, оттого и талант. Молчаливый, очень скромный, какой-то очень глубокий талант. Валерий Шевченко так и говорил после съёмок «Табурета»: «Он удивительно точно понимает режиссёра, моментально и безоговорочно верит в предлагаемые обстоятельства, изумительно подвижен душевно.
    В кадре никогда не работал, но, вы не поверите, у всех у нас было такое ощущение, словно у Вовчика за плечами солидное съёмочное прошлое».
    – Сниматься будем? – спросил Валерий Шевченко при знакомстве с
    мальчиком.
    – Будем! – уверенно ответил Вовчик, уже умеющий летать.
    И напоследок. Валерий Вадимович Шевченко был моим первым пе-
    дагогом по пантомиме и актерскому мастерству.1


    1 Фото в статье Марины Свининой.

    Мы в социальных сетях: