• Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ОПОП СПО в ГБПОУ ИО ИРКПО в период распространения коронавирусной инфекции: опыт и перспективы

    21 Июл 2021
     
    15:26
     

    Текст: Галина Федоровна Кудрявцева,
    директор ГБПОУ ИО ИРКПО

    В 2020 году в условиях распространения коронавирусной инфекции большинство образовательных организаций страны, в том числе учреждения среднего профессионального образования, по рекомендации Министерства просвещения РФ приняли решение о переходе на удаленное функционирование (так называемый дистант). Введение самоизоляции на территории Иркутской области потребовало использования в образовательном процессе в Иркутском региональном колледже педагогического образования (далее – колледж) электронного обучения и дистанционных технологий.

    Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, раскроем ключевые понятия, регламентирующие эту деятельность.

    Большинство современных авторов, описывая опыт, демонстрируют многообразие подходов к вопросам реализации опосредованного обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), при этом синтезируя их в понятие «дистанционное обучение». Так, Аделова Р. Р., Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р., Ерофеевская Н. и др. рассматривают дистанционное обучение в контексте формы обучения [3, 4, 7], тогда как Пьянников М. М., Поддубная И. А. и др. – в контексте вида обучения [5, 6] при реализации образовательных программ. Такие подходы ведут к функционально-смысловому диссонансу. Причины, вызывающие диссонанс, определяются разночтением смыслового наполнения дефиниции, что приводит к необходимости уточнения ключевых понятий.

    Следует отметить, что ни в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни в других нормативно-правовых актах в области образования не содержится отдельной статьи, посвященной дистанционному обучению как непосредственно «обучению», виду, уровню или форме обучения. Термин «дистанционное обучение» используется лишь в научном и практическом (бытовом) употреблении. На наш взгляд, употребление данного понятия в контексте рассматриваемого вопроса ведет к разночтению в понимании существующих форм и видов обучения.

    Правовые основы использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях закреплены в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон). Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, с. 20].

    С точки зрения закона, данные понятия связаны с техническим обеспечением процесса их применения, но не являются синонимичными. В отношении дистанционных образовательных технологий указано, что взаимодействие обучающихся и педагогических работников происходит опосредованно (на расстоянии), тогда как при электронном обучении не требуется обязательного (опосредованного) взаимодействия обучающегося и педагогического работника. На наш взгляд, ДОТ можно отнести к педагогическим технологиям (технологиям организации педагогического процесса), так как происходит взаимодействие обучающегося и педагогического работника. Поэтому образовательный процесс, основывающийся на применении дистанционных образовательных технологий, рассматривается нами с точки зрения традиционной педагогики.

    В методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Министерства просвещения РФ приведена примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]. Образовательным организациям предоставлен свободный выбор инструментов по реализации ОПОП СПО с применением электронного обучения и ДОТ (платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний и промежуточной аттестации.

    Необходимо отметить, что экстренный перевод на опосредованное взаимодействие преподавателей и студентов колледжа с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не стал барьером при реализации ОПОП СПО. С 2016 года колледж располагает собственной информационно-аналитической системой «Menter», объединяющей несколько информационных модулей для создания 176 электронных учебно-методических комплексов учебных дисциплин / профессиональных модулей, создающих единую цифровую образовательную среду.

    Электронный учебно-методический комплекс (далее – ЭУМК) учебной дисциплины / профессионального модуля – это совокупность регулярно обновляемой учебно-методической документации, регламентирующей цель, ожидаемые результаты, содержание учебной дисциплины / профессионального модуля, объединенная единой цифровой образовательной средой.

    ЭУМК предназначен для реализации ФГОС СПО по конкретной учебной дисциплине / профессиональному модулю, который до марта 2020 года использовался в полном или частичном объеме при применении электронного обучения и ДОТ в целях обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, при реализации обучающимися индивидуальных учебных планов, заочной форме обучения.

    При создании электронного учебно-методического комплекса (далее – ЭУМК) в колледже используются BookView (программа для создания электронных образовательных ресурсов), Moodle (система дистанционного обучения), TestLab (программа для создания, редактирования тестов).

    ЭУМК, размещенные в информационно-аналитической системе «Menter», располагаются на серверах колледжа. Педагогические работники и студенты колледжа имеют разграниченный доступ к информационно-аналитической системе «Menter» через официальный сайт колледжа посредством использования браузера любого электронного устройства.

    В 2019–2020 году педагогическими работниками колледжа разработаны 598 ЭУМК для реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Прирост ЭУМК по колледжу по сравнению с 2018–2019 учебным годом составил 36%, отдельно по специальностям он представлен в таблице.

    Дистанционные образовательные технологии реализуются педагогическими работниками колледжа с помощью системы дистанционного обучения Moodle, облачных технологий ZOOM, TrutConf, just, мессенджеров Viber, WhatsApp. Эти системы ДО и облачные технологии позволяют проводить как групповые, так и индивидуальные учебные занятия при опосредованном взаимодействии участников образовательного процесса, инструкции по работе с различными облачными технологиями, мессенджерами и т. п., которые размещены на официальном сайте колледжа для всех участников образовательного процесса.

    В 2019–2020 учебном году период реализации ОПОП СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий составил 3,5 месяца. Анализ качества знаний по результатам промежуточной и итоговой аттестации существенно не изменился. Качество знаний студентов стабильно: по промежуточной аттестации в среднем по колледжу составляет 78 %, по ГИА – 90 %. На наш взгляд, высокие показатели качества знаний студентов – это результат ответственного отношения педагогических работников колледжа к освоению и реализации электронного обучения и ДОТ, но и высокий уровень мотивации студентов в получении качественного образования сыграл здесь свою роль.

    Необходимо отметить, что при реализации учебных дисциплин / профессиональных модулей с применением электронного обучения и ДОТ педагогические работники и студенты колледжа столкнулись со следующими проблемами:

    ■ низкий уровень сигнала информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанный с недостаточной развитостью информационно-коммуникационных инфраструктур в разных регионах Иркутской области;
    ■ лимитированное количество студентов, входящих в одновременно разрешенную группу для подключения к видеоконференции, например, TrutConf, just;
    ■ несоответствие программного обеспечения электронных устройств участников образовательного процесса, например, если у них разные версии Microsoft Office (более ранняя – XP и поздняя – Windows 10), это приводит к невозможности открытия документа, созданного в программе Word;
    ■ недостаточное количество современных электронных устройств у некоторых студентов, входящих в социально не защищенную группу, например, многодетные и малоимущие семьи;
    ■ низкий уровень навыка самостоятельного подключения к видеоконференции, например, у первокурсников.

    Следует отметить, что, по данным мониторинга, процесс перехода всех участников образовательного процесса на реализацию образовательных программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не занял у них много времени (85 % от всех опрошенных). 67 % от всех опрошенных педагогических работников отметили высокую трудоемкость при создании ЭУМК в экстремально короткий срок. 43 % от всех опрошенных студентов отметили, что новый формат работы требует определенной социально-психологической адаптации, связанной с решением вышеуказанных проблем.

    На сегодняшний день не все программы учебных дисциплин / профессиональных модулей полностью адаптированы для реализации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Работа в этом направлении продолжается.

    Залогом успеха колледжа в цифровом образовательном мире является разработка и доставка потребителю (студенту) высококачественного контента в формате реализации учебной дисциплины / профессиональный модуль с применением электронного обучения и ДОТ, который как продукт и услуги обучения способствует продвижению колледжа на рынке образовательных услуг.

    Список литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2018. 144 с.
    2. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
    3. Аделова Р. Р. Дистанционное обучение – одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Международный педагогический портал». URL: https://solncesvet.ru/ opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenieodna-iz-form-o/ (дата обращения: 18.11.2020).
    4. Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=29830 (дата обращения: 18.11.2020).
    5. Пьянников М. М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» [Электронный ресурс] // Педагогика. 2010. № 1. С. 41–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-oponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoeobrazovanie/viewer (дата обращения: 18.11.2020).
    6. Поддубная И. А. Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. Сайт «Академия развития творчества». URL: https://www.art-talant. org/publikacii/26256-distancionnye-obrazovatelynyetehnologii (дата обращения: 18.11.2020).
    7. Ерофеевская Н. Удаленное образование: плюсы и минусы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. Сайт журнала «SUNMAG». URL: https://sunmag.me/ interesnoe/udalennoe-obrazovanie.html (дата обращения: 18.11.2020).

    Мы в социальных сетях: