Текст: Лола Абдурахмановна Муратова,
заместитель директора МОУ «СОШ № 4 им. Д. М. Перова»
г. Саянска
Учитель – мужская профессия, недаром это существительное мужского рода. Воспитанные на образах педагогов В. Тихонова,
О. Борисова, А. Петренко, С. Юрского, мы прекрасно видим преимущества учителей-мужчин, в современной школе они на вес золота…
Нашей школе повезло: с первого дня открытия школы, а значит, уже почти тридцать пять лет (!) здесь работает Станислав Петрович Казанцев. Его уроки назывались по-разному: «Начальное военное обучение», «Начальная военная подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности», но суть оставалась одной и той же – он прививает учащимся навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома и на улице.
С. П. Казанцев не только преподаёт ОБЖ, он руководит патриотическим клубом «Родина», в котором воспитывает зарничников и юнармейцев. А ещё его предки несли службу Отечеству: дед, Гавриил Иванович Ходырев, Георгиевский кавалер IV степени, принимал участие в боях Русско-турецкой войны, в сражениях на Кавказе. Отец, Пётр Артемьевич Казанцев, кавалер ордена Славы III степени, участник Великой Отечественной войны, был преподавателем военного дела. Наверное, поэтому в судьбе Станислава Петровича так гармонично переплелись родовые качества: учительское и военное. Отслужив в пограничных войсках на Дальнем Востоке, Станислав поступил в Красноярский государственный педагогический институт.
«…многие воспитанники Станислава Петровича выбирают военную специальность»
Без него невозможно представить наши школьные Вахты Памяти, когда юнармейцы торжественно маршируют по площади Героя в своём первом военном параде, вытянув носки и чеканя шаг, осознавая свою сопричастность к великой истории родного Отечества. Его воспитанники в личном и командном первенстве участвуют и занимают призовые места на мероприятиях межрегионального, областного, всероссийского уровней. Поэтому неудивительно, что многие подопечные Станислава Петровича выбирают военную специальность, связывая свою жизнь со служением стране. Когда они (уже «настоящие» военные, решительные и подтянутые) вышагивают по школьным коридорам, все понимают: идут с «отчётом» к своему наставнику.
Вот только одно письмо в адрес Станислава Петровича от выпускника школы № 4, теперь уже старшего лейтенанта Павла Садохина: «Благодаря Станиславу Петровичу в выпускном классе я определился с выбором жизненного пути и твёрдо знал, что буду военным. Теперь я сам старший лейтенант, через год уже капитан… И ни разу я не пожалел о сделанном выборе, думаю, что никогда не пожалею, да просто не могу, потому что этот человек верит в меня … А подвести его мне не позволит совесть».
Быть учитель – это образ жизни, при котором расставляются свои приоритеты. Высокие нравственные ценности и общечеловеческая
мораль – главные принципы кодекса чести учителя. А если этот учитель мужчина, то он обязательно привнесёт в основы педагоги-
ческой деятельности рыцарское отношение к женщине, понятие мужского слова, отцовское отношение к ученикам.1
1 Фото в статье из архива С. П. Казанцева.