• «Ему выпала доля провожать учащихся со школьной скамьи на фронт»: Иннокентий Григорьевич Дадуев

    17 Авг 2020
     
    16:13
     

    Текст: Светлана Белая,
    учащаяся 10 класса «А» МБОУ «Боханская СОШ № 1»

    Иннокентий Григорьевич Дадуев родился 27 апреля 1892 (1900) г. в улусе Заглик Боханского аймака Иркутской губернии.

    В семилетнем возрасте Иннокентий стал учеником двухклассной инородческой школы в улусе Бохан: семья заботилась, чтобы дети получили образование, могли достойно идти по жизни. По завершении обучения в школе поступил в Жердовское сельскохозяйственное четырёхгодичное училище, одновременно в 1913 г. окончил годичный педагогический класс. В 1914 г. был назначен практикантом на Уриковский агропункт Иркутского уезда. В 1915–1917 гг. работал агрономом в с. Тунка, а с 1918 по 1920 г. – учителем школы первой ступени в с. Буреть Боханского района. Иннокентий Григорьевич любил рисовать, поэтому в 1920 г. стал учеником студии-мастерской художника И. Копылова при Иркутском художественном училище. По окончании училища в 1923 г. он переехал в Верхнеудинск. С 1924 по 1929 гг. работал в Бурятском педагогическом техникуме преподавателем рисования и естествознания. Не напрасно были потрачены годы: он упорно искал себя, своё будущее, место в жизни. «Иннокентий Григорьевич был душой ученического коллектива…»
    В 1929 г. семья Дадуевых переехала в Хоринск. С этого времени вся
    дальнейшая судьба Иннокентия Григорьевича была связана с этим се-
    лом. Вначале он работал агрономом в райЗО. Известно, что Иннокентий Григорьевич завез впервые в Хоринский район племенной крупнорогатый скот. С 1927 по 1933 гг. трудился в Хоринской школе крестьянской молодёжи. В 1933 г. школа стала
    средней, Иннокентий Григорьевич вёл уроки естествознания, рисова ния, биологии, позже преподавал в начальных классах.
    Его ученица Е. Б. Павлова любила уроки рисования, так как учитель давал много знаний ученикам, интересно рассказывал, любил при случае пошутить. На уроке рисовали с натуры, он требовал, чтобы соблюдали светотени, вырабатывали глазомер, учились видеть пропорции. Другие ученики увлекались художественной самодеятельностью, ставили спектакли. Иннокентий Григорьевич был душой школьного коллектива: консультант постановок, художник по костюмам и декорациям, да и сам принимал участие в их изготовлении. В школе тогда оборудовали сцену и комнату для подготовки выступающих.
    Ещё одна грань характера учителя находила выражение в его личном отношении к людям. Слова благодарности за поддержку ему выражали дети репрессированных, семьи которых были высланы из Монголии. А Цырма Цыбиковна, внучка старейшего учителя Цыдена Сахияева, рассказывала, что в 1937 г. её с одноклассницей вывели из кабинета и объявили им об исключении из школы, говоря, что они дети врагов народа. Только заступничество Иннокентия Григорьевича и других учителей дало им возможность остаться в школе и окончить семь классов.

    Руководство школой во время войны

    В 1941 г. многие мужчины ушли на фронт. Колхозные трактора стояли: некому было работать. Осенью при школе были организованы курсы трактористов для старшеклассников. Руководил ими Иннокентий Филиппович Харитонов, механик МТС. Иннокентий Григорьевич организовал для учащихся 5–6 классов изучение сельхозмашин. Он учил детей обрабатывать землю плугом, боронить, сеять вручную хлеб, вязать снопы.
    В 1942 г. Иннокентия Григорьевича назначили директором школы. Об этом периоде очень хорошо написала выпускница 1945 г.
    Д. Г. Елизова: «На его плечи легли тяготы войны: голод, холод, недостаток учителей, не было бумаги, мела, чернил и т. д. Заготовка дров и ремонт школы осуществлялись своими руками. Учащиеся по 3–4 человека от класса по графику топили в школе “свою” печь. А Иннокентий Григорьевич ночами ходил и проверял качество топки, дежурство в школе. Фактически он не спал, нёс свою бессменную вахту».
    Директор пользовался большим уважением и любовью учащихся. Все его ученики вспоминают, что он никогда не повышал голоса, в любой ситуации мог разобраться спокойно.
    Школа ежегодно заготавливала 1 400 кубометров дров, засеивала 1 га земли пшеницей, 2 га – овощными культурами. В целях расширения продовольственных фондов для горячих завтраков заготавливали ягоды и грибы. Также участвовали в сельхозработах на колхозных полях. Систематически выступали с лекциями и докладами, организовывали читки газет на фермах и обеспечивали учёбу в школе. Была организована агитбригада, не оставался в стороне от этой работы и Иннокентий Григорьевич.
    При школе работали многие кружки, где велась подготовка снайперов, лыжников, сестёр милосердия. Цитирую письмо
    Д. Г. Елизовой: «Иннокентий Григорьевич был приписан к военкомату. Наряду с юношами он принимал участие в марш-бросках, где нужно было бежать с полным снаряжением. Мы, дети, очень любили его, часто бежали рядом. Нас называли “седьмая рота”. Так мы выражали свою любовь к этому пожилому человеку, и нам казалось, что помогаем ему бежать».
    Учащимся и учителям приходили с войны похоронки. Иннокентий Григорьевич переживал за всех, находил слова утешения, вдохновлял на учёбу и на труд. Ему выпала доля провожать учащихся со школьной скамьи на фронт. Он с болью в душе понимал, куда провожает и что их там ждет. Всё это нужно было пережить. И он пережил и выстоял с честью, только голова стала седой. Многолетний и плодотворный труд, заслуги И .Г. Дадуева отмечены наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», знаком «Отличник народного просвещения». Ему присвоены звания «Заслуженный учитель БМАССР», «Заслуженный учитель школ РСФСР». И. Г. Дадуев избирался депутатом аймачного
    Совета в 1950, 1953, 1955, 1957 гг. Был делегатом Республиканского съезда работников просвещения в 1967 г.
    В Хоринской школе Иннокентий Григорьевич проработал до выхода на пенсию, его фотография заняла достойное Портрет Иннокентия
    Григорьевича Дадуева место среди таких же известных людей на школьном стенде. Он смотрит на нас и, возможно, думает: «А кто из этих девчонок и мальчишек прославит школу в грядущем?»1

    Список литературы

    1. Болдонова Д. Е. Материалы выступления на Борголовских чтениях, посвящённые директору Дадуеву И. Г. / Д. Е. Болдонова. – 28 января 2011 г.
    2. Содномов А. Драматург, учитель, живописец. // Бурятия. – 1991. – 18 мая.
    3. Соктоева И. И. Дадуев Иннокентий Григорьевич: кратк. биогр. сведения: [живописец] // Соктоева И. И. Художники Бурятии / Инесса Ильинична Соктоева, Маргарита Валерьяновна Хабарова. – Л., 1976. – С. 123–124.

    1 Материалы и фотографии из архива музея МБОУ «Хоринская средняя школа № 1 им. Д. Ж. Жанаева».

    Мы в социальных сетях: