• Психологическая безопасность ребёнка: основные источники угроз

    13 Авг 2020
     
    14:16
     

    Текст: Гавриил Александрович Радионов,
    старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО

    Человек понимает, что он в безопасности, когда чувствует себя защищённым как от внешних, так и от внутренних угроз. А когда ребёнок находится дома под присмотром взрослых – нам спокойно, ведь наше чадо под контролем, а значит, в безопасности. Но так ли это на самом деле? Физическая сохранность – это ещё не повод думать, что нам и нашему ребёнку ничего не угрожает. Для полноценного развития личности ребёнка важно, чтобы его окружение было психологически безопасным.

    Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы её психическому здоровью. Так, например, под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое её состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении. Так что же может причинить вред психическому здоровью ребёнка?

    1. Манипулирование детьми.

    Классические примеры манипулирования детьми можно увидеть, когда родители в конфликте друг с другом «подключают» ребёнка. Хуже того, если они уже в разводе и каждый стремится привлечь ребёнка на свою сторону, предлагая ему что-либо взамен.

    • Внешнее окружение, создающее нервно-психическое напряжение.

    Если ребёнку некомфортно находиться дома, в детском саду, школе, значит, есть что-то или кто-то, кто создаёт дискомфорт, который приводит к напряжению как физическому, так и психическому. Следствием такого напряжения могут стать даже физические болезни.

    • Несоблюдение санитарно-гигиенических требований, скудность питания.

    Физические неудобства, постоянные болезни, голод являются дополнительными причинами, которые провоцируют ощущение психологического дискомфорта ребёнка.

    • Интеллектуально-физические и эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности, однообразие будней.
    • Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых.
    • Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение. Ребёнку в возрасте до 12 лет необходим более старший «сопровождающий», у подростков отсутствие таких правил вызывает сопротивление общепринятым нормам и провоцирует асоциальное поведение.

    Изложенные выше пункты, как правило, приводят к внутренним переживаниям, усиливающим ощущение «психологической опасности». К ним можно отнести осознание ребёнком своей неуспешности на фоне других детей, прямую зависимость от взрослого, рождающую чувство беспомощности в ситуациях, требующих самостоятельности.

    Поэтому так важно именно взрослым уметь отделять полезную для ребёнка информацию и информацию опасную – такую, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение. И самым популярным дезинформатором для наших детей является сеть Интернет.

    Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном:

    ■■ чрезмерная увлечённость интернет-пользованием, онлайн-играми;

    ■■ риск вовлечения в онлайн-казино;

    ■■ риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

    ■■ риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

    ■■ риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;

    ■■ риск попадания на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребёнка.

    Что способствует попаданию ребёнка в ситуацию отсутствия психологической безопасности?

    Для того чтобы помочь ребёнку справиться с интернет-рисками, необходимо в первую очередь понять, что единственно возможным вариантом помощи является Ваше участие в жизни ребёнка, включая и виртуальную реальность, «онлайн-мир» ребёнка, погружение именно в его информационное пространство. Зачастую родитель не хочет разбираться в том, чем же на самом деле занят ребёнок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребёнком.

    Такое родительское поведение усугубляет желание ребёнка углубиться в свою увлечённость, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя осознать причины, подталкивающие ребёнка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребёнком как уклонение от ведения диалога с ним, отказ от общения, отказ понимать его.

    При этом ребёнок, чувствуя себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребёнок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг. При возникновении конфликтов, основой которых является чрезмерная увлечённость Интернетом со стороны ребёнка, для нормализации ситуации родители чаще всего используют следующие фразы:

    – «Да ты болен!» (вешаем ярлыки);

    – «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил / почитал / поиграл» (обвиняем, ругаем и стыдим);

    – «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница всё успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» (угрожаем, требуем от ребёнка мгновенных изменений; сравниваем его с другими детьми).

    Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребёнка в том, в каких группах он состоит, и немедленного выхода из всяких сообществ. Всё это приводит к обострению конфликтов в семье, росту взаимонепонимания и, как следствие, эмоциональному отдалению ребёнка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, проблемы в общении с близкими и значимыми людьми является причинами попадания ребёнка в ситуацию отсутствия психологической безопасности. Мы должны понимать, что даже самые жёсткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

    Что следует сделать, чтобы обеспечить психологическую безопасность ребенка?

    Наблюдать за своими детьми внимательно, проявлять интерес, постараться понять, что они чувствуют, как мыслят. Это легче сделать, если поставить себя на их место. Искренне интересоваться тем, что увлекает их в Интернете. А самое главное, следует наблюдать за собой. Наблюдение за собой позволит заметить, что именно в поведении ребёнка провоцирует реакцию родителя, создающую психологически небезопасную обстановку. После идентификации триггера легче понять мотивы, чувства и мысли ребёнка. А их понимание приведёт ко взаимопониманию и доверию. И тогда окружение станет психологически более безопасным для Вашего ребёнка!

    Мы в социальных сетях: