• Суицидальное поведение среди детей и подростков: причины его возникновения и способы предотвращения

    13 Авг 2020
     
    13:59
     

    Текст: Людмила Николаевна Бабинцева,
    старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
    ГАУ ДПО ИРО

    Что нужно сделать для того, чтобы детей оградить от суицида?

    В первую очередь следует разобраться с данным феноменом, понять, в результате чего он возникает. Далеко не каждый подросток, решающийся на самоубийство, имеет истинное желание уйти из жизни. В основном под этим кроется желание обратить на себя внимание; рассказать значимым взрослым о том, что есть проблема непреодолимой силы, с которой нет возможности справиться в данный момент; призыв к изменению отношения к нему или тем условиям, в которых ребёнок проживает; способ уйти от психического, физического или сексуального насилия.

    Почему возникает мысль о суициде?

    Причин суицидального поведения среди детей и подростков достаточно много. Основной из них является дисгармония в семье. Это различного рода насилие по отношению к ребёнку, развод родителей, смерть одного из них, эмоциональное отвержение членами семьи, непонимание и обесценивание возрастных потребностей, проблем школьника и многое другое. Кроме семейных проблем, причинами суицидального поведения у несовершеннолетних могут являться неразделённая любовь; школьные конфликты, которые связаны с жестоким отношением и унижением подростка (травля в реальной и в виртуальной жизни) как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов; различного рода криминальные конфликты, где ребёнок пытается либо избежать наказания за совершённое противоправное деяние, либо уйти от принуждения к таким действиям; употребление алкоголя и психоактивных веществ.

    Чтобы преодолеть кризисные моменты, связанные с этими причинами, родителям необходимо уделять внимание ребёнку, оказывать поддержку и проявлять любовь, демонстрировать серьёзное отношение к любым его проблемам (даже если они кажутся незначительными и смешными), уметь не просто слушать подростка, но и слышать, поддерживать его, помогать разбираться в различных жизненных ситуациях и учить его действовать исходя из сложившихся обстоятельств.

    Не менее важной причиной ухода из жизни является экзистенциальный кризис смерти, с которым сталкиваются подростки. В этом возрасте происходит зрелое понимание смерти – ребёнок осознаёт тот факт, что и он тоже смертен. Ему начинает казаться, что один из выходов из этого кризиса – это самоубийство. Доктор психологических наук, профессор В. В. Козлов говорит о том, что такое поведение можно назвать манифестацией взрослости. И здесь можно проводить только предупредительную работу. Прививать детям любовь к жизни, помочь постигать смысл жизни, учить наслаждаться самой жизнью [2].

    Кто может помочь ребёнку?

    Родители и значимые близкие играют особую роль в предотвращении суицидального поведения у подростков. Если в семье любят, принимают и понимают, а также помогают выйти из сложных жизненных ситуаций, то никакие проблемы, возникающие в жизни подростка, не толкнут его к такому шагу.

    Но как быть тем детям, которых родители не принимают, отвергают, не понимают и которым не помогают? Кто бы мог помочь ребёнку в такой ситуации, кроме родителей? Детский психиатр М. И. Буянов в своей книге «Ребёнок из неблагополучной семьи» пишет о том, что помочь могут педагоги: «…ведь они могут благоприятно повлиять на формирующуюся психику ребёнка…» [1, с. 5], «роль школы растёт, она частично заменяет ребёнку семью…» [1, с. 13]. Также автор пишет о том, что учителя могут оказывать большую помощь детям, влиять на семьи, особенно неблагополучные [1].

    Но, к сожалению, зачастую можно наблюдать, что и в школе ученики могут ощущать себя ненужными. Лично мне приходилось слышать от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, тех, кто призван помогать детям в трудных ситуациях, следующее: «Расскажите, как можно подстраховать себя, если вдруг в школе произойдёт суицид».

    Не как помочь ребёнку в такой сложной ситуации, не как его спасти, уберечь от непоправимого, а КАК СЕБЯ ПОДСТРАХОВАТЬ. Также часто можно услышать: «А что мы можем?» Тем не менее может педагог многое, в том числе заметить кризисное состояние подростка, поддержать его, помочь ему в сложной ситуации. Ещё нужно учитывать тот аспект, что, по статистике, треть всех подростков, покончивших жизнь самоубийством, не была занята никакой полезной деятельностью. Поэтому в школе можно организовать жизнь детей так, чтобы они были заняты полезным делом и считали себя нужными, чтобы их жизнь была наполнена смыслом. По мнению Д. И. Фельдштейна, главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность [3].

    Но важно помнить, что жизнь детей должна быть организована рационально, не следует перегружать деятельность ребёнка, это приводит к усталости и тем самым подталкивает к суицидальному поведению. Это должны помнить не только педагоги, но и родители.

    Чтобы жизнь ребёнка была свободной от суицида, необходимо, чтобы все взрослые, которые воспитывают своих детей, работают с подрастающим поколением и имеют влияние на формирование детской психики, на становление личности, принимали и понимали их, помогали им в сложных ситуациях, ведь ничего не может быть ценнее детской жизни и счастливой улыбки ребёнка?..

    Список литературы

    1. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи : записки детского психиатра : книга для учителей и родителей / М. И. Буянов. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.

    2. Козлов В. В. Психология смерти / В. В. Козлов, М. В. Кукина. – М. : Институт консультирования и системных решений, 2016. – 376 с.

    3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.

    Мы в социальных сетях: