• Конкурс – это движение, возможности, перспективы!

    10 Авг 2020
     
    15:23
     

    Текст: Инна Сергеевна Пешня,
    руководитель центра развития инновационного опыта
    ГАУ ДПО ИРО

    В 2020 году в рамках Дорожной карты выполнения работ по мероприятию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» состоялся конкурс среди муниципальных образовательных организаций, государственных образовательных организаций, муниципальных методических служб и организаций/учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ, представителей профессиональных педагогических объединений Иркутской области. На страницах журнала, а также на сайте издания мы публикуем материалы организаторов, экспертов и участников конкурса.

    Многие задаются вопросом: участвовать в конкурсах или нет, тратить ли на это своё драгоценное время? Наш ответ – однозначно ДА! Конкурс – это среда, где рождаются новые смыслы и мотивы, стимулирующие нас на лидерство, где раскрывается творческий потенциал, где появляется возможность заявить о своих идеях всему профессиональному сообществу. Эту же позицию разделяют участники конкурса, проводившегося в Иркутской области в рамках Дорожной карты выполнения работ по мероприятию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» среди муниципальных образовательных организаций, государственных образовательных организаций, муниципальных методических служб и организаций/учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ, представителей профессиональных педагогических объединений Иркутской области. Педагогические и управленческие команды представляли 14 муниципалитетов Иркутской области: города Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Саянск, Свирск, Черемхово, Усолье-Сибирское; Ангарский и Зиминский городские округа; Шелеховский, Нижнеилимский, Заларинский районы; Иркутское районное и Усть-Кутское муниципальные образования.

    Цель конкурса заключалась в выявлении лучших региональных практик, направленных на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС общего образования посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.

    На конкурс были представлены практические материалы по следующим направлениям:

    1) разработка и реализация основных образовательных программ (НОО, ООО, СОО) с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

    2) обучение детей с ОВЗ;

    3) интеграция общего и дополнительного образования для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС с учётом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

    4) повышение квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей).

    Среди 29 участников конкурсного отбора экспертной комиссией были выбраны в каждом направлении по 1 победителю и 3 призёра. Практики победителей продемонстрировали, как можно успешно решать стратегические задачи образовательной политики в направлении «Разработка и реализация основных общеобразовательных программ (НОО, ООО, СОО) с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)», и доказали, что эффективность решения государственных задач зависит во многом от управленческих навыков. Так, МБОУ «СОШ № 35 г. Братска» представила эффективный управленческий инструмент организации работы коллектива по проектированию основной образовательной программы среднего общего образования.

    В направлении «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)» успешно прошли экспертизу практики по созданию необходимых условий в целях получения качественного образования для детей с ОВЗ, развитию навыков конструкторской, проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС и организации оздоровительно-образовательного пространства в образовательной организации.

    Направление «Интеграция общего и дополнительного образования для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС» было представлено решениями, получившими высокую экспертную оценку по организации многопрофильной образовательной среды с учётом возможностей и потребностей местного сообщества, формированию у детей осознанной потребности в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач, организации помощи обучающимся в достижении высоких результатов с включением родителей в процесс обучения («Английский с мамой»).

    Возможности организации методического сопровождения реализации национального проекта «Образование» на муниципальном уровне, позволяющего решать необходимые задачи развития профессиональной компетентности педагогов, были представлены в направлении «Повышение квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС».

    Среди методических ресурсов, успешно прошедших региональную экспертизу, были следующие: «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования» МАУ ДПО «Центр развития образования» МО г. Братска, «Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО» МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» Ангарского ГО, «Методические аспекты разработки «хороших» учебных заданий для мониторинга формирования УУД по предмету “Информатика”» МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» Ангарского ГО.

    В 2020 году Иркутская область стала получателем субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации государственной программы Иркутской области «Развитие образования».

    Комплекс основных мер, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС, концепций преподавания отдельных предметов и поддержки сетевых методических объединений в 2020 году для системы образования Иркутской области, охватывающей 465 420 детей, включая 145 761 дошкольника и 319 659 школьников, обучающихся в 1 833 общеобразовательных организациях, включает такие направления, как:
    1. Повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих работников общеобразовательных организаций, специалистов органов местного самоуправления муниципальных районов.
    2. Разработка «Дорожной карты» внедрения и реализации принятых концепций учебных предметов (предметных областей) на период 2020–2022 гг.
    3. Создание общественно-профессиональных объединений учителей-предметников, в т. ч. сетевых сообществ учителей бурятского языка, учителей астрономии.
    4. Обеспечение поддержки созданных сетевых сообществ, в т. ч. на открытых онлайн-платформах.
    5. Создание школьных ИБЦ, отвечающих современным требованиям, и пополнение фондов школьных ИБЦ электронными изданиями.
    6. Выявление и описание лучших региональных практик модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС ОО посредством разработки концепций преподавания учебныхпредметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений.
    7. Проведение межрегиональных и региональных мероприятий в целях публичной презентации лучших практик с участием носителей лучших региональных практик во Всероссийском мероприятии.

    ***

    МБОУ «СОШ № 35» МО г. Братска:
    Марина Васильевна Лебедева, директор

    Татьяна Витальевна Уварова,
    заместитель директора по научно-методической работе

    Оксана Викторовна Перминова,
    заместитель директора по воспитательной работе

    Об организационно-технологической модели проектирования основной образовательной программы среднего общего образования как инструменте внутрикорпоративного обучения

    С 1 сентября 2020 года все школы России приступят к реализации ФГОС СОО. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал успешно и безболезненно, образовательным организациям необходимо создать условия для формирования готовности педагогических работников к реализации ФГОС СОО, что выражается:

    ■■ в принятии идеологии ФГОС СОО и понимании педагогами его сущности и требований;

    ■■ в осознании педагогами новых планируемых результатов и возникновении потребностей в поиске и применении новых образовательных технологий, методов, приёмов, которые обеспечивают достижение новых образовательных результатов;

    ■■ в умении проектировать образовательную деятельность, информационно-образовательную среду и реализовывать образовательные программы.

    Однако проблемой представляется тот факт, что не существует готового описанного опыта работы по одновременному обучению педагогов и проектированию основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) ООП СОО, поэтому каждой образовательной организации необходимо самой выстроить организационно-технологическую модель этого процесса. Важность решения данного вопроса подтверждает актуальность разработки педагогическим коллективом МБОУ «СОШ № 35» своей модели внутрикорпоративного обучения в период проектирования ООП СОО для реализации идей ФГОС СОО и концепций модернизации преподавания учебных предметов (предметных областей).

    Разработка и внедрение данного проекта проходили в рамках действия региональной пилотной площадки опережающего введения ФГОС СОО в течение 2016–2019 гг.

    Инновационный характер решения поставленных задач и разработанной модели прослеживается в комплексном подходе к организации и технологичности процедур проектирования ООП СОО, во внедрении в практику работы школы принципов и ценностей гибких методов управления проектами AGILE.

    Основными условиями реализации модели являются следующие методические решения и направления работы:

    – реализация алгоритма проектирования ООП СОО, в основе которого лежит идея взаимосвязи и взаимообусловленности всех структурных компонентов ООП СОО;

    – организация работы проектных групп и проектное управление процессами

    проектирования ООП СОО по технологии AGILE.

    – создание единого информационно-методического и обучающего пространства, в том числе:

    ■■ для обучения исполнителей проекта (семинары по освоению технологии AGILE, консультации);

    ■■ для управления проектом: использование артефактов и процессов AGILE;

    ■■ для рефлексивного общения исполнителей (летучки, мессенджеры и другие веб-инструменты, используемые в целях визуализации работы проектных групп);

    ■■ для контроля работы по проекту (электронная база готовых материалов проектных групп).
    В настоящий момент модель апробирована и реализована, описанный опыт работы представлен педагогической общественности г. Братска. Её эффективность доказывают следующие положения:

    ■■ модель проектирования ООП СОО не требует специальных финансово-экономических условий, кроме осуществления повышения квалификации педагогов, что является плановым процессом в любой образовательной организации. Способ реализации целей и задач практики является экономичным за счёт использования внутренних ресурсов;

    ■■ проектирование ООП СОО не требует специальных (трудновоспроизводимых) материально-технических условий;

    ■■ модель воспроизводима и масштабируема, то есть может быть внедрена в любой образовательной организации;

    ■■ разработаны методические материалы, подробные рекомендации, алгоритмы, планы, которые могут быть использованы в любой образовательной организации и позволят минимизировать проблемы при введении ФГОС СОО, проектировании ООП СОО.

    Результативность практики подтверждается положительными отзывами представителей педагогической общественности г. Братска, полученными в ходе проведения муниципальной стажировочной площадки «Проектирование образовательного пространства в условиях перехода на ФГОС СОО» на базе «МБОУ «СОШ № 35»; положительной внешней рецензией МАУ ДПО «Центр развития образования» г. Братска; победой в региональном конкурсном отборе в рамках мероприятий государственной программы «Развитие образования» по направлению 2.4.

    Таким образом, представленный подход к проектированию ООП СОО позволил нам создать условия для устойчивого развития ОО и добиться высоких результатов:

    ■■ разработать «действующую» и понятную участникам образовательных отношений ООП СОО;

    ■■ организовать внутрикорпоративное обучение и непрерывное профессиональное развитие педагогических работников;

    ■■ подготовить педагогов к опережающему введению ФГОС ООО и ФГОС СОО;

    ■■ реализовать ФГОС ООО и ФГОС СОО в опережающем режиме;

    ■■ повысить рейтинг педагогов и в целом школы, войти в первую десятку школ в соответствии муниципальным мониторингом системы образования г. Братска.

    МОУ СОШ № 5 Усть-Кутского МО: Александра Александровна Шаманова, учитель информатики и математики

    Светлана Валерьевна Фетцова,
    учитель истории

    Лариса Анатольевна Кохан,
    учитель начальных классов.

    О школьном проекте «Куборо как средство развития навыков конструкторской, проектно-исследовательской деятельности младших школьников и детей с ОВЗ
    в условиях реализации ФГОС»

    Образовательная система “Cuboro” направлена на развитие основных социальных навыков “soft skills” – тех навыков, что помогут ребёнку стать успешным и достичь своих целей в жизни. Эта образовательная система открывает большие возможности для развития конструирования, логического мышления, формирования универсальных учебных действий.

    Благодаря работе с конструктором “Cuboro” совершенствуются навыки и умения, активизируется умственное и эстетическое развитие ребёнка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладевать техникой письма.

    Поэтому к данной деятельности важно привлечь детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

    В нашей школе реализуется проект «Куборо как средство развития навыков конструкторской, проектно-исследовательской деятельности младших школьников и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Он направлен на создание условий, способствующих эффективному развитию социализации, инженерного мышления и технических навыков обучающихся. Для учащихся с ОВЗ разработаны курсы внеурочной деятельности «Юные куборонженеры» (1–4 классы), «Конструкторское бюро» (5–6 классы), проводятся чемпионаты, конкурсы, дружеские встречи «Семейное Cuboro».

    Опыт работы педагогов был представлен в 2020 году на Байкальском международном салоне образования.

    Оксана Александровна Ефимова, директор МБОУ «СОШ № 18» МО г. Братска

    О практике
    «Технологическая инициатива»

    В нашей школе разработана и внедрена практика «Технологическая инициатива», целью которой является создание условий для формирования технологической грамотности, мягких и жёстких компетенций, необходимых для личностного и профессионального развития обучающихся, их готовности перехода к новым приоритетам научно-технологического развития. Практика построена на принципе преемственности.

    Учащиеся 1–4 классов знакомятся с технологиями прошлых эпох, промыслами народов России, учатся применять ИКТ при изучении всех предметов. Для учащихся организуются экскурсии, где они знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащённостью общества. В рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования реализуются следующие курсы: «Занимательная физика», «Куборостроение», «Лего и робототехника», «Гончарная мастерская», «Правополушарное рисование», «Лоскуток», «Учусь создавать проект». На уроках технологии учащиеся делятся на две группы. Первая группа работает с учителем начальных классов в соответствии с рабочей программой по технологии, вторая – с учителем технологии основной школы по профориентационным модулям. Школьники приобретают компетенции, необходимые для развития проектной деятельности.

    В 5–7 классах практика «Технологическая инициатива» способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций, умения работать в команде и инициативности. Во время модульных уроков происходит знакомство с технологиями в экономике территории проживания учащихся и с миром профессий. Практическая часть реализуется в курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования: «Черчение», «Вязание», «Дизайн вокруг нас», «Формула вкуса», «Бумажная пластика», «Гончарное мастерство», «Основы проектной и исследовательской деятельности», «Куборостроение», «Робототехника».

    Учащиеся 8–11 классов участвуют в модульном изучении предметной области «Технология» через возможности сайта «ПроеКТОриЯ».

    Вариативности образовательной среды способствуют активизация различных форм внеурочной занятости и развёртывание сетевого взаимодействия. Это профессиональные пробы, чемпионаты и конкурсы профессиональных компетенций, профориентационная работа на Всероссийских платформах: сайтах «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Navigator.ru». Активно реализуются индивидуальные и групповые проекты в рамках Концепции преподавания предметной области «Технология».

    Родители обучающихся, преподаватели и студенты ФГБОУ ВО «Братский государственный университет», выпускники школы и другие заинтересованные лица становятся наставниками профориентационных проектов, разрабатываемых обучающимися.

    Все вышесказанное способствует формированию у обучающихся “soft skills”, “hard skills” и знаний, способствующих их личностному и профессиональному самоопределению, а также вовлечению нашей школы в технологические практики, развитию сотрудничества и социального партнёрства, активному участию в грантовой деятельности.

    МАУ ДПО «Центр развития образования»
    МО г. Братска: Ирина Николаевна Кускова, директор

    Гульнара Адисовна Фазлиева, начальник отдела информационно-консалтинговых и маркетинговых услуг

    Алексей Ринатович Филиппов, методист

    О программе дополнительного профессионального образования/повышения квалификации «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования»

    В свете современных тенденций в образовании очевидно, что развитие системы образования в значительной степени зависит от мастерства педагогов в целом. В соответствии с этим меняется содержание работы методической службы, которое в первую очередь направлено на повышение информационных и профессиональных компетенций.

    Программа «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования» актуальна, так как разработана в рамках модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС ОО и направлена на достижение результатов, заложенных в национальном проекте «Образование» (проекты «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего»). Программа содержит важные элементы по созданию и развитию современной цифровой образовательной среды образовательных организаций, по повышению профессиональных компетенций педагогов, по использованию современных образовательных технологий.

    Достоинством программы является то, что технология, которая представлена для изучения программы повышения, – это технология смешанного обучения, предполагающая организацию образовательной деятельности, в основе которой лежит объединение технологии традиционной классно-урочной системы и технологий электронного и дистанционного обучения. Её применение позволяет организовать образовательную деятельность с позиции индивидуализации. Важно, что при реализации самой программы используются те подходы, которым слушатели должны научиться.

    При обучении по программе «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования» используется модульно-компетентностный подход. Именно он обеспечивает практико-ориентированную подготовку, необходимую для совершенствования профессиональных компетенций педагогов, что соответствует критериям профессионального стандарта «Педагог». Данный формат реализации программы позволяет осуществить педагогам-слушателям «свою профессиональную пробу» и сформировать индивидуальный образовательный маршрут.

    В программе заложена вариативность содержания, которая обеспечивается тем, что слушатели могут выбирать для себя разделы для изучения. Таким образом, можно пройти программу в соответствии с содержанием на 36, 72, 108, 144 часа. Выполняя практические задания по ходу изучения разделов, создавая итоговый учебный продукт, слушатели самостоятельно выбирают формат представления материала, тему, возраст обучающихся, модель смешанного обучения. Описанная практика может быть реализована в других муниципалитетах Иркутской области.

    МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

    В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Здоровье во все времена – это главная ценность в жизни человека. Об этом надо помнить любому педагогу. Тем более сегодня в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

    Недостаточная сформированность культуры здорового образа жизни или отсутствие таковой – это тоже большая проблема у современных школьников. Далеко не все ученики и их родители соблюдают нормы здорового образа жизни. Педагогам важно вести активную работу на уроках, и уроки математики не должны быть исключением.

    В силу вышесказанного меня привлекла конкурсная практика «Через математику к здоровью», так как сама являюсь работающим учителем математики. Авторы практики – педагогические работники МБОУ г. Иркутска СОШ № 67: учитель математики Светлана Анатольевна Габушева, учитель математики Татьяна Викторовна Кузнецова.

    Данная практика основана на опыте работы школы с сентября 2017 года по программе развития «Школа здоровья».

    Разработанной практикой авторы доказали, что для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, можно на уроках математики, занятиях элективного курса, во внеурочной деятельности решать задачи, которые непосредственно связаны с такими понятиями, как «Знание своего тела», «Гигиена тела», «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Безопасное поведение на дорогах».

    Работа по сохранению здоровья на уроках математики может вызвать интерес у школьников, так как такой непривычный для детей подход к математике будет привлекать их внимание и развивать познавательный интерес.

    Материал данной практики я бы обязательно посоветовала использовать и в других общеобразовательных организациях.

    Оксана Евгеньевна Гржебовская, учитель математики
    МКОУ ШР «СОШ № 6»

    Мне, как эксперту конкурсного отбора лучших региональных практик среди школ нашей области в рамках реализации государственной программы

    Российской Федерации «Развитие образования» в Иркутской области и как действующему предметнику, стала интересна практика «Через математику к здоровью». Её авторы – учителя математики МБОУ г. Иркутска СОШ № 67

    Светлана Анатольевна Габушева и Татьяна Викторовна Кузнецова. Созданная ими практика направлена на сохранение здоровья учащихся и формирование у них культуры здорового образа жизни. При знакомстве с нею появилось желание внедрить этот опыт в своей школе, ведь сегодня проблема сохранения здоровья звучит очень остро. В «погоне» за интеллектуальным развитием, высокой образованностью мы забываем о физическом и духовном здоровье наших детей.

    Цель созданного проекта: формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    – привить учащимся знания о здоровье человека, здоровом образе жизни через решение математических задач; показать значимость этих знаний – воспитать у учащихся стремление к организации здорового образа жизни и быта, противостоящего неблагополучной социальной и природной среде;

    – сформировать негативное отношение к пагубным привычкам;

    – пробудить активность исследовательских и познавательных интересов;

    – оказать содействие социальной адаптации учащихся.

    А в целом о конкурсных работах хотелось бы сказать, что их большая часть была выполнена на высоком уровне. Желаем коллегам успехов в нелёгком, но интересном труде. Благодарим организаторов за проделанную работу.

    Татьяна Николаевна Кириллова, председатель предметного сообщества «Математика» профессионального педагогического объединения Иркутской области, учитель математики МКОУ ШР «СОШ № 5»

    Мы в социальных сетях: