Текст: Наталья Иннокентьевна Яловицкая,
руководитель центра развития общего образования
ГАУ ДПО ИРО
Лариса Васильевна Жигачева,
заведующий сектором школьного образования центра развития общего образования
ГАУ ДПО ИРО
7 мая 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
«Успех каждого ребёнка» – один из крупных проектов, входящих в национальный проект «Образование», главной задачей которого является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.
Как показывают результаты опроса ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», который был проведён в 2018 году, 30 % подростков в возрасте 13–18 лет ещё не определились с выбором профессии.
А 25 % опрошенных отметили, что в школах отсутствует профориентация, лекции же и экскурсии, организуемые от случая к случаю, не помогают сориентироваться. Не является единственным решением проблемы и деление на профильные классы, т. к. очень часто школьники выбирают профиль без ориентации на будущую специальность. К организации работы по профессиональной ориентации необходим комплексный подход, предполагающий решение данной задачи через создание единой профориентационной среды, сочетающей разные подходы: личностно ориентированный, социально ориентированный, экономически ориентированный, государственно ориентированный. При этом следует помнить о главном стратегическом ориентире – приоритете интересов.
Всероссийские открытые уроки
В соответствии с задачами проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» общеобразовательные организации Иркутской области принимают участие во Всероссийских открытых уроках портала «ПроеКТОриЯ». Информационно-методическое сопровождение участия ОО в цикле открытых уроков «ПроеКТОриЯ» обеспечивают сотрудники сектора школьного образования центра развития общего образования ГАУ ДПО ИРО.
Всероссийские открытые уроки – это профориентационные онлайн-мероприятия, организованные Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ». Мероприятия знакомят с ключевыми отраслями экономического развития страны, рассказывают о прорывных проектах российских компаний, дают представления о профессиях и предоставляют возможность решать реальные практичекие задачи отраслей
экономики и др. Спикерами уроков являются представители руководства РФ, крупнейших компаний и ведущих вузов. Инновационный формат открытого урока в учебно-воспитательной деятельности в режиме прямого вещания или скачивания на персональные устройства реализуется в целях формирования эффективной системы ранней профориентации и профнавигации учащихся С февраля 2019 г. наши школы подключились к трансляциям открытых уроков, официально обозначив своё участие через регистрацию личных кабинетов ОО на всероссийском портале «ПроеКТОриЯ». За первое полугодие 2019 г. в онлайн-мероприятиях приняли участие 42 421 учащихся 8–11 классов (51 % от общего числа учащихся ОО ИО), что соответствует плану регионального проекта «Успех каждого ребёнка» (показатель участия школьников Иркутской области в 2019 г. составит не менее 20 % по нацпроекту).
«Важным направлением работы, необходимым для успешного формирования и развития профориентационных компетенций, должна стать система профессиональных проб, которая требует установления тесного социального партнёрства школ, организаций СПО, вузов и предприятий «реальной сферы»».
Важное направление работы
Проект «Успех каждого ребёнка» предусматривает разработку на практике новых подходов к самоопределению школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки. Это требует от педагогов по-новому выполнять задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости учащихся и формирования общественного (в том числе родительского) запроса на профориентационную работу.
Общеизвестно, что практическая профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, основанной на «усвоении материала». Поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению. Важным направлением работы, необходимым для успешного формирования и развития профориентационных компетенций, должна стать система профессиональных проб, которая требует установления тесного социального партнёрства школ, организаций СПО, вузов и предприятий «реальной сферы».
Проведённые региональные стажировочные сессии
Развитие системы профессиональной ориентации невозможно без теоретических и практических разработок, совершенствования методического обеспечения и подготовки профессиональных кадров (педагогов, психологов-консультантов) в этой области. Минимизация риска некомпетентности происходит за счёт повышения профессионального мастерства педагогов и обмена опытом.
Так, в 2019 г. в целях создания условий для развития профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС основного и среднего общего образования, и организации профориентационной работы сектором школьного образования центра развития общего образования были проведены региональные стажировочные сессии:
■■ XIII региональная стажировочная сессия с всероссийским участием «Проектирование образовательной среды с позиции индивидуализации как условие успешного перехода на ФГОС СОО», состоявшаяся на площадке ГАУ ДПО ИРО
(28 февраля – 1 марта 2019 г.).
Работа стажёров, организованная по педагогическим кейсам («Фокусы старшей школы: запрос и рефлексия при запуске ИОП», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося от предпрофиля к профилю», «Проектирование пространства выбора как основа индивидуализации в образовательной деятельности», «Развитие ключевых компетенций XXI века: профессия и успех», «Индивидуализация образовательной деятельности на основе сотрудничества с вузами, предприятиями и организациями как условие успешности обучающегося», «Организация практики внеучебного социально-профессионального самоопределения школьников»), завершилась «Интеллектуальной мастерской устойчивых перемен» по направлениям: «Будущее за открытой моделью образования», «Профессиональный старт», «Наше настоящее определяет будущее». В режиме онлайн-трансляции, активными участниками которой стали представители г. Москвы (Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори»), МОУ СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области, ЧОУ СОШ «ПОКОЛЕНИЕ» (г. Волгоград), обсуждалась тема наставничества (тьюторство, менторство) обучающихся общеобразовательных организаций.
■■ XIV региональная стажировочная сессия «Сопровождение профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС общего образования», прошедшая на площадках общеобразовательных организаций Шелеховского района (21–22 ноября 2019 г.).
В рамках стажировочной сессии был репрезентирован опыт организации специализированных и профильных классов Иркутской области, а также опыт осуществления корпоративного взаимодействия «Школа – вуз – предприятие», представлены практики по профориентации и сопровождению профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций по следующим направлениям:
❶Организация профориентационной работы через реализацию профильного обучения.
❷Создание условий для самоопределения обучающихся разных уровней образования, профилизация как условие самоопределения обучающихся разных уровней образования.
❸Формирование готовности обучающихся к самоопределению в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.
❹Лаборатория социальных проб как средство индивидуализации и успешной социализации обучающихся.
■■ II региональная стажировочная сессия с всероссийским участием по развитию кадетского образования «Профессиональное развитие компетенций педагогических работников образовательных организаций кадетской направленности», состоявшаяся на площадках общеобразовательных организаций города Братска (28–29 ноября 2019 г.).
Участники стажировочной сессии проектировали компетентностную модель педагога, реализующего кадетское направление в образовательной организации, и модель выпускника кадетского класса, определив его ключевые компетенции. Был организован «Сетевой марафон» практик по вопросам профессионального самоопределения и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Иркутской области и участников проекта «Школы городов России – партнёры Москвы», «Взаимообучение городов». Лучшие практики продемонстрировали 13 общеобразовательных организаций: МБОУ «СОШ № 24» МО г. Братска, МОУ Школа № 22 г. Черемхово, МБОУ г. Иркутска СОШ № 10 им. П. А. Пономарёва, МБОУ «СОШ № 16» МО г. Братска, МБОУ «СОШ № 5» МО г. Братска, МБОУ «СОШ № 42» МО г. Братска, МБОУ «СОШ № 18» МО г. Братска, МБОУ «СОКШ № 4» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск), МБОУ Школа № 170 г. о. Самара, МБОУ СШ № 14 г. Липецка, МБОУ «Барнаульский кадетский корпус». Находясь в начале решения поставленных задач, связанных с реализацией национального проекта «Образование», необходимо ещё раз подчеркнуть, что в образовательных организациях для детей должны быть созданы такие комфортные условия, чтобы всем было интересно, чтобы каждому ребёнку помогли определиться с будущей профессией. Только объединив усилия, мы сможем получить ожидаемые результаты.
¹ Фото в статье из архива авторов.