Текст: Инна Сергеевна Пешня,
заведующий лабораторией сопровождения профессионального развития педагогов
ГАУ ДПО ИРО
Об участии педагогов и руководителей образовательных организаций в федеральном исследовании
Повышение качества образования и обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации до 2024 года.
Создающаяся единая система оценки качества образования (её составляющие и элементы) включает в себя государственную итоговую аттестацию в 9 и 11-х классах, Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО), международные сопоставительные исследования качества образования и исследования компетенций работников системы образования.
В исследовании принимали участие учителя образовательных организаций, обеспечивающие предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и / или среднего общего образования по следующим предметам: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство» («МХК», «Искусство», «История»), «Технология», «Иностранный язык(английский)»; а также руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
В рамках апробации учителя Иркутской области выполняли задания, оценивающие предметную и методическую компетенции. Участие в федеральном исследовании позволило учителям и руководителям образовательных организаций ознакомиться с федеральными подходами к оценке профессиональной компетентности. Следующий шаг – использование результатов и опыта участия в оценочных процедурах в практической работе.
В исследованиях принимали участие представители городских и сельских школ, молодые руководители со стажем работы от года и более опытные коллеги. По итогам участия в апробации они поделились своими наблюдениями.
В 2019 году представители системы образования Иркутской области приняли участие в двух масштабных федеральных проектах по исследованию компетенций работников системы образования, в рамках которых проходила апробация новой моделиьаттестации педагогических и руководящих работников.
Марина Игоревна Тараканова, директор МБОУ «Белореченский лицей» (Усольский район), стаж работы в руководящей должности – 34 года:
«Испытание позади. Новый формат оценки профессиональной компетентности оказался необычной возможностью пройти независимую внешнюю экспертизу. Мой первый опыт принёс удовлетворение. Структура КИМ позволяет проверить себя по-разному. Тестовая часть ориентирована на различные аспекты управленческой деятельности. Но практический опыт работы помогает! Особое удовлетворение – от работы со второй частью испытания, представленной кейсами. Разработчиками подобраны актуальные, современные, проблемные темы. Есть возможность проанализировать, подобрать аргументы, выразить собственное мнение, вспомнить управленческую практику. Ресурс времени в 120 минут рассчитан верно. Вопрос организационного сопровождения решён комфортно: чёткие инструкции, организация пространства аудитории, хороший психологический настрой».
Анатолий Алексеевич Асалханов, директор МОУ ИРМО «Бутырская СОШ», стаж работы в руководящей должности – 2 года:
«Участие в апробации мне понравилось, несмотря на небольшой опыт работы как руководителя. Первая часть была посвящена оцениванию компонентов, составляющих управленческие компетенции. Заданий было немного, но они касались абсолютно всего, с чем ежедневно сталкивается директор: трудовое законодательство, аттестация педагогических работников, ремонт, работа с родителями, закупки и т. д.
Вторая часть была направлена на оценку управленческих умений, имеющих междисциплинарный характер. Нужно было дать развёрнутые ответы на три кейса. Можно отметить, что времени для меня оказалось недостаточно. Участие в апробации дало мне хороший опыт, позволяющий укрепить свои управленческие знания и умения. Подготовка к подобным испытаниям даёт возможность вспомнить и обновить те знания, которые ежедневно необходимы в работе руководителя образовательной организации».
Евгений Михайлович Михалёв, учитель ОБЖ МОУ ИРМО «Оёкская СОШ», стаж педагогической деятельности – 3 года:
«Технология проведения апробации новой модели аттестации проходила по формату ГИА, каждый участник исследования имел собственный вариант заданий и выполнял их индивидуально, заполняя бланки ответов.
Вопросы первой части диагностической работы включали проверку знаний по всему курсу преподаваемого предмета «ОБЖ». Вторая часть –это задания, связанные с методикой преподавания предмета. Необходимо было теоретические знания применить в конкретных педагогических ситуациях (кейсах). Задания интересные, но вызвали у меня затруднения, возможно, из-за моего небольшого педагогического опыта. Хотелось бы такие практические ситуации в дальнейшем обсудить на заседании методического объединения учителей ОБЖ и в рамках повышения квалификации. Отмечаю, что времени на выполнение работы было достаточно, чрезмерных затруднений она не вызвала».
Мария Николаевна Токарева, учитель химии МБОУ «СОШ № 32» г. Ангарска, стаж педагогической деятельности – 30 лет:
«В течение трёх часов мы работали с контрольно-оценочными материалами. Хочется отметить нестандартное содержание разработанных КОМ. Участникам апробации необходимо было сформулировать темы проектов для обучающихся; предложить задания для учащегося, желающего принять участие в предметной олимпиаде; оценить задание повышенной трудности в формате ЕГЭ, решённое учеником.
В методической задаче предлагалось ознакомиться с подборкой дидактических материалов к одной из тем школьного курса химии, затем указать класс, тему урока, сформулировать целевую установку, обозначить планируемые результаты, на достижение которых может быть ориентирован данный урок; указать методический приём / технологию, который(-ую) уместно использовать на данном уроке при работе с комплексом представленных дидактических материалов или с отдельными его элементами; сформулировать домашнее задание для учащихся к данному уроку, нацеливающее их на использование ресурсов информационной среды современного общества. Участие в апробации новой модели аттестации учителей для меня было новым, интересным, полезным опытом. Разработанные материалы доступны и понятны при оценивании предметной и методической компетенций учителя химии».
Надежда Владимировна Скавыш, учитель физики МОУ Лицей г. Черемхово, стаж педагогической деятельности – 25 лет:
«По итогам участия в апробации я поняла, что в будущем обязательно выберу предлагаемую форму аттестации. Преимущества новой модели аттестации вижу в следующем:
– экономия времени учителя (пройти оценку профессиональных компетенций в новой форме можно за 200 минут);
– удобная форма аттестации (мне было достаточно отведённого времени и несложно работать с КИМ, структура и содержание которых были полностью понятны);
– контрольно-измерительные материалы, на мой взгляд, позволяют
объективно оценить все необходимые компетенции учителя (предметную, методическую
и оценочную)».
Виктория Александровна Семибратова, учитель физики МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска, стаж педагогической деятельности – 9 лет:
«В течение трёх часов мы выполняли диагностическую работу. Она состояла из двух частей. Первая часть – это задания по форме ОГЭ и ЕГЭ и две задачи в формате PISA. Вторая часть содержала три методические задачи.
Хочу отметить интересное содержание разработанных КИМ. Участникам апробации было предложено сформулировать темы проектов для учащихся и пояснить идею одного из них, оценить задание повышенной трудности в формате ЕГЭ, которое решил ученик, при этом следовало аргументировать свою оценку и предложить вариант дальнейшей работы с учащимся. Решая методическую задачу, нужно было ознакомиться с одним из параграфов учебника физики и затем указать класс, тему урока, сформулировать цель и результаты занятия, привести методические приёмы, которые можно использовать при работе с этим параграфом, выдать домашнее задание для учеников, нацеливающее их на использование современной информационной среды. Также проверялось знание основ работы с детьми с ОВЗ при планировании и проведении занятий.
Участие в апробации новой модели аттестации учителей для меня было интересным опытом. Несмотря на некоторое волнение перед любым нововведением, выполнить диагностическую работу успешно вполне возможно».