Текст: Татьяна Лаврентьевна Манхирова,учитель начальных классов МБОУ «Бильчирская СОШ»
Уже 75 лет отделяет нас от суровых и грозных лет, но время не изгладит из памяти эту самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Народ вспоминает грозные дни войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Помним героев – учителей-фронтовиков Бильчирской школы – и мы, чтобы рассказать подрастающему поколению, какой ценой завоеван мир.
История становления Бильчирской школы
История школы начинается с открытия Гыртуйского церковно-приходского училища в 1890 г. С 1902 по 1918 г. деятельность училища была неразрывно связана с именем М. Н. Хангалова (1858–1918 гг.), выдающегося педагога, ученого-этнографа, лауреата Французской академии наук. Его имя было присвоено Бильчирской школе в 1958 г.
В 1920 г. в связи с введением «Положения о единой трудовой школе» открыта школа I ступени.
В 1924 г. на базе Бильчирской школы была создана районная опорная школа (РОШ), охватывающая 10 образовательных организаций.
В 1929–1930 гг. была осуществлена реорганизация в Бильчирскую школу крестьянской молодежи (ШКМ) с 7-летним сроком обучения. В 30-е годы преобразована в неполную среднюю школу.
В 1949 г. школа стала средней общеобразовательной, в 1952 г. был произведен первый выпуск учащихся средней школы.
Школа в годы Великой Отечественной войны (из воспоминаний Протаса Петровича Халтаева)
В тяжелые годы Великой Отечественной войны школы района функционировали, проводились традиционные учительские конференции, на которых перед педагогами ставились задачи на каждый учебный год. Учителя Бильчирской школы, несмотря на все трудности военного времени, осуществляли обучение и проводили среди местного населения большую агитационно-массовую и политико-разъяснительную работу.
В колхозах не хватало рабочих рук, подростки сразу же взрослели, многие из них были вынуждены оставить школу и заменить отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Тем, кто обучался в школе, было нелегко. До обеда учились, а после обеда шли на работу (на поля колхозов). Педагоги военных лет помнят, что успеваемость, дисциплина учащихся, общественная работа были на достойном уровне. Учителя и учащиеся на заготовку дров выходили с ночлегом.
В годы войны в Бильчирской школе работали А. А. Иванов, Р. В. Багадаев, учителя Е. Д. Мугдуева, У. А. Халтаева, Е. И. Убугунова, А. Е. Харламова, Г. В. Балдаева, С. М. Хангалова, Е. А. Бухаева, А. П. Шайнова.
Учителя школы выполняли огромный объем работы. Вся внеклассная и общественно полезная работа учащихся была подчинена одной главной цели – оказанию помощи фронту и ускорению победы над врагом. Под руководством учителей, учащихся, по материалам Совинформбюро проводили выступления среди населения, принимали активное участие в труде колхозников, собирали и посылали подарки фронтовикам, помогали их семьям.
Аймак | Собрано денежных средств, руб. | Собрано одежды, обуви и других вещей, шт. | Отправлено подарков бойцам и командирам, шт. | Собрано и сдано металло лома, ц. |
Боханский | 950 000 | 9 800 | 20 750 | 1 135 |
В период войны большое внимание было уделено повышению квалификации педагогических кадров путем заочного обучения в педагогических училищах и институтах.
Вместо отпусков районо вручало учителям мобилизационные листки для работы в колхозах.
Многие учителя школы – П. В. Кубриков, М. Т. Андреева, О. А. Булсунаев, М. Е. Балдаев, С. М. Хинданов, Н. П. Архинчеев, А. А. Монтосов, М. М. Хамаганов, Г. С. Широков, Ф. П. Махутов – геройски пали на фронтах Великой Отечественной войны.
«Не ради славы, ради жизни на земле…»: из воспоминаний
Е. И. Убугуновой, учителя бурятского языка
1941 г. вошел в историю советской страны как начало тяжелых, суровых испытаний. По зову партии, по велению сердца миллионы молодых людей, комсомольцев оставили мирные дела, работу, учебу, увлечения и встали на борьбу с коварным и ненавистным врагом. Мы, комсомольцы 30-х, тоже были и мечтателями, и тружениками, и романтиками. Мы жаждали великих свершений, интересных открытий, мечтали вложить каплю своего труда в великое дело создания нового общества.
Начало войны застало меня в г. Улан-Удэ, где я проходила учебу в Институте усовершенствования учителей. В то время я работала в Бильчирской НСШ.
«Нельзя ждать ни одного дня, ни одного часа. Мы хотим действовать на любом фронте, участке, чтобы уничтожить врага, защищать свою землю» – вот общее желание, вот лозунг, по которому жили в то время. И вот мы стали бойцами трудового фронта. Первые бои, первые потери друзей… Учеба, походы, тревоги, усталость. Но жгучая ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое – на нашу молодость, мечты и любовь, придавала силы даже в тот момент, когда, казалось, возможности страны исчерпаны.
Без хлеба, без теплых вещей, без снарядов фронт не мог действовать. У тыла и фронта была одна цель – приостановить и добивать врага. Люди – от мала до велика – жили чувством ответственности перед Родиной. Женщины и подростки заменили ушедших на фронт, учились и работали не покладая рук.
И в том, что мы существуем, в том, что наша страна не только выстояла в суровые годы войны, но и стала еще могущественнее и краше, – немалая заслуга комсомольцев и молодежи 30-х.
Учителя-фронтовики Бильчирской школы
Роман Вахрамеевич Багадаев
Родился 12 февраля 1920 г. в улусе Нижний Наймагут Боханского района Иркутской области.
Член КПСС с 1944 г. После окончания географического отделения Иркутского учительского института в 1939 г. был направлен на работу в Аларскую среднюю школу. Осенью 1940 г. призван на действительную службу в РККА. В действующей армии с октября 1941 г., после службы на Дальнем Востоке в составе войск 50-й армии (начиная с участия в обороне г. Тулы) был командиром орудия, демобилизован в 1942 г. после ранения под Юхновым Калужской области.
С 1942 г. работал военруком и учителем географии Бильчирской НСШ. В 1945 г. занял пост директора НСШ. С 1954 по 1958 г. трудился учителем, затем после строительства школы – директором. Некоторое время был заместителем председателя колхоза им. Свердлова, а с 1960 г. снова работал учителем географии в Бильчирской средней школе вплоть до ухода из жизни в 1978 г.
Избирался депутатом местных Советов. Неоднократно в течение многих лет избирался секретарем парторганизации школы, был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и юбилейными медалями.
Карп Константинович Барлуков
Родился 20 декабря 1921 г. в улусе Нижний Наймагут Осинского района.
Родился в семье крестьянина. Стал учиться в Наймагутской начальной школе в 1929 г., позже – в Бильчирской неполной средней школе. В 1940 г. окончил Боханское педагогическое училище. 16 октября 1940 г. был призван в Красную армию. Службу начал на Дальнем Востоке (в г. Уссурийске в составе 26 стрелковой дивизии). В августе 1941 г. дивизию перебросили на Северо-Западный фронт, там в начале сентября принял первое боевое крещение. Участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны, будучи на сержантских и офицерских должностях до 9 мая 1945 г. Был ранен и контужен. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и др. В марте 1946 г. его уволили в запас, а с сентября он числился студентом Иркутского госуниверситета. По окончании университета в 1951 г. был направлен на работу в областное управление КГБ, где являлся сотрудником до августа 1953 г. С 1953 по 1971 г. трудился в родной образовательной организации учителем, завучем, директором средней школы и директором вечерней школы. А с 1971 г. до выхода на пенсию работал директором Приморской средней школы.
Александр Иванович Амагаев
Родился 30 августа 1920 г. в улусе Нижний Наймагут.
С 8 лет начал обучение в Наймагутской начальной школе, а затем продолжил получать образование в Бильчирской ШКМ. В 1938 г. поступил в Боханское педагогическое училище. В 1941 г. был призван в армию. Служил на дальневосточной границе, участвовал в укреплении оборонительных сооружений, где рыли окопы, траншеи, строили блиндажи, аэродромы, дороги в тайге, укрепленные районы и в то же время стояли на страже из-за возможного нападения Японии. В 1945 г. участвовал в войне с Японией в составе зенитного дивизиона.
В 1946 г. демобилизовался. В 1946–1948 гг. учился в Иркутском учительском институте, по окончании работал в Бильчирской семилетней школе учителем истории. В 1952–1953 гг. являлся инспектором школ Осинского района. В 1954–1955 гг. трудился в Осинской средней школе. С 1956 г. вернулся в Бильчирскую среднюю школу, в которой проработал учителем истории и обществоведения до выхода на пенсию в 1980 г.
Будучи учителем истории в Осинской средней школе, одновременно учился в Иркутском педагогическом институте. После выхода на пенсию работал в вечерней школе сельской молодежи.
Трое детей окончили Восточно-Сибирский технологический институт. Иван живет и работает в Бурятии (г. Улан-Удэ), Наталья – в Якутии. Валерий живет с семьей в Иркутской области (с. Бильчир).
Афанасий Митрофанович Амагаев
Родился в 1921 г. в улусе Нижний Наймагут (Боханский район Иркутской области).
Афанасий Митрофанович после окончания Боханского педучилища в 1940 г. работал в Аларском районе. С 1941–1946 гг. служил в Советской армии. С февраля 1945 г. в составе 320-й Енакиевской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии воевал на территории Венгрии и Австрии. Награжден медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу в Великой Отечественной войне», шестью юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны II степени.
После демобилизации с 1946 г. работал учителем в школах Осинского района. С 1950 г. и до выхода на пенсию трудился в Бильчирской школе учителем черчения, природоведения, учителем начальных классов, будучи на пенсии, – учителем трудового обучения. Отмечен похвальными грамотами районо, школы, облоно и обкома Союза, грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения.
Георгий Николаевич Сускин
Родился 10 января 1922 г. в семье крестьянина с. Маньково (Боханский район Иркутской области). С 8 лет пошел в школу. Учился хорошо. Семилетнее образование получил в Хохорской школе, был отмечен похвальной грамотой. Позже без вступительных экзаменов его зачислили в Боханское педагогическое училище, получал повышенную стипендию, учился и работал одновременно, потому что отец умер рано, мать работала одна, а детей было шестеро.
В 1947 г., учась на втором курсе, перестал продолжать обучение и стал работать счетоводом в сельпо. 20 сентября 1941 г. был призван армию и отправлен на передовую в лыжный батальон. Ранен под г. Тихвином. После излечения окончил Златоустовское пулеметное училище, а затем воевал в роте ПТР 700-го стрелкового полка как командир отделения, назначен помкомвзводом. В звании старшего сержанта был ранен под г. Витебском и отправлен домой для излечения. В связи с окончанием войны 9 мая 1945 г. его демобилизовли как нестроевика. Затем назначили военруком в Верхне-Идинскую школу. Работал в Хохорской школе. За это время заочно окончил Иркутский техникум физкультуры. Позже до 1956 г. трудился учителем физической культуры в Боханском педучилище. Затем – в Бурятском пединституте (на кафедре физвоспитания) до 1957 г. За неимением квартиры поехал в Баунтовский район. Работал до 1962 г. Неоднократно награждался. Заочно окончил исторический факультет ИГПИ в 1957 г. В 1957 г. был назначен директором Муйской восьмилетней школы. В 1958 г. – директором Багдаринской средней школы рабочей молодежи. С 1959 г. до 1962 г. – директором Карадотинской средней школы. С 1962 г. до 1965 г. являлся директором Буретской восьмилетней школы. С 1965 г. работал в Бильчирской школе. Систематически поощрялся и награждался. Член КПСС с 1962 г. Был пропагандистом, избирался депутатом сельского, районного советов, членом профкома.
Олзой Антонович Булсунаев
Родился в 1914 г. в улусе Бильчир. Окончил двухгодичные педагогические курсы и работал на о. Ольхон (в Баргузинском районе) учителем математики.
Воевал на фронте с 1942 г. Последнее письмо от него пришло с Вологды. Будучи сержантом, погиб на Ленинградском фронте в мае 1943 г. и похоронен в Ленинградской области (Минский район).[1]
Сергей Куприянович Исаков
Родился в 1925 г. в Орлоке. Призван в армию в январе 1942 г. Служил в 36 дивизии в Монголии. С ноября 1942 г. после окончания снайперской школы в звании сержанта попал на Ленинградский фронт в 39 стрелковый корпус 64 стрелковой дивизии, сформированной из сибиряков. Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, в прорыве на Карельском фронте, освобождении Эстонии, в ликвидации Курляндской группировки немцев. Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Славы III степени, медалями. После войны окончил юридический институт, партийную школу, педагогический институт. Работал учителем, завучем, директором Бильчирской, Осинской школ, инспектором школ и заведующим райметодкабинетом роно.
Умер в 1998 г.
С каждым годом ветеранов все меньше. Но остается память, сложенная из частичек воспоминаний поистине великих людей, сражавшихся за наше светлое будущее. Она –печать в душе каждого из нас. Это «память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца».
Среди
солдат Великой Отечественной войны были представители всех профессий, но
учителя-фронтовики, наверное, особая группа людей, которые передали новым
поколениям не просто знания, а традиции народа-победителя. Память о своих
близких, односельчанах будет бессмертной. Вечно молодыми для родных и близких
останутся погибшие воины.[2]
[1] По материалам школьного музея.
[2] Фото из архива С. Х. Бадановой.