Текст: Леонид Аполлонович Выговский, заслуженный учитель РФ
О жизненном пути защитника Отечества и Учителя
Когда спускаешься по дороге из Иркутска с последнего пригорка к посёлку Жигалово, с правой стороны привлекает внимание ряд новых улиц. Дома добротные, отдающие сосновой желтизной, житейской основательностью и ухоженностью. Появились эти дома сравнительно недавно, в последние десять–пятнадцать лет. Старожилы или те, кто уже давненько уехал из посёлка, помнят, что здесь была луговина, колхозные поля, а дальше к лесу виднелись заросли черёмуховых кустов. Здесь жигаловцы собирались на маёвки, или, как называли их в простонародье, на гулянья. Отдых был знатный, население места эти любило, оберегало. А теперь вот понастроили новые дома, обжились. Посёлок пошёл на взгорье, к старому зимнику, в сторону Нижней Слободы и Знаменки. Улицы ровные, обустроенные. На первой улице в этом микрорайоне выделяется дом с мемориальной доской, на которой сообщается всем прохожим, что улица названа в честь местного жителя – Ивана Алексеевича Кобычева.
Биография человека, в честь которого названа улица, ведёт отсчёт с 1918 года. Родился он 12 октября, в крестьянской семье в деревне Дальняя Закора. Со сверстниками бегал в местную начальную школу. После окончания Знаменской школы крестьянской молодёжи помогал отцу вести хозяйство, потом устроился на работу в дорожный отдел ремонтёром. В начале 30-х годов в стране катастрофически не хватало учителей. Молодых людей, имеющих семилетнее образование, направляли на краткосрочные курсы учителей начальных классов.
Вместе с другими сверстниками в Верхоленское педучилище по направлению местных властей ушёл пешком и Иван Кобычев. После окончания курсов начал работать учителем в Хлестуновской начальной школе, а затем заведующим Пуляевской начальной школой. Для сегодняшнего читателя следует пояснить, что деревни Хлестуново и Пуляево находилась недалеко от Дальней Закоры, примерно в 4–5 километрах. Краткосрочных курсов было недостаточно для полноценной работы, и, осознав это, Иван поступил на заочное отделение Иркутского педагогического училища.
Аттестационная комиссия в 1938 году так оценивала работу молодого учителя: «…к работе относится добросовестно, работает над почерком учащихся путём показа». Сам Иван Алексеевич обладал уникальным каллиграфическим почерком. Написанный им текст легко было читать, наклон букв по всему тексту был одинаков.
Если подходить к написанию текста современными мерками, то можно сказать, что слова и буквы «отпечатаны на компьютере». Кстати, таким почерк сохранился у Ивана Алексеевича до старости. Далее в аттестации говорится, что молодой учитель «стремится овладеть педагогическим процессом, читает методическую литературу».
Особо отмечена политическая, а точнее, просвещенческая составляющая деятельности аттестуемого: «коммунистическое воспитание понимает и проводит на уроках, газеты читает, разбирается в политических вопросах».
Уже в те годы проявлялась тяга Ивана Алексеевича к занятиям физической культурой. Он и его ученики ходили на лыжах, занимались гимнастикой. По итогам аттестации учителю была дана рекомендация – окончить педучилище к 1940 году. Пожелание и аттестационный приказ остались невыполненными. В 1939 году двадцати одного года от роду учитель начальных классов был призван в ряды Красной армии.
Путь молодого воина
Служба была не в тягость. Пройдя первичное обучение, Иван направился на финский фронт, где участвовал в боевых действиях в качестве командира отделения. Сороковой год стал суровым испытанием для молодого воина. В одном из боёв он был тяжело ранен и почти 9 месяцев провёл в госпитале. После выздоровления снова встал в строй, получил первое повышение – стал помощником командира миномётного взвода.
С первых дней войны Иван Алексеевич находился на передовой. И снова ранение. Три долгих месяца ушло на лечение боевых ран. В конце октября 1941 года попал на формирование свежих подразделений под Москву. Ранним утром 7 ноября повезли в сторону Москвы, а в 8 часов утра уже обстрелянный солдат прошёл в парадном строю перед мавзолеем В. И. Ленина – и сразу в бой. А далее было участие в сражениях по обороне Москвы, первое наступление, радость побед, тяжёлые бои в болотах Калининского фронта. Здесь пригодилась учительская закваска, помощник командира миномётного взвода стал заместителем командира роты по политической части, офицером, вступил в ряды ВКП(б).
В середине 1943 года замполита роты направили на учёбу в Сызранское танковое училище. В заключении аттестационной комиссии училища есть такая запись: «…подготовлен хорошо. Может быть использован в должности командира батареи само-
ходных установок». Здесь, на командных должностях, раскрылся незаурядный талант сельского парня в ратном деле. За умелые действия по управлению подразделениями его назначилизаместителем командира танкового полка. Далее о боевых делах Ивана Алексеевича мы расскажем сухим языком наградных реляций: «16–19 августа 1944 года капитан Кобычев вёл тяжёлые бои с превосходящими силами пехоты и танков противника в районе Стонайце Жиндули и, умело руководя батареей, отразил девять атак противника, его батарея подбила и уничтожила восемь танков противника, одиннадцать пулемётов, свыше пятидесяти солдат и офицеров противника, противотанковое орудие и бронетранспортёр». «За проявленное мужество, умелое командование батареей» капитан И. А. Кобычев был награждён орденом Отечественной войны II степени.
В октябре 1944 года при прорыве мощной обороны противника по реке Дубисса и последующем продвижении вперёд капитан Кобычев, исполняя должность командира полка, умело управлял огнём батареи САУ, уничтожал огневые точки и живую силу противника. С боями прошёл до 130 километров. В составе отряда из 2-х батарей углубились в территорию Восточной Пруссии. При этом было уничтожено: дзотов – 10, танков – 2, бронетранспортёров – 6, орудий разного калибра и миномётов – 12, пулемётов – 27, автомашин – 19, вагонов – 3, убито до 350 солдат и офицеров. За умелое командование группой подразделений и проявленное при этом личное мужество приказом по войскам 2-ой гвардейской армией наш герой был удостоен ордена Александра Невского.
Судьба, что предначертана Всевышним
В короткие промежутки между боями Иван Алексеевич не забывал о своих родных и друзьях, находил время на письма. Состоял он в переписке и со своим товарищем по учительской работе А. Д. Выговским. В сражениях за освобождение Прибалтики их подразделения оказались недалеко друг от друга. Будучи заместителем командира полка, Иван Алексеевич сумел навестить земляка. Встреча была тёплой, было и скромное фронтовое угощенье, разговаривали о Родине, близких и знакомых. Конечно же, говорили и о том, что война идёт к концу, мечтали о возвращении домой. На этой встрече состоялся дружеский уговор, если одному из них не суждено будет дожить до победы, то другой должен позаботиться о родственниках товарища. Иван Алексеевич просил Аполлона Донатовича позаботиться о матери, а Апполон попросил позаботиться о подрастающем сыне.
Судьба развела наших героев по разным дорожкам. А. Д. Выговский погиб в феврале 1945 года и навсегда остался на боевом посту в Прибалтике. Военная судьба И. А. Кобычева привела на Эльбу, затем в составе своего соединения он остался для прохождения службы в Северной группе советских войск. В августе 1945 года он приехал в родные края, в Жигалово. В один из дней встретился с женой Аполлона Донатовича, рассказал о
последней с ним встрече, о данном друг другу обещании. Из отпуска в Германию Иван Алексеевич уезжал не один. Вместе с ним ехали теперь уже его жена и сын его друга Аполлона. Так у меня появился отчим, точнее, второй отец. Выбор был сделан взрослыми, а скорее, той судьбой, которая предначертана Всевышним.
Огромная жажда жизни
В 1947 году Иван Алексеевич возвратился в родной район и начал работать в Жигаловской средней школе военруком. Время было трудное, у демобилизованного воина, кроме кителя с наградами да огромной жажды жизни, ничего не было. Потихоньку построил небольшой дом, нарожали с Варварой Васильевной детей. Работал ответственно, как и было сказано в первой педагогической аттестации. В школе тогда работало немало учителей-мужчин. Большинство из них прошли суровое горнило войны. Поэтому относились к ученикам строго, но с любовью и уважением. И. А. Кобычев умело готовил юношей к службе в армии. Уроки военного дела были у них любимыми занятиями. Также Иван Алексеевич вёл уроки физической культуры. В школе был оборудован хороший спортивный городок, методом народной стройки возник школьный тир, который впоследствии стал поселковым. По воскресеньям проводились различные спортивные (лыжные, футбольные, волейбольные, стрелковые) соревнования. Так что рабочая неделя военрука И. А. Кобычева была семидневной. Долгие годы он возглавлял школьную первичную организацию ДОССАФ. Имел поощрения от маршала Советского Союза С. М. Будённого. Стрелковая команда школы всегда побеждала на районных соревнованиях. В коллективе учителей школы Ивана Алексеевича уважали в первую очередь за преданность профессии, полную самоотдачу учительской работе. Вспоминается его работа учителем физической культуры, занятия по лыжной подготовке. Без лаборантов, помощников надо было подготовить 40–50 пар лыж. Выходы на лыжах проходили по маршруту: школа – гора Селингин – школа. Гора Селингин была любимым местом лыжного отдыха жителей Жигалово.
Так ученики за два урока могли сходить туда и обратно. Учителю физкультуры проходил в день туда и обратно шесть раз. В общей сложности это было более 30 км. Годы брали своё, сказывались четыре ранения и три контузии. Работу военрука и учителя физкультуры пришлось оставить.
Новые жизненные испытания
В середине 60-х годов Иван Алексеевич перешёл на работу в школьную библиотеку. Здесь
фронтовика подстерегали новые жизненные испытания. Выше уже говорилось, что окончить педагогическое училище ему не пришлось, т. к. был призван армию. Аттестат об окончании Сызранского танкового училища не стали приравнивать к диплому о среднем образовании. Так как зарплата учителя определяется уровнем образования, то оплату стали производить как специалисту, не имеющему среднего образования, т. е. по низшей ставке. Тут и проявились жизнестойкость и умение преодолевать трудности. Поступил в вечернюю школу и хорошо её окончил.
Не успел порадоваться решённой проблеме, как пришла другая. Общий стаж педагогической работы давал право Ивану Алексеевичу на получение пенсии за выслугу лет. Где-то «наверху» решили, что пенсию за выслугу лет учителям надо приплюсовать к получаемой заработной плате. Поскольку Иван Алексеевич перешёл работать в библиотеку, то пенсия ему при новом подходе как бы не положена. Но не тот характер у фронтовика, чтобы сдаваться. Решил обратиться к маршалу Советского Союза К. К. Рокоссовскому, который в то время занимал должность заместителя министра обороны СССР. Маршал внимательно отнёсся к обращению ветерана войны, понял, что государственная машина дала сбой и ущемила его права. В итоге было принято решение о выплате пенсии за выслугу лет за счёт средств МО СССР.
Вспоминаются встречи Ивана Алексеевича с его учениками. Проходили они, как правило, в летнее время в пору отпусков. Парни, отслужившие в армии, окончившие институты, военные училища, приходили к нам домой, с благодарностью вспоминали ту «науку жизни», которую преподносил учитель.
Здорово, когда улицы городов, посёлков называют в честь защитников
Отечества и Учителей. Они заслужили это право трудом и своей жизнью.[1]
[1] Фото в статье из архива автора.