• Храбрый воин и Учитель с большой буквы

    13 Июл 2020
     
    11:10
     

    Текст: Материал подготовили Вадим Алексеевич Сидельцев, студент Филиала ГБПОУ «Братский педагогический колледж», Тамара Ивановна Лопатникова, руководитель музея Филиала ГБПОУ «Братский педагогический колледж»

    В 2018 году исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Жигалина – преподавателя Тулунского педагогического училища и ветерана Великой Отечественной войны.


    В 1944 году С. Г. Жигалин был награждён орденом Славы III степени.

    Сергей Георгиевич Жигалин прибыл на работу в Тулунское педагогическое училище в 1949 году, после окончания Иркутского художественного училища. 31 год трудился преподавателем изобразительного искусства и ручного труда. В его характеристике написано: «Сергей Георгиевич всегда добивался прочных знаний и навыков у студентов, воспитывал прилежание, аккуратность, любовь к порядку и труду. Ряд студентов, обучавшихся у Сергея Георгиевича, стали учителями труда и ИЗО. Активная жизненная позиция Сергея Георгиевича нашла применение в общественной работе педучилища и города Тулуна, он был лектором и агитатором, несколько лет избирался народным заседателем в городской суд. У него большое количество грамот, благодарностей за общественную работу в училище и городе».

    Выпуск 1950г.

    Сергей Георгиевич был разносторонним человеком: увлекался спортом, бальными танцами, любил путешествовать, постоянно участвовал в лыжных соревнованиях, на которых показывал отличные результаты.

    За активную работу лектора и пропагандиста его награждали поездками за рубеж. В 1960 году, после победы Кубинской революции, он побывал в составе советской делегации на Кубе, позднее посетил Чехословакию и Индию.

    В 50–60-е годы в педучилище работал драмкружок, который позднее стал театром юного зрителя. Актерами были преподаватели и студенты.

    «Сергей Георгиевич был не только актером ТЮЗа, но и декоратором сцены к спектаклям. Красивыми и точными были костюмы артистов, исполнение которых отличалось большим художественным вкусом», – написано в характеристике.

    Учитель с большой буквы

    В те годы в училище работало только одно отделение – школьное, но предметам ИЗО и труда уделялось много часов, поскольку учителя начальных классов вели все школьные предметы. Ежегодно в конце учебного года в актовом зале училища устраивались отчетные выставки рисунков и поделок студентов. В течение месяца выставку посещали школьники, их родители и все желающие. Удачные работы студентов отбирались для сводной выставки в Иркутске, и многие из них признавались лучшими.

    В 1967 году в Иркутском областном отделе народного образования было принято решение об открытии в Тулунском педагогическом училище художественного графического отделения. Два года Сергей Георгиевич один работал в группе первого набора.

    Из воспоминаний Сергея Георгиевича:
    «Трудностей было много – не хватало помещений-мастерских, мольберты делали своими руками по его чертежам, натурный фонд создавался медленными темпами. Главное, не было специалистов. Специалисты приезжали, но не задерживались – то город не приглянулся, то бытовые условия не устраивали, то не были подготовлены как педагоги. Но постепенно сложился хороший коллектив».

    Сейчас выпускников ХГО Тулунского педагогического колледжа знают в Иркутской области и за ее пределами. В школах Братска, Ангарска, Иркутска и других городов работают его выпускники.

    По праву Сергей Георгиевич является основателем художественно-графического отделения. За плодотворный педагогический труд ему присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР». Он имеет много грамот Иркутского областного отделения народного образования, Тулунского ГОРОНО за успехи в обучении и воспитании молодежи.

    Большим уважением пользовался Сергей Георгиевич у студентов педучилища. В своем архиве он сохранил все поздравления, приветственные адреса и даже телеграммы от выпускников. Бывшие студенты сообщали ему о своих делах, извещали о свадьбах, рождении детей.

    Храбрый воин

    Родился Сергей Георгиевич в 1918 году в Читинской области. У него было трудное детство: в младенческом возрасте остался сиротой, воспитывался в приюте, затем у родственников. С 12 лет работал в колхозе. В 1937 году поступил в Иркутское художественное училище. Война прервала обучение, окончить его удалось только в 1947 году. Перенесенные в детстве лишения закалили характер и помогли пережить тяготы страшной войны, стать хорошим солдатом.

    В армии с марта 1943 года. Военная специальность – фронтовой разведчик. Не раз ему приходилось «брать языка» – выкрадывать противника и доставлять его в штаб для получения сведений. Сергей Георгиевич отличался смекалкой, храбростью и находчивостью, обладал чувством юмора и боевым задором. Именно таких воинов называют «Василий Теркин».

    Воевал Сергей Георгиевич в составе Второго Прибалтийского и Первого Белорусского фронтов, освобождал Калининскую область, Прибалтику, Польшу, Германию. Участвовал в штурме Берлина. Был трижды ранен, контужен. Демобилизован из армии по ранению в 1945 году.

    Старший сержант С. Г. Жигалин имеет много боевых наград: ордена Славы III степени, Отечественной Войны I степени, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», нагрудный знак «Отличный разведчик».

    Все послевоенные годы Сергей Георгиевич как участник войны встречался со школьниками и студентами города и тем самым внес большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи. Его рассказы оставляли у слушателей неизгладимое впечатление.

    Фронтовые годы и ранения сказались на его здоровье. Сергей Георгиевич говорил: «Обязательно доживу до 50-летия Победы, а потом…». Он отметил 50-летие Победы, выступив в последний раз на встрече со студентами и преподавателями педучилища. Умер 27 мая 1995 года, через три недели после праздника.

    Среди ветеранов, 1980г.

    Студенты колледжа ухаживают за его могилой, приносят цветы на 9 мая.

    У Сергея Георгиевича не было детей. Его документы, творческие работы, фотографии хранятся в музее Филиале ГБПОУ «Братский педагогический колледж» города Тулуна.

    Воспоминание первое

    «Ночь была студеной, с Балтики дул промозглый ветер. В такую погоду немец наверняка из блиндажа не вылезет. Мы приготовились к выполнению задания. “Языка” решили брать на том же месте, где брали накануне. Шли по тому же маршруту, надеясь, что засады нет. Сапер проделал коридор в проволочном заграждении и вернулся к своим. Мы остались одни, передний край был позади. Увидели часового, который ходил вдоль траншеи, пританцовывая, бил нога об ногу – видимо, здорово продирал его генерал Мороз.

    Я решил один овладеть “языком”, чтобы не создавать лишний шум. До противника не более двух-трех метров. Часовой приближался, я прыгнул, схватил его за голову, но немец оказался здоровенный. Он осатанело крутанулся, и я оказался в снегу. “Пропал, – подумал я. – Сейчас поднимет крик”. Но, удивительно, фашист, как огромный хряк, молча двинулся на меня. Я встретил его тяжелым ударом ноги в челюсть, автомат отлетел в сторону. Но немец поднялся и бросился в атаку. Применив прием, я все-таки его оглушил и связал, хотя он был гораздо крупнее и тяжелее меня.

    Немец оказался хорошим информатором, дал ценные сведения. Командир спросил меня: “Как же ты с ним справился, ведь он боксер-профессионал!”. “Не знаю, товарищ лейтенант. Больно уж я обозлился на него, когда он меня отшвырнул!”.

    Через два дня неожиданным ударом наших войск немецкая оборона была прорвана и фашисты были отброшены на 70 км. После боя майор из штаба вручил мне орден Славы третьей степени. “За “языка” и за 70 км освобожденной территории”, – сказал майор».

    Воспоминание второе

    «…Шёл тяжелый бой за маленькую деревушку, название которой я не знал. Грохотали взрывы, пули свистели над головами, немцы не отступали. Они хорошо укрепились. По нашей пехоте било несколько батарей. Прохладный вечер опустился на землю, наступила тишина. Как хорош был вечер! Как хотелось жить!

    Комбат вызвал меня и приказал доставить “языка”. Осторожно пробираюсь по берегу, раздвигая кусты черемухи и смородины. Слева журчит река, справа поет соловей. Как хорошо! Совсем не хочется думать о войне. Проклятые фашисты! Тут я услышал звук: “Кап, кап!”. Выглянул из-за куста. На берегу стоял немец и пил воду из каски. Заходящее солнце освещало белобрысый затылок. Рядом стояла лошадь, запряженная в телегу с бочкой, наполненной водой. Я осторожно подошел к немцу и вскрикнул “Хенде хох!”. Немей повернулся и посмотрел на меня отсутствующим взглядом. На глазах были слезы. “Я, я”, – сказал он и покорно поднял руки.

    В одной руке была зажата фотография маленькой девочки, очень похожей на немца. Я вдруг вспомнил, что наши солдаты хотят пить, к берегу подойти нельзя, он обстреливался снайперами. Я заставил немца сесть вместо кучера, а сам уселся на бочку с водой.

    “Товарищ комбат! Боевое задание выполнено!”, – доложил я».[1]


    [1] Для написания статьи использована архивные материалы музея Филиала ГБПОУ «Братский педагогический колледж» г. Тулуна.

    Мы в социальных сетях: