• Реализация государственной языковой политики в Иркутской области

    01 Июн 2020
     
    9:42
     

    В рамках реализации государственной языковой политики в 2020 году в Иркутской области организуются мероприятия по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Базовые (опорные) площадки ГАУ ДПО ИРО по реализации данного направления
    посчитали важным включить в дорожные карты реализации проектов мероприятия, посвящённые 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    «Моя цель – донести до их сердец те эмоции, которые когда-то я получила в детстве…»: о миссии учителя

    Текст: Ирина Викторовна Имитинова,
    учитель начальных классов МБОУ
    г. Иркутска СОШ № 4

    Какое время называется «нашим»? Это время, в котором жили наши современники и живём мы сами. И каждый день, уходящий в прошлое, становится историей. Заметьте, каждый день. А сколько таких дней в 75 годах… Я ставлю не знак вопроса, а многоточие, чтобы мы с вами задумались о том, что такое 75. Ведь это может быть жизнь одного человека. Жизнь, которая бежала, стремилась, менялась. И человек её старался прожить честно, правильно, интересно. Мне 46. Я хорошо помню себя пионеркой, комсомолкой, студенткой. Моё детство прошло в рабочем посёлке Тайшетского района, куда с войны возвращались солдаты. И мы, дети, хорошо знали дом каждого ветерана, потому что на их воротах горели красные звёзды. Бегая по улице, мы останавливали шаг возле этих ворот, дыхание учащалось. И мы шептали: «Здесь живёт ветеран». А как мы ссорились, когда на шефство нам распределяли на 1–2 человека меньше! Да, да. Ссорились, потому что для нас было честью наколоть дров, принести воды в их дом, сбегать в магазин. А они нас ждали. Ждали не для помощи, а для общения. С каким интересом мы слушали рассказы о войне! Конечно, они нас оберегали от всех ужасов той страшной войны, рассказывали забавные истории. Смеялись вместе с нами, ведь тогда они были чуть старше нас, они тоже успевали жить, любить. Смеялись со слезами на глазах. Никогда не забуду тот взгляд, в котором оставила горький след та страшная война. Мы возвращались в школу, пересказывали друг другу истории, конечно, писали сочинения. Нам было это важно и нужно, мы гордились подвигом своего народа. Нам были близки те события, мы могли расспросить о них очевидцев. Поменялось время, поменялась страна. На моих глазах рушились идеалы, в которые мы свято верили. И вот я уже сама 25 лет работаю учителем. И всё это время ни на минуту не сомневалась в том, что надо говорить об этом. Мы сохранили традицию проводить ежегодно смотр песни и строя. Сам смотр – это уже итог той работы, которая ведётся. Мы с детьми разговариваем. Они с удовольствием с помощью родителей находят родственников-ветеранов. Пишут рассказы о том, что удалось узнать. Пусть информации немного, но она получена детьми. Пишут и рассказывают понятным языком. Большая удача, когда находятся старые снимки. Мы живём в мире Интернета. Можно найти и показать всё, что угодно. Но ставшие традицией выезды на 9 Мая к Вечному огню дети воспринимают очень серьёзно. Моя цель – донести до их сердец те эмоции, которые когда-то я получила в детстве. Они возлагают гвоздики к Вечному огню и молчат. Мы возвращаемся в школу и снова разговариваем на русском языке. В этих беседах я не слышу слов из современных компьютерных игр. Мы читаем о войне, смотрим фильмы, поём песни. А сколько было эмоций у детей, когда учились складывать письмо-треугольник с фронта! Конечно, был рассказ о том, как ждали этих писем, с какой надеждой и верой, как хранили эти весточки от своих родных. Дети, затаив дыхание, слушали некоторые из них. Стараясь использовать правила русской орфографии, мы сами писали послание потомкам в этих треугольниках. Писали о том, как хорошо жить без войны, жить в мире, о своей мечте и благодарили ветеранов. Ученики уже не удивляются, почему при прослушивании песни «День Победы» в исполнении Л. В. Лещенко у меня выступают слёзы и начинает дрожать голос. Сейчас у наших детей всё меньше возможностей общаться с ветеранами. Поэтому я буду рассказывать о том, что знаю, что сама слушала ребёнком в деревенском доме или на завалинке. Очень надеюсь, что потом мои дети расскажут об этом своим. Пока живёт наша память, живёт история, живёт наша Родина.

    Во имя жизни на Земле

    Текст: Ольга Борисовна Рудьман, учитель русского языка и
    литературы МКОУ Тулинская СОШ

    Весь народ сегодня готовится отмечать 75-летний юбилей Победы над фашистской Германией. Накануне празднования и мысли, и речи наши сводятся к одному: как мы победили, как отстояли нашу российскую землю от лютого врага. Внук меня однажды спросил:
    – Что такое война? О ней часто говорят и пишут. Я призадумалась. Действительно, как объяснить доходчиво внуку, что такое Великая Отечественная война? Для нас это тяготы, это страдания, которые вынес наш народ. Не измерить ту боль, что охватила всё население страны, когда фашисты напали на нас. Первые дни войны были самыми страшными. Мы, простые мирные люди, не ожидали предательского нападения со стороны Германии. Особенно тяжёлыми эти дни оказались для жителей Украины, Белоруссии. Фашисты двигались к Москве. Растерянность, паника, слёзы – вот что мы перенесли тогда. Потом долгие годы борьбы за Москву, Сталинград, Севастополь, Новороссийск и другие прекрасные города России. Мы не пустили врага в глубь страны.
    – А сибиряки воевали? Я читал про Героя Советского Союза, нашего земляка Дениса Степановича Намаконова. Он из Забайкалья? – интересуется внук. Я говорю ему, что всем людям страны пришлось откликнуться на зов Родины – идти на войну. Наши земляки-сибиряки двинулись в центр России. Целыми эшелонами шли они на фронт. Не все вернулись с позиций. Об этом свидетельствует и сухая статистика, и родная сибирская поэзия.

    75 лет – это память

    Марк Давидович Сергеев, выдающийся поэт Иркутской области, бывший фронтовик, писал в своём знаменитом стихотворении «Баллада о тополях» о тех событиях так:

    …Нас было двадцать шесть на белом свете –
    Мы впятером с войны вернулись в строй.
    Но остальные не уходят. Рядом
    Они стоят бессмертны, как земля…
    Что значит для нас это 75-летие Победы?

    75 лет – это память. Память о багровых реках, наполненных слезами и кровью бедных людей. Это скупая радость от маленьких побед. Поражений было больше… И, наконец, долгожданное счастье по по-
    воду окончания войны! Я говорю детям, которых учу русскому языку и литературе, что можно пережить все тяготы, житейские неудобства, но главное – остаться Человеком! Выжить и остаться Человеком!.. А как это порой трудно…

    Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны.
    В том, что они – кто старше, кто моложе –
    Остались там…

    Эти скупые, но ёмкие по смыслу слова А. Т. Твардовского о нашей «вине» перед погибшими точно отражают состояние тех, кто живёт сейчас и благодарит за жизнь не пришедших с войны.

    Дети о войне

    Слово. Наше ёмкое русское слово, наше «великое русское слово». О, наше умение красиво и доходчиво говорить, писать! Словотворчество. Именно об умении творить словами свои сочинения, посвящённые теме войны, я буду говорить сейчас.
    В декабре учащиеся 11 класса сдавали свой первый в году письменный экзамен по русскому языку – итоговое сочинение.
    Направлений было несколько. Одно из них – «Война и мир». Одиннадцатиклассниками было накоплено достаточно материала для того, чтобы успешно написать сочинение. «Война и мир»
    Л. Н. Толстого, «Судьба человека» М. А. Шолохова, военная лирика
    К. М. Симонова, Н. М. Майорова, Ю. В. Друниной – неполный перечень книг, прочитанных учащимися. Немало уроков мы посвятили теме войны. Об одном из них, проведённом в форме читательской пресс-конференции, расскажу подробнее. Велась большая подготовительная работа в классе: дети поделились на группы «историков», «чтецов», «аналитиков», «писателей». Писателей представляли лучшие ученики класса. В ходе пресс-конференции учащимся были поставлены вопросы исторического характера: «О каких событиях войны идет речь?», «Где происходят события?» Чтецы обращались к текстам. Учащимися было прочитано немало поэтических произведений. Историки готовили сообщения о событиях, отражённых в «Войне и мире», «Судьбе человека». Аналитики
    делали выводы по прочитанному и сказанному на уроке. Писатели открыли замыслы создания произведений, рассказали о работе над портретами литературных героев. Урок понравился ученикам: много было сказано, прочитано, отмечено. Они испытали удовлетворённость от подготовки к экзаменам благодаря поисковым и исследовательским методам. Всем пришлось по душе выразительное чтение текстов стихов военной тематики. Часть произведений была выучена здесь же и разобрана на цитаты. Затем этот материал пригодился учащимся при написании сочинений. Все они успешно сдали экзамен. Оттачивать речевую грамотность и культуру помогают конкурсы, проводимые на школьном, муниципальном и региональном уровнях, в том числе посвящённые Победе. Так, конкурс «Этих дней не смолкнет слава» и конкурс чтецов (проводится и в школе, и на муниципальном уровне) считаются традиционными. Дети 9–11 классов принимают них активное участие, занимают призовые места. Наши ученики любят декламировать стихи родных поэтов, в том числе сибиряков:
    Д. Алтаузена, М. А. Рыбакова, И. П. Уткина, М. Д. Сергеева. Примечательно то, что они не только хорошо знакомы с текстами, но и знают биографии поэтов, знают, что все они участники Великой Отечественной войны. Поражает, что дети выразительно читают стихи, вкладывают в них свою душу и сердце. Ясно одно: тема войны волнует школьников, настраивает их на правильное восприятие не только отечественной военной литературы, но и жизненных ценностей. Когда-нибудь, я верю, это будет, – В спокойный час, у тихого огня Познавшие иное счастье люди Из уст твоих услышат про меня…
    Так пророчески звучали в те далёкие годы слова поэта Моисея Александровича Рыбакова. Мы, познавшие счастье жить спокойно, без войны, понимаем смысл этих глубоких слов. Дети тоже пытаются писать о войне. Иногда рождаются стихи вдумчивые, наполненные каким-то недетским отношением к свершившемуся много лет назад.

    Память о войне

    «Я знаю, никакой моей вины…», –
    Услышал я недавно на уроке.
    И в памяти моей остались строки
    О той далёкой, памятной войне.
    Поэт писал, что «нет его вины,
    В том, что другие не пришли с войны».
    Его вины нет и моей нет тоже.
    Так почему волнуют и тревожат слова
    стихов:
    «Но всё же, всё же, всё же…»?
    Они теперь меня ночами гложут,
    Спать не дают, днём с ног сбивают тоже.
    Как можно позабыть, скажи нам, Боже,
    О той суровой, памятной войне?

    В. Жигарев, учащийся 6 класса

    Русская речь как уникальный ресурс сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне

    Текст: Ирина Геннадьевна Субботина,
    учитель начальных классов
    МОУ ИРМО Усть-Кудинская СОШ

    Для современных детей и для нас, педагогов, война как действие неизвестна. Мы узнаем о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа из рассказов наших близких, кому довелось пережить это страшное время. Война для нас – это чёрно-белые советские фильмы, документальные хроники, художественные произведения. Мы знаем войну лишь на словах, мы помним её в них, поём и читаем то, что бережно создавали и сохраняли для нас в течение 75 лет. 2020 год по указу Президента РФ объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. И школа не может и не вправе оставаться в стороне. Сегодня необходимо развивать тему ресурсов сохранения и передачи исторической памяти о событиях тех лет. Как выше уже было написано, история остаётся и распространяется в большей степени средствами русской словесности, и мы предполагаем, что именно русская речь является уникальным ресурсом сохранения и передачи следующим поколениям информации о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В рамках подготовки к празднованию Дня Победы был разработан цикл внеклассных мероприятий с учениками 4 «Б» класса МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ». Основной целью цикла стала реализация идеи рассказать детям о войне, используя самое понятное для восприятия и знакомое с раннего возраста средство – военную песню. В неформальных беседах с учениками мы смогли выяснить, что одну песню все дети знают практически наизусть. И именно она стала темой первого занятия. Это песня «Катюша», написанная до начала войны в 1938 году поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Но свою популярность и смысл она обрела именно в военное время. «Катюша» стала не только важной вехой в советской музыке, но, что намного ценней, она оказалась социальным феноменом и символом того времени. Песня, как нам кажется, один из самых важных ресурсов сохранения исторической памяти через слово и музыку. Именно в таком сочетании передача опыта и пробуждение интереса к истории и русскому языку происходят наиболее естественно, бережно и не искажаются нововведениями в речи, разными прочтениями истории России и политическими течениями. Ведь музыка – это прежде всего искусство, его принято созерцать в первозданном виде. Тем не менее она вызывает интерес к познанию и изучению мира вокруг через историю и речь. Именно на понимании истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и
    был поставлен акцент на внеклассных мероприятиях. «Катюша» В 2015 году журналом «Русский репортёр» было проведено социологическое исследование, результатом которого стал рейтинг «Сто главных песен на русском языке (1917–2017)». Песня «Катюша» заняла 13 место в этом списке. Вместе с учащимися мы прослушали эту песню, уделяя внимание повествованию, стилю, отдельным словам. Особый интерес вызвала у учеников героиня песни – Катюша. Было задано множество вопросов и выдвинута не одна теория о том, кто эта женщина и почему про неё написана целая песня. Существует немало прототипов героини этой песни, краеведы и учителя изучали этот вопрос. Оказывается, что история Катюши находила отклик в сердцах солдат и песня очень быстро стала народной. Есть множество вариаций, где память бойцов о конкретных девушках стала достоянием всего русского народа. Так, например, 10 января 1943 года в газете 44-й армии «На штурм» были опубликованы стихи о Кате Ивановой: «Наш вишнёвый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила – твёрдо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою». Оказывается, как установил бывший военный летчик, краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, что Катя Иванова была вполне реальной девушкой из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулемётчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. Эта история поразила детей тем, что события песни были близки многим семьям. Каждый участник войны видел в этой песне свою конкретную Катюшу, свои
    истории о событиях военных лет. После проведения нескольких мероприятий из запланированного цикла учащиеся начали делиться своими чувствами о том, что теперь для них это не просто известные песни, а песни, за которыми они видят историю войны. Они стали понимать, почему так чтится Победа в Великой Отечественной войне, в чём смысл митингов 9 мая, почему их участие очень важно и ценно.
    Сохранение истории и традиций не должно стать механическим процессом без осмысления, и начинать с детьми изучение одного из самых важных и трагических периодов нашей истории нужно уже с самых ранних лет. Просмотр фотографий, память о дедушках и бабушках, семейные рассказы и, конечно, песни тех лет – самые простые и очень деликатные инструменты для того, чтобы показать ребёнку, что в жизни бывает много таких моментов, которые нужно помнить и чтить.

    Мы в социальных сетях: