• ИБЦ – место творчества детей

    29 мая 2020
     
    16:33
     

    В 2019 году Иркутская область стала получателем субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств при реализации государственной программы российской федерации «Развитие образования», в частности по направлению создания и наполнения школьных информационно-библиотечных центров. Специалисты ГАУ ДПО ИРО и руководящие сотрудники школ городов Усть-Илимска и Черемхово рассказали историю создания ИБЦ в Иркутской области, обсудили их роль в жизни всех участников образовательной деятельности, рассмотрели вопросы обновления федеральной концепции развития школьных информационно-библиотечных центров и комплектации школьных ИБЦ оборудованием, соответствующим современным требованиям «Школьный ИБЦ – это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков». Из приказа Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».

    Иркутская область – один из регионов, который ведёт активную деятельность по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Руководящие сотрудники школ городов Усть-Илимска и Черемхово вместе со специалистами ГАУ ДПО ИРО обсудили вопросы, касающиеся мероприятий, направленных на повышение качества образования. Одной из центральных проблем беседы стало создание школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, пополнение их фондов электронными изданиями, обеспечение соответствующим оборудованием. В беседе приняли участие:
    ■ Евгения Александровна Шестакова, руководитель центра госу-
    дарственной политики в сфере образования ГАУ ДПО ИРО;
    ■ Наталья Борисовна Бердникова, руководитель информацион-
    но-библиотечного центра ГАУ ДПО ИРО;
    ■ Александр Сергеевич Быков, руководитель центра цифровой
    трансформации образования ГАУ ДПО ИРО;
    ■ Виктор Александрович Голощапов, директор МБОУ «СОШ № 15»
    МО г. Усть-Илимск;
    ■ Эльвира Викторовна Переляева, заведующий библиотекой МОУ
    Школа № 5 г. Черемхово;
    ■ Елена Кимовна Балкова, шеф-редактор журнала «Педагогический
    ИМИДЖ: от идеи к практике».
    Е. К. Наталья Борисовна, Вы непосредственно стоите у истоков реализации мероприятий, направленных на создание школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, пополнение их фондов электронными изданиями. Иркутская область в прошлом году стала получателем субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств при реализации программы «Развитие образования», в частности по направлению наполнения ИБЦ. Каковы предпосылки к тому, что этот успешный шаг состоялся? Какова история этого вопроса?

    Н. Б. Вообще Иркутская область шаги в этом направлении делает с 2016 года, ещё в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования». Уже тогда по мероприятию 2.4 появилось направление «Модернизация организационно-технологической структуры и обновление фонда школьных библиотек». Иркутская область стала грантополучателем, и именно в 2016 году была создана основа региональной сети ИБЦ. Её фундаментом стал региональный ИБЦ на базе нашего института, тогда же возникли ИБЦ школы № 15 города Усть-Илимска и муниципальный информационно-библиотечный центр МКУ «ИМЦРО» города Иркутска. Вот три пилотных ласточки.
    И в 2017, и в 2018 годах Иркутская область также была грантополучателем по этому направлению. Сегодня в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие образования» и государственной программы «Развитие образования» у нас созданы 4 школьных и 5 муниципальных ИБЦ, то есть основа сети уже существует. И в 2020 году у нас есть замечательная возможность продолжить её развитие: появятся ещё 3 новых центра и наш региональный ИБЦ будет доукомплектован.

    Обновление региональной Концепции развития школьных ИБЦ

    Е. К. Действительно, Иркутская область имеет замечательные традиции в этом направлении. Наталья Борисовна, а какие Вы можете назвать крупные мероприятия, которые помогут развивать образование по направлению ИБЦ в 2020–2024 годах?
    Н. Б. У нас есть уже ставшая традиционной конференция, которая проходит в конце апреля 3 года подряд: собираем библиотекарей, подводим итоги за прошедший период, обсуждаем насущные проблемы и делимся инновационным опытом. А поскольку в 2020 году наша региональная концепция развития ИБЦ обновляется, то 29 апреля состоится конференция, где это станет одним из вопросов для обсуждения. И хочу проанонсировать: 31 марта мы начинаем проектировочную сессию для работников школьных ИБЦ и библиотек, в том числе и педагогов. Она будет посвящена обсуждению концепции, её проекта и тому, чтобы каждая образовательная организация смогла наметить свои пути по трансформации школьной библиотеки в ИБЦ, если для этого есть предпосылки, либо по совершенствованию работы школьной библиотеки в том виде, в котором она существует. Это будет массовое открытое обучение, поэтому приглашаем всех желающих к участию.
    Помимо конференции, уже становится традиционным круглый стол, он проходит в октябре. На нём мы подводим итоги конкурсов, отмечаем яркие моменты и делимся опытом. Также ежегодно проходит хотя бы один конкурс. Это либо конкурс проектов библиотек и ИБЦ, либо, как было в 2019 году, библиотечных разработок (интересный и очень большой, количество участников исчисляется десятками, поэтому эту традицию обязательно будем продолжать).
    Е. А. Наталья Борисовна, мы знаем, что многие сотрудники нашего института были вовлечены в стратегическую сессию по обновлению концепции. В какой части она будет обновлена?

    Н. Б. В первую очередь будет обновлена роль регионального информационно-библиотечного центра: более чётко представлена его структура; расширено описание функций школьного ИБЦ и возможностей тех центров, которые создаются на базе сельских школ, с учётом появления «Точек роста», и организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, то есть там, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья; как вариативная часть (необязательная, допустимая) предложена кластерная модель.

    Как центр коллективного пользования

    Е. А. Я правильно понимаю, что и федерация, которая выделяет субсидии, и регион, поддерживающий региональные составляющие, видят ИБЦ в первую очередь как центры коллективного пользования?
    Н. Б. Безусловно. Когда работники библиотеки активно участвуют в образовательной деятельности, при наличии площадей, её превращение в центр коллективного пользования происходит естественным путём. Она становится центром притяжения интересных практик, которые не укладываются в классно-урочную систему.
    Е. К. Я представляю, насколько интересно будет сейчас сотрудникам тех образовательных организаций, которые вовлечены в эту работу. Наталья Борисовна, каким образом состоялся отбор образовательных организаций? Что было критерием для него?
    Н. Б. Критерием отбора стала готовность образовательной организации взять на себя определённую ответственность, потому что грантополучение – это не награда, а обязательство на дальнейшее
    развитие и успешную работу. Учитывались материально — технические возможности образовательной организации, потому что требования к площадям федеральной концепции, зонированию ИБЦ достаточно чёткие, жёсткие; возможность трансформации и расширения библиотеки для выполнения всех функций. Существует документ под названием «Предложение по разработке модельного стандарта информационно-библиотечного центра образовательной организации», который в 2019 году был создан федеральным информационно-методическим центром библиотеки имени
    К. Д. Ушинского. Наша область принимала участие в обсуждении этого документа. Там предложена кластерная модель организации школьного ИБЦ. Далеко не каждая школа к этому сейчас готова, но такая модель тоже может быть реализована. Также учитывались наличие кадров и, конечно, поддержка муниципалитета – насколько он готов способствовать создания школьного ИБЦ в этой образовательной организации. 158
    Е. К. А в чём заключается основная идея этой кластерной модели?
    Н. Б. Вы знаете, наш институт – не побоюсь так сказать – стал катализатором создания этой кластерной модели, потому что в 2016 году мы представляли региональный ИБЦ и предложили её такой, как на тот момент видели. То есть центр ИБЦ – это зона библиотеки: абонемент, читальный зал, медиатека, книгохранилище; однако он также может подтягивать ресурсы всей образовательной организации и не обязательно должен территориально находиться в одном месте.
    Е. К. Получается, центр, созданный по этой кластерной модели, может тесно взаимодействовать с другими близлежащими организациями?
    Н. Б. Да. Допускается использование ресурсов учреждений культуры и искусства, общедоступных библиотек.
    Е. А. То есть основная задача – сделать так, чтобы пространство библиотеки стало открыто не только для учеников школы и всех субъектов образовательной деятельности, но и для социальных
    партнёров, других институтов воспитания и образования и т. д.?
    Н. Б. Да.

    ИБЦ как зона свободного творческого развития ребёнка

    Е. К. Виктор Александрович, Вы активный участик этих мероприятий. Каковы Ваши ожидания от той работы, о которой Наталья Борисовна сейчас говорила?
    В. А. Это было не совсем ожидание, скорее спасательный круг, который нам бросили. Реализуя программу смешанного обучения в школе, мы столкнулись с тем, что нет пространств, которые могли бы позволить учителю выйти за рамки класса. В старой школе, спроектированной в советское время, очень сложно найти зоны свободного творческого развития ребёнка. Внедряя смешанное обучение, мы заметили, что библиотека становится всё более и более
    востребованной: там дети могут изолироваться, поработать группой. А благодаря созданию ИБЦ мы смогли наполнить эти зоны хорошим оборудованием, поэтому реализация идеи смешанного обучения у нас шагнула далеко вперёд. Ещё до внедрения ИБЦ я видел красивые библиотеки – не рабочие, не творческие – и много техники. Да, их можно показать гостям, приехавшим в город и пришедшим в школу, иногда они становились дополнительным классом информатики. Мы сразу категорически от этого отказались и решили, что ИБЦ – это место творчества детей. Сегодня мы ежедневно видим, что 2–3 группы
    старшеклассников, да и не только, занимаются там с планшетами, компьютерами, тут же привлекая справочную литературу, которая есть в библиотеке, книжные издания. Они работают над школьны-
    ми проектами, сценариями, выполняют задания, которые дал учитель.

    Наполнить пространство
    соответствующим оборудованием

    Е. К. Большая часть работы приходится на центр цифровой трансформации образования. Александр Сергеевич, какая задача стоит перед Вами в свете деятельности по созданию и развитию
    школьных ИБЦ? И какая работа проведена уже на сегодня?

    А. С. У центра цифровой трансформации образования задача больше обеспечивающая, поддерживающая. Есть, безусловно, проект концепции, примеры кластеров. Задача же наша – наполнить пространство соответствующим назначению этих кластеров оборудованием. Мы говорим с вами об ИБЦ как о чём-то выходящем за рамки классического понимания, что такое библиотека. Как мы видим, на первом месте стоит слово «информационно-библиотечный». Информационное – это, конечно, книги, но и многое другое. С этой информацией каким-то образом нужно работать. Если взглянуть на то, что произошло в последние лет десять с точки зрения цифрового информационного наполнения, то можно смело сказать, что мир серьёзно изменился. Не только источников информации стало в сотни раз больше – появились новые форматы информации. Сегодня в разных образовательных центрах, в том числе в «Точках роста», появляется оборудование, которое направлено на работу с этими форматами. Например, не проблема сводить ребёнка в Лувр,
    погрузить его на дно океана или поднять в глубины космоса – это всё сегодня возможно. Конечно, нужно специфическое оборудование, и где ещё его размещать, как не в ИБЦ, мне не видится. Доступ к этим материалам должны получить все дети. Проблема, которая стояла и до этого – наполнение классической оргтехникой, потому что до тех пор, пока мы работаем с бумажными носителями, и копировальное, и тому подобное оборудование необходимо. Если мы говорим с вами о пространстве, которое может меняться, то становится понятно, что стационарная компьютерная техника не очень сюда подходит – её нельзя переместить. Соответственно, речь идёт о мобильных устройствах – либо планшетах, либо, как минимум, о ноутбуках-трансформерах. Наталья Борисовна говорила, что есть у нас и задание дать доступ в эти информационно-библиотечные центры для детей с ограничениями здоровья. Есть отдельный ИБЦ в уриковской школе.
    По тому, что мы имеем, можно точно сказать: все дети в этом центре получат возможность использовать данное оборудование.
    Третье направление – это, конечно же, инфраструктура сетевая. Стоит задача сделать пространство доступа к информационным ресурсам из собственных устройств детей – локальную сеть через технологию Wi-Fi. Форматы информации, являющиеся сегодня актуальными, требовательны ещё и к характеристикам программного и аппаратного обеспечения, с которыми мы работаем. Руководствовались тем, что запас актуальности оргтехники, которая приходит в ИБЦ, должен составлять порядка 8–10 лет. Закладывали с таким расчётом, чтобы в ближайшие лет 8 школам точно не пришлось обновлять это оборудование. Четвёртое направление – это автоматизация деятельности библиотекаря. То есть не просто ком-
    пьютерная техника, стеллажи с книгами, но полный процесс контроля над книговыдачами, упрощение, повышение эффективности и, соответственно, автоматизированные рабочие места библиотекарей со всем необходимым программным обеспечением. Также у новых комплектаций появляется система видео-конферец-связи, то есть мы ожидаем, что ИБЦ будут делиться своим опытом.

    О проблемах в работе с оборудованием и других методически аспектах

    Е. К. Я помню, лет десять назад в одной из иркутских школ библиотекарь жаловалась на то, что она просто не может работать в программе «1 С». И она ушла из-за этого. А сегодня есть риск того, что у сотрудников ИБЦ возникнут проблемы с той техникой, которой будет оборудован центр? Предполагается ли какая-нибудь программа обучения, повышение квалификации?
    Н. Б. Конечно, такая 36-часовая программа запланирована в ноябре. Мы будем обучать сотрудников школьных библиотек, педагогов-библиотекарей. Основной темой программы является организация образовательной деятельности, а что касается обучения использования новой техники, то это зона влияния центра, которым руководить Александр Сергеевич.
    А. С. Когда говорим о том, что ИБЦ должен стать центром, полноценным участником образовательной деятельности в школе, то становится понятно, что его формат не совсем подходит под классическую классно-урочную систему. Как сделать так, чтобы в одном помещении одна группа детей могла заниматься проектной деятельностью, другая изучала физику, третья – русский язык и все друг другу не мешали? Конечно, проще создать отдельные самостоятельные группы, но также можно выстроить их деятельность в рамках целенаправленного образовательного процесса, законченного и целостного. Такие модели проведения занятий существуют, наш центр им обучает. Виктор Александрович говорил про смешанное обучение. Каким образом грамотно организовать образовательную деятельность в ИБЦ – есть у нас и такие программы. Существуют достаточно много бюджетных мест по этим направлениям, поэтому в данном случае методически и содержательно никто не останется без внимания. Тем более что ИБЦ не так уж и много.
    Е. К. Сколько их сегодня, Наталья Борисовна?
    Н. Б. В области – 43. 9 из них созданы в рамках государственной программы «Развития образования». Остальные центры создавались силами образовательных организаций, муниципалитетов, управлений образованием. Новые школы получают по проектам пре-
    красно подготовленные пространства для ИБЦ, с огромными площадями. Другое дело, что организации по-разному это пространство используют: кто-то просто на классы его делит, а кто-то делает полноценную работающую структуру. Количество центров растёт и вне федеральных программ, потому что это веление времени.

    Нужно замотивировать, обучить

    А. С. Не будет ли у педагогов проблем в работе с оборудованием и в других методических аспектах – вопрос, конечно, мотивации сотрудников.
    Е. А. Действительно всё можно свести к примитивному использованию, а можно развернуть так, как в школе № 15. Виктор Александрович, для получения хорошего результата с чего начать, на
    что обратить внимание? И какие реальные риски существуют?
    В. А. Когда этот центр образовался, мы оказались даже в выигрышной ситуации. Почему? Потому что, реализуя программу смешанного обучения, учителя были уже погружены в работу с мобильными устройствами, программным обеспечением, видеоуроками и свой опыт презентовали на различных областных форумах. Появление центра стало новым этапом развития, дополнением к тому, что уже есть. 5 лет назад появились в Усть-Илимске программы по смешанному обучению, куда я и отправил несколько своих работников. Сейчас это модное направление. Тогда мои коллеги пришли с такими глазами: «Да это новый шаг! Давайте работать, давайте делать!» И возможность связаться с Институтом развития образования Иркутской области, с центром цифровой трансформации образования, их активная поддержка позволили нам развиваться, и следующий шаг – внедрение ИБЦ – стал естественным. Поэтому для того, чтобы погрузиться в такую атмосферу, надо замотивировать, обучить. Часто слышу, что возрастной порог – это плохо. У меня бывает с точностью до наоборот. В Иркутске проходил Байкальский международный салон образования, на котором наши педагоги давали 4 мастер-класса. Им было за 50 лет. К работе подключаются люди разных возрастов. Поэтому здесь главное – замотивировать, а чтобы мотивация была успешной, важно красиво, грамотно показать, что это такое и как этим пользоваться. Все они очень мобильны, обучаемы, и, если их заинтересовать, они горы свернут. Понятно, что всё происходило поэтапно. В первую очередь нужно в школе показать, насколько это интересно, насколько важно. Где-то и экономическое стимулирование подключалось, но в целом это было не главное. Когда твой сосед видит, что ты применяешь такие вещи, что детям интересно, они сидят, открыв рот, на твоём уроке, а потом вдруг ни с того ни сего работа из класса перемещается в библиотеку, там садятся за компьютеры и приносят тебе интересный продукт… У меня загорелась большая часть коллектива после этого. И ещё один момент про ИБЦ, их применение и распространение. Может, скажу немного крамольную вещь, но, мне кажется, не нужно делать упор на элитные школы, гимназии, лицеи, потому что там у детей и так очень много – и дома, и с собой – навороченных планшетов, телефонов, с которыми они могут работать. Другое дело – школы, расположенные в сложном районе. Эти дети не всегда дома видят компьютер, и центр для них – отдушина, шаг в совершенно другой мир, где они со всем этим познакомятся и выйдут на новую ступень своего собственного развития. Мы видим, что у нас они сидят и делают домашние задания, работают за компьютером, с новым оборудованием до самого закрытия библиотеки

    ИБЦ на самом деле даёт очень мощный толчок для развития ребёнка, для его понимания информационной среды. Моя бабушка, когда я пошёл в первый класс, узнала, что перьевые ручки заменили шариковыми, у неё был шок. Она кляла министерство, говорила, что похоронили всё образование и дальше развития нет. Чуть ли крестовый поход у нас случился. Всё дело в том, как правильно организовать, как мотивировать ребёнка на такую деятельность. Сегодня благодаря программе по развитию ИБЦ у меня дети работают с ручкой-сканером. Это совершенно другая культура работы с текстом, с различными носителями, что очень здорово. Всё благодаря тому, что появился центр для моих детей, которые не могут купить подобную технику.

    Можно не только играть, но и работать

    Е. К. Виктор Александрович, а читать дети больше стали благодаря ИБЦ?
    В. А. Опять же это такой вопрос, который в последнее время очень много обсуждают: «Вот с появление гаджетов, электронной книги мы похоронили традиционную. Это очень плохо». Но, когда ребёнок чуть ли не рождается с телефоном в руке, важно показать ему, что с помощью этих устройств можно не только играть, но и читать, на-
    ходить интересную информацию, работать с ней. Можно, сидя в библиотеке, да хоть в очереди в поликлинику, выполнять домашнее задание. Всё это порождает новую культуру работы с информацион-
    ными носителями, в чём очень помогает ИБЦ: не хватает на весь
    класс «Преступления и наказания», ребёнку дали планшет. Он сел, работает, уже знает, как отредактировать текст, выбрать нужные
    моменты для своего доклада на уроке. Во-первых, это помогает ему
    понять материал, во-вторых, заинтересует, потому что он привык так работать, пользоваться телефоном или планшетом, компьютером, это родное, то, что составляет сегодня часть его жизни. Конечно, он станет больше читать, так как видит, что технику можно использовать не только для игр, но и для других интересных вещей.
    Е. К. Эльвира Викторовна, а каков Ваш опыт по созданию и развитию ИБЦ. Как это было в Вашей школе?

    Э. В. В нашей школе пока присутствуют только компьютеры, сканеры, брошюраторы, ламинаторы – в таком формате, в котором может позволить муниципалитет или сама школа. Мы только ждём новое оборудование, разрабатываем проекты зонирования, кластеры. У нас сейчас столько планов, ожиданий! Это оборудование даст нам улучшить качество образования, обеспечить развитие не только учащихся, но всех участников образовательной деятельности нашей школы. Кроме программы смешанного обучения, у нас есть проект по профессиональному самоопределению школьников, где мы с помощью проб и стажировок на предприятиях и в организациях нашего города погружаем ребёнка в ту профессию, которая ему нравится. С полученной аппаратурой мы сможем сделать видеоконференцию с тем же авиационным заводом, встретиться с
    интересными людьми. Мечтаем, что теперь всё у нас будет замечательно. Поэтому мы столько очков виртуальной реальности заказали: «Один будет смотреть, остальные стоять? Давайте ещё чуть-чуть напишем!» И сейчас уже прозвучала эта проблема неэлитных школ. У нас тоже разный контингент учащихся. А мне очень хочется, чтобы каждый ребёнок побывал в Лувре, в Третьяковской галерее в 3D походил. Мне кажется, что с приходом оборудования увеличится возможность реализации проектов. Такие у нас мечты.

    Ради детей

    Е. А. В рамках государственной программы «Развитие образования» также будет создан один многофункциональный центр консалтинговой поддержки. Он будет оказывать поддержку в области
    использования оборудования – целесообразного, продуктивного – и содержания деятельности. Как вы все знаете, вошёл в действие профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где одна из должностей – это педагог-библиотекарь. Сегодня в этом плане государственная политика оформлена, задачи перед педагогом-библи-
    отекарем стоят огромные. Коллеги, которые приезжают к нам на обучения, видят, что деятельность по этой должности абсолютно переформатирована. Нужно обдумать, как сделать так, чтобы педагоги не находились в кризисе профессиональной некомпетентности, а были ко всему готовы. Действительно, замечательная мысль, абсолютно правильная, по поводу включения школ, которые показывают низкие результаты обучения. В этом году область (наш институт в том числе) выиграла три конкурсных отбора по модернизации содержания и технологий образования в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов и по работе со школами, показывающими низкие образовательные результаты и находящимися в сложных социальных условиях. В этом плане задача федерации стоит в использовании ресурсов и того, и другого гранта максимально эффективно, и мы старались про это помнить, когда комплектовались. Комплектацию школ планируется продолжить ещё в течение двух лет. Мы будем решать эту задачу и примем во внимание ваше видение данной проблематики.

    А. С. Я хотел бы добавить, что значительная доля пространств, содержаний, идей ИБЦ сейчас пересекается с понятием «цифровая образовательная среда». И в отечественной практике, в нацпроекте «Образование», впервые сделана попытка дать этому понятию определение с точки зрения современности, а также сформулировать цель создания цифровых образовательных сред. Если внимательно почитать, то там явно написано, что это не повышение предметных результатов, не что-то другое, а формирование ценности к саморазвитию и самообразованию. Где сейчас большая часть детей за пределами дополнительного образования занимается саморазвитием? Это цифровые технологии. Кто является идеалом сегодня в цифровых технологиях для детей, мы себе точно ответить не можем, поэтому всё, что сейчас происходит в ИБЦ, абсолютно в тренде, в том контексте, в котором держится сегодня модернизация образования с точки зрения цифровизации.
    Е. К. Виктор Александрович сказал замечательную фразу о том, что дети получили возможность сделать шаг в другой мир. Мы сегодня эти шаги делаем все вместе. И очень хочется, чтобы они по настоящему вели в хороший другой мир, потому что всё, что мы делаем, мы делаем ради детей.

    Беседу провела Елена Кимовна Балкова, шеф-редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике», записала Аксинья Михайловна Сисенкова, выпускающий редактор журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»

    Мы в социальных сетях: