• «Не лишайте подрастающее поколение “математического” детства»: интервью с председателем региональной предметной комиссии ЕГЭ по математике М. А. Гаером

    05 Ноя 2019
     
    10:27
     

    Беседовала : Анастасия Валерьевна Ерофеевская, выпускающий редактор журнала
    «Педагогический ИМИДЖ: от идеи кпрактике», старший методист РИЦ ГАУ ДПО ИРО

    – Максим Александрович, что Вы можете сказать о результатах ЕГЭ по математике в Иркутской области?

    Статистика по результатам ЕГЭ в Иркутской области говорит о том, что в регионе есть преподаватели, способные подготовить учеников на очень высоком уровне. Большинство лучших результатов традиционно принадлежит выпускникам профильных классов Иркутска, Ангарска и Братска. В таких лицеях и гимназиях не только программы подготовки по математике носят обширный и разносторонний характер, но и учителя там работают, которые могут эти программы реализовывать. Ведь, кроме традиционных уроков, там ведутся различные дополнительные занятия, направленные как на развитие математического мышления в целом, так и на целенаправленную подготовку к экзамену. На этом фоне сейчас в Иркутске наблюдается повсеместное открытие математических классов. Если кому-то кажется, что это и есть решение для более качественной подготовки учеников к ЕГЭ, то, на мой взгляд, это не так. Ведь мало открыть математический класс и выделить в образовательном процессе время для различных дополнительных факультативов, спецкурсов и т. п. Главное, где взять учителей, которые смогут это всё реализовать? С учениками тоже, кстати, не всё так просто. Чтобы учиться в математическом классе, нужны не только (или даже не столько) способности и талант, но ещё и желание трудиться, много трудиться. И очень хорошо, если такой труд будет только в радость. Так что таких учеников тоже ещё придётся поискать. В то же время результаты ЕГЭ по математике в Иркутской области показывают низкий средний балл и высокий процент участников, не преодолевших минимальный балл. Я считаю, что основной причиной такого положения дел как раз являются кадровые проблемы, связанные с нехваткой учителей в принципе, в том числе учителей, которые могут качественно преподавать математику.

    – Некоторые школьники убеждены в том, что, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по математике, нужно заниматься с репетитором. Всегда ли оправдано обращение к репетитору?

    – Пару лет назад я прочитал статью «Репетитор для троечника – деньги на ветер?», опубликованную в «Комсомольской правде». Основная мысль в ней следующая: репетиторы почти не влияют на результаты ЕГЭ, а подготовительные курсы при вузах помогают повысить баллы лишь чуть-чуть и только отличникам. С одной стороны, по мнению авторов, почти половина 11-классников не надеются лишь на школьные знания. С другой – занятия с репетиторами (часто это учителя школ или студенты вузов) не помогают улучшить баллы ЕГЭ. Позволю себе здесь и согласиться, и не согласиться. Так, быть может, происходит чаще всего, но не всегда. А всё потому, что репетиторством занимается огромное количество людей, в том числе студенты, вчерашние выпускники и прочие, которые никогда не стояли у школьной доски (фраза избитая, но к месту). А чем больше предложений, тем труднее найти среди них действительно компетентных преподавателей – специалистов, способных и «троечнику» помочь, и улучшить балл ЕГЭ «отличнику». Однако справедливости ради, нужно отметить, что одно дело –работать индивидуально с учеником, и совсем другое –с «разношёрстной» группой или классом. Да и от ученика многое зависит! Если он не будет трудиться сам, не будет работать на занятиях и самостоятельно, то никакими силами нужные знания и умения в его голову «не вбить».

    Если говорить о подготовке к ЕГЭ по математике, то конечный результат будет ещё зависеть и от стартовых данных, от того, что ученик на данном этапе уже может показать, сколько времени осталось до экзамена. Невозможно подготовить за последний год ученика на 80 баллов, если он к 11-му классу еле-еле переходит «порог» (или не переходит его вовсе), но на 50 баллов вполне возможно. Опять же многое зависит от целей и мотивации самого ученика. Хорошо подготовленный ученик, на мой взгляд, уже имеет своего тренера и наставника (в нашем случае репетитора в широком смысле),  поэтому у него меньше пробелов в знаниях. Поэтому не стоит метаться перед экзаменом, искать себе ещё лучшего преподавателя, а нужно продолжать оттачивать знания с ним же. В таких случаях и не бывает сильных скачков, борьба идёт  за каждый балл. Ведь в элитных вузах, при поступлении в которые счёт идёт на баллы, выигрыш в 2–3 балла может оказаться решающим.

    – Как Вы считаете, когда нужно начинать готовиться к итоговой аттестации по математике?

    – Чтобы ребёнок был успешным на итоговой аттестации по математике, работа педагога должна быть системной. Расскажу один пример из

    личной практики. «Да у вас детства не было… “математического”!» – огорчил как-то раз я одного своего ученика, с которым занимался по программе подготовки к ЕГЭ. Дело вот в чём. При подготовке к последней задаче в КИМ ЕГЭ (раньше она называлась С6) я выяснил, что мой ученик вообще не владеет комбинаторными навыками. После того как я несколько раз попытался хоть как-то преодолеть этот барьер, принял решение начать изучать с ним комбинаторику с самого начала. То есть примерно так, как я это делаю на своих математических кружках с учениками 3, 4, 5 классов. Первым делом изучаем основные правила комбинаторики на самых простых задачах. Когда он начал понимать, как решаются подобные задачи, у него был такой восторг, как у ребёнка, которому дали новую игрушку. Чем дальше мы продвигались, изучая новые методы и подходы к решению комбинаторных задач, тем его восторг только увеличивался. Вот тут ко мне и пришла мысль о трудном «нематематическом» детстве. А ведь комбинаторика – это только один из разделов математики, без знаний которого невозможно получить хороший балл на ЕГЭ. Также к таким разделам относятся и теория чисел с делимостью, остатками и сравнениями, и теория графов, и диофантовы уравнения, и принцип Дирихле, и многое другое… Всего этого не изучить за один последний год перед экзаменом. Вот ознакомьтесь с выдержкой из методического пособия по подготовке к ЕГЭ по математике под редакцией А. Л. Семёнова и И. В. Ященко:

    «Поскольку одним из основных отличий задач С6 является её явно выраженный нестандартный характер, а сведения, необходимые для решения этой задачи, могут относиться к самым различным разделам школьного курса, построение решения мо- жет потребовать нетривиальныхЕидей и методов, поскольку смыслом включения задачи С6 в состав контрольно-измерительных материалов ЕГЭ является именно диагностика уровня интеллектуального развития учащихся». Так что, дорогие родители, не лишайте подрастающее поколение «математического» детства. Водите их на очные математические кружки, отправляйте каникулах в летние и зимние математические школы. Подскажите, как это им поможет в будущем, которое совсем не обязательно будет связано с математикой. Как сказала одна моя знакомая (сама она сейчас с этим предметом никак не связана):

    «Знаешь, мне нравится ощущение превосходства над теми людьми, которые ничего не понимают в математике. И я получаю огромное удовольствие от решения задач, но не ото всех… От тех, где логика нужна, где “кончиками пальцев” едва ощущаешь, что решение где-то близко».

    – Начинается новый учебный год. Какие эмоции у Вас как у преподава-теля вызывает День знаний?

    – Если честно, то и для меня раньше 1 сентября никогда не был праздником в этом смысле, во взрослой жизни, конечно. Про то, как это было в детстве, не очень помню, да и времена были другие. Преподавателем мне всегда приходилось работать сразу в нескольких школах и вузах. Поэтому 1 сентября – это всегда огромные переживания на тему «А удастся ли мне в этот раз “состыковать” все расписания?» Чаще всего удавалось, но сколько нервов мне это стоило. После того как расписание, наконец-то, утряслось, обязательно находилось место, где оно по какой-то причине менялось. И это через пару недель после начала занятий. А при такой большой нагрузке огромна и отчётность (бумажная работа). И тут начинаются переживания, чтобы всё успеть. А ещё надо находить время, чтобы готовиться к урокам, к лекциям. Одна моя коллега как-то жаловалась, что её, работавшую в лицее с хорошими учениками, упрекают коллеги из обычных, общеобразовательных школ, что, мол, с хорошими-то учениками что ж не работать, они сами всё выучат и поймут, вот попробуйте с нашими, мол. На это она (моя коллега) им возразила, что как раз всё наоборот: попробуй прийти неподготовленным к таким (хорошим) ученикам, попробуй при них не решить задачу, не вспомнить теорему – считай всё, больше от них уважения не получишь. И тут я с ней полностью согласен. Для меня наступление 1 сентября раньше было связано с ожиданием огромного тяжёлого труда… Думаю, мне повезло, что лично для меня эта ситуация изменилась, правильнее сказать, я сам её изменил. Теперь я работаю только с теми учениками, которые хотят учиться, ходят на мои занятия с удовольствием, сами стараются из меня «выудить» как можно больше знаний и умений. Их родители знают, зачем привели своих детей ко мне. У каждого, кстати, своя причина, но в одном они схожи –в желании развить у ребёнка нетривиальное, логическое мышление посредством математики. И они видят результаты. Да, работы у меня и сейчас много. Но эта работа, от которой получаешь удовольствие: профессиональное, творческое, материальное… Так что для меня с некоторых пор 1 Сентября – уже негрустный праздник!

    Мы в социальных сетях: